Почти три десятилетия на пути к «Уключине»
Забытые слова, хрупкие истории и непреходящая нежность — как прошла презентация сборника Дениса Осокина в Казани
В Национальной библиотеке Республики Татарстан прошла презентация новой книги Дениса Осокина — сборника «Уключина». Автор поделился историей написания повести, которая стала заглавной для книги, и открыл гостям глубины своих размышлений о силе искусства, о вещах, которые сопровождают нас всю жизнь, и о том, как они наполняются личным смыслом.
Путешествие длиною почти в 30 лет
Денис Осокин, писатель, известный своим особым взглядом на жизнь, рассказывает: «Уключина — это для меня, по сути, имя Бога и много-много всего другого. Это главное, чего не хотелось бы лишиться никогда. Все остальное может приходить и уходить, но только не «Уключина». Осокин рассказывает, что само слово «Уключина» завораживало его еще с детства. «Я с раннего детства обожаю это слово, все время им восхищался. Хотел попытаться в художественной литературе разобраться, что это такое», — поясняет Осокин, добавляя, что для него это личный символ, что-то неизменное и вечное.
«Уключина» — слово старинное, возможно, забытое многими, но не для Дениса Осокина. «Я задумал эту повесть в году так 1996-м, 1995-м, на стыке школы и университета. Задумал самое начало повести, буквально первый абзац и самый конец». Лишь в 2021 году повесть была завершена. Казалось, что «Уключина» выросла вместе с писателем, постепенно превращаясь из абстрактной идеи в сформировавшееся произведение.
Осокин вспоминает, что в начале своего пути он мечтал быть автором одной повести и одного романа. Удивительно, что спустя годы, когда «Овсянки» стали его визитной карточкой, «Уключина» стала личной вершиной, произведением, подписанным собственным именем.
«В художественной литературе ты один. Блокнот за 50 рублей, ручка за 40 рублей. Все, и ты один... И никто не поправит, и никто не торопит», — говорит Осокин. Он рассказывает, что литература для него — это пространство, где возможны все состояния, все измерения. Он делится своим представлением о силе искусства, сравнивая его с физикой. «Физике известны три агрегатных состояния вещества. Искусство — это 2 333 состояния плюс бесконечность. Нужно все преодолевать, все ставить на паузу, все запускать».
Истории, вдохновляющие нежность: «Анимоны» и «Снегурочка»
Осокин продолжает рассказ о других произведениях сборника, упоминая «Анимоны» и «Снегурочку». «Анимоны» — это особенный рассказ. Он, по словам автора, говорит о «нежности, которая выстилает поверхность мира живых». Здесь, как и во всех произведениях писателя, читается необычное отношение автора к миру и к людям. Для Осокина «нежность» — не просто слово, а концепция, пронизывающая его творчество. Как он сам замечает, мир «Анимонов» сопоставим с миром «Уключины», но если последний — о конкретном, физическом предмете, то «Анимоны» — более эфемерны, они о том, что нас окружает и при этом едва уловимо.
«Снегурочка» была написана весной 2023 года в театральной арт-резиденции в Коломне, где писатель жил и работал. «Мы хотели ставить спектакль по другому тексту. А я только что написал «Снегурочку». На худсовете мы обсудили и решили делать спектакль по ней», — рассказывает Осокин. Эта история уже нашла свой путь на театральную сцену.
Для Осокина «Снегурочка» символизирует нескончаемое чувство, будто вечное присутствие даже в момент отсутствия. «Это разговор о прощании, при этом не прощаясь, о том, что ничего никуда не исчезает, о том, что снег тает, вода испаряется». Как метафора уходящего, но не исчезающего.
Осокин говорит о восприятии публикой этой повести: «Поначалу я думал, что она будет малопонятной, но почувствовал, что она как раз таки очень даже понятная». В этом произведении оживают не только персонажи, но и идеи, которые, как утверждает Осокин, могут противостоять даже законам физики.
«Счастье — это когда ничего не происходит»
Денис Осокин затрагивает еще и тему «счастья» в своем творчестве. Для него это не просто слово, а целая философия. «Счастье — это когда ничего не происходит», — говорит писатель. И эта фраза проходит рефреном через его произведения и спектакли.
Но кроме счастья, Осокина очень волнует тема оживления. «Оживление — это мое любимое слово. Непрерывное оживление — это как непрерывная Пасха, непрерывное воскрешение, непрерывный стоп-мир», — рассказывает Осокин. Он считает, что умение оживлять — это главная обязанность художника и любого творца. Именно обязанность, а не навык или желание. «Иначе он просто не художник. Больше он ничего не обязан. Я понимаю, что говорю спорные вещи. Я на этом не настаиваю, программ не пишу, никого не агитирую. Но я так думаю и так работаю», — завершил свое выступление писатель.
Екатерина Петрова — литературный обозреватель интернет-газеты «Реальное время», автор телеграм-канала «Булочки с маком» и основательница первого книжного онлайн-клуба по подписке «Макулатура».
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.