Аскар Галимов представил свои «Неотосланные письма»
Камаловский театр начал сезон с постановки молодежной команды.
Камаловский театр начал сезон со спектакля по повести Аделя Кутуя 1936 года «Тапшырылмаган хатлар»/«Неотосланные письма». Большую сцену ТГАТ доверили выпускнику ГИТИСа этого года Аскару Галимову, который рассказал о том, на что готовы пойти родители ради своих детей. Подробности — в материале «Реального времени».
Как футурист стал лириком
Аскар Галимов по первому образованию — психолог-педагог и виктимолог (специалист, который работает с жертвами преступлений — прим. авт.). В этом году окончил ГИТИС (мастерская Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова), там же создал независимое театральное объединение «ӨЙ-ТЕАТР». Спектакль в Камаловском — его шестой. Кроме Москвы, он работал в Нижневартовске, Великих Луках и Кокшетау. Летом в Вахтанговском театре представили его «Утиную охоту» по Вампилову.
Одна из первых звезд постреволюционной литературы, Адель Кутуй начинал с футуризма, после занялся прозаическими историями советской молодежи. В 1931-м его арестовали как члена творческой группы «Җидегән», но в итоге после полугода следствия отпустили. В 1936-м он публикует повесть «Тапшырылмаган хатлар» — мелодраматическую историю о судьбе советской татарской женщины.
В этом году за инсценировку другого его популярного произведения «Приключения Рустема» Кариевский театр получил специальную премию жюри «Золотой маски». «Письма» также ставились в Казани, песни одной из постановок часто исполняла Альфия Авзалова.
В 2019-м тот же Кариевский представил спектакль «…отосланные письма» в инсценировке и режиссуре Ильгиза Зайниева, где он выставил на сцену два десятка стульев и сразу трех героинь, которые воплощали Галию (а вот ее муж Искандер перед зрителями так и не появился). Постановка идет до сих пор.
Начинали без текста
У камаловской инсценировки три автора — это сам Галимов, драматург Эндже Гиззатова (она написала для Камаловского пьесу «Ишекләр»/«Двери») и ассистент режиссера Арина Емелина. По сути, текст начался с импровизаций на репетициях, став в итоге высказыванием Галимова.
В комментариях перед премьерой режиссер указывал, что его мама также воспитывала двоих детей после развода, тоже хотела стать артисткой. Получается, «Письма» в версии Галимова — это благодарный взгляд на непростые решения, которые принимали родители, в том числе ради детей.
Кстати, «воздушную» музыку к спектаклю написал Салават Гафаров, младший брат продюсера лейбла Yummy Music Ильяса Гафарова. Они с Галимовым учились в одной школе, росли на улице Аделя Кутуя и играли в группе «Ветвь». До этого музыкант сочинил композиции к «Утиной охоте».
Письма Галии читает в спектакле ее дочь Кадрия (Люция Хамитова). У матери (Халима Искандерова) был инсульт, также в Сети можно найти пояснение, что она теряет память от деменции.
Художник Екатерина Горшкова выстраивает декорации — это несколько осколков стен с ободранными обоями, которые не спеша перемещают рабочие сцены. В этих же условиях живет и молодая Галия (Айгуль Шакурова). Она познакомилась с будущим мужем Искандером (Ришат Ахмадуллин) в конце 1970-х на студенческом вечере, артиста впечатлило ее исполнение песни «Бүләк ит син миңа» под аккомпанемент баяниста Ахмета Каримова (эту композицию пели Хайдар Бигичев и Венера Ганеева).
Актеры с проверенным амплуа
Ришат Ахмадуллин уже играл роль самовлюбленного Искандера в одноименном сериале 2016 года, где все действие было перенесено в настоящее время. И здесь он продолжает уверять зрителя в том, что в этом герое мало тяги к счастливой семейной жизни. Кроме того, Ахмадуллин делает аллюзию на свою главную роль в Камаловском, отыгрывая с Шакуровой фрагмент от лица Булата и Майсары из «Голубой шали». В этот момент между актерами возникает химия, которую не чувствуешь в момент их конфликтов.
Галия не хочет быть артисткой, как желает муж, ее цель — медицина. А еще она ходит к рабочему Галиакберу (Фанис Зиганша), который делится с ней рассказами о первой встрече с женой Гузель, о том, что мама — это ангел-хранитель. А также рассказывает историю от лица Ходжи Насретдина (указывая на одну из своих лучших ролей в театре).
В результате по своей воле Галия оказывается с двумя детьми в деревне, где борется за нормальные бытовые условия и ремонт фельдшерского пункта с главой района Галиуллиным. Роль пьющего председателя логичным образом достается несущему этот ярлык многие годы Ильдусу Габдрахманову, который также веселит зрителя танцами, неловким флиртом и масштабным исполнением «Кара урман».
По сюжету же Галия решает сделать вид, что отец ее детей — это ее однофамилец, бывший однокурсник по подготовительным курсам, Вали Сафиуллин (Зуфар Нуртдинов). Словом, все заканчивается хорошо, хотя очевидно, что Галия сделала это не для себя, а для семьи. А в конце, конечно, идет снег.
Ну и что, что не любила
В постановке Галимова немало занятных эпизодов. Обращение через годы и расстояния героинь к другим персонажам. Внезапные анекдоты Галиакбера. Путанный монолог Вали. Но это словно независимые этюды, вишенки на торте, вкус которого тебе кажется слишком приторным.
При этом спектакль, лишившийся многих прозаических эпизодов, не дает новых ответов, не будоражит какими-то экспериментами. И поэтому, к примеру, важный момент новой встречи Галии и Вали (мужчины, который занимает минимальное количество времени в спектакле) выглядит очень натянуто. Как будто сами актеры не понимают, зачем они это делают.
Занятно, что у «Неотосланных писем» был сценарий, написанный сыном писателя Рустемом Кутуем. Судя по сохранившимся воспоминаниям, в нем указывалось, что, вероятно, Искандера отец писал с себя. А то был человек, который недавно находился под следствием, был врагом народа. В сценарии он бросает семью, чтобы оградить ее от последствий. Да, в оригинале Адельша Нурмухамедович об этом ничего не писал. С другой стороны, в одноименной опере Джаудата Файзи Искандер возвращается после долгих лет скитаний. В некотором смысле и Галимов повторяет схожий эпизод. Но, кажется, все это происходит лишь в сознании героев.
Вероятно, Камаловский привлек нового режиссера не только потому, что образованные и уже в меру опытные постановщики татарскому театру сейчас ой как нужны (особенно в преддверии переезда в многозальное здание на другой стороне Нижнего Кабана). С Галимовым они еще получают в меру консервативного автора, который выстраивает диалог между поколениями. А такой труппе он тоже необходим.
Еще в этом спектакле есть небольшая, но важная роль у Фариды Хафизовой, помощника режиссера в театре и ученицы Марселя Салимжанова. Ему 7 ноября исполнилось бы 90 лет.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.