Почему «Новая красная машина» на поверку оказалась «жигулями» Олега Знарка

Национальная сборная России в финале «домашнего» чемпионата мира не сыграет. Накануне наши хоккеисты уступили в полуфинальном матче финнам — 1:3

В пассиве сборной России до полуфинального матча были поражение от чехов, неубедительная победа над казахстанцами и период, проигранный немцам. Ее соперник — команда Финляндии, которая в последнее время часто огорчает россиян (вспомнить хотя бы Сочи-2014), ни одной осечки не допустила, показывая самую сбалансированную и выстроенную игру из всех участников ЧМ. Но, может быть, в успехах наших северных соседей решающую роль играло то обстоятельство, что все предыдущие встречи подопечные Кари Ялонена проводили в Санкт-Петербурге, который хоккеисты Суоми и их болельщики считают чуть ли не своей родной территорией? Подробнее в материале «Реального времени».

Отыгрываться финнам непривычно

Все-таки от перемены мест сумма может меняться. На первых минутах своего первого поединка на новой для себя арене — «ВТБ Ледовом дворце» финны чувствовали себя не в своей тарелке — и лед не тот, что в «Юбилейном», и среди болельщиков куда меньше родных лиц и свитеров с орлами куда больше, чем со львами… Наши лишили соперника главного, в чем Гранлунд, Койву, Ахо, Лайне и другие технари особенно сильны — контроля за шайбой, и довольно быстро заставили капитулировать Коскинена, которому город на Неве, как питерскому армейцу, и вообще знаком, как в песне Аллы Пугачевой — «…до слез и …до белых прожилок берез». Шайбу забросил Широков, и это был первый на первенстве случай, когда сборная Финляндии оказалась в роли отыгрывающейся стороны.

Только оказавшись в большинстве в середине первой трети матча, представители Страны тысячи озер вспомнили, что являются и третьей командой турнира по розыгрышу лишнего и впервые организовали давление на ворота Бобровского. Результата это не дало, но во всяком случае «в свою тарелку» они вернулись. Чтобы затем самим отбиться в меньшинстве, а к концу периода показать, что акклиматизация ими пройдена. Ближе к перерыву они прибавили в жесткости и смогли задать парочку серьезных задачек Бобровскому, с которыми наш «голубой жакет» справился не без труда.

Убийственное большинство

Второй период показал, что акклиматизировались наши соперники неокончательно. Непривычная для аккуратных финнов неразбериха на пересменке привела к потере шайбы и стремительному выходу Овечкина один на один. Использовать выгоднейший момент Александр «Великий» не смог, так как не совладал с собственной скоростью и слишком сблизился с Коскиненом. Но зато потом финны во второй раз за матч получили большинство (удален был автор голевой передачи Марченко) и подтвердили статистику хороших «реализаторов» — бросок 18-летнего Себастьяна Ахо в нижний левый угол ворот Бобровского был неотразим.

На 28-й минуте Лео Комаров, заработавший большинство для своих партнеров, которое и было реализовано, сам присел на скамеечку штрафников. Шанс вновь выйти вперед россиянам предоставился роскошный, но Дацюк каким-то абсолютно непостижимым для себя образом не смог переиграть Коскинена после паса Мозякина — не исключено, правда, что Павла придерживали. Впрочем, любезностью ответил и выскочивший «из загона» на рандеву с Бобровским Комаров и равный счет на табло не изменился. От былого преимущества хозяев по игре тоже мало что осталось, и матч, к удовольствию ценителей хоккея, стал походить на настоящую битву на выживание, выгодно контрастируя с большинством четвертьфиналов с их лишенным интриги сюжетами.

Так и не поняв, что удаление в поединке с такой сильной сборной, как финская, необходимо реализовывать, россияне еще раз проехались «мимо денег», хотя на этот раз разыгрывали лишнего лучше, чем в ситуации со штрафом Комарова. Расплата последовала незамедлительно: Йокинен, только что вместе с товарищами отзащищавшийся в меньшинстве, на дальней штанге замкнул прострел Лайне и вывел гостей вперед. Буквально вдогонку за этой неприятностью команду Знарка настигла новая беда. Овечкин совершил немотивированное нарушение правил, и Ахо во второй раз за период наказал хозяев за грубость, успешно сыграв на добивании — 1:3. Из выигрывающей и контролирующей ход матча стороны сборная России всего за 20 минут превратилась в догоняющую, и ведь не скажешь, что в счете 1:3 был элемент случайности и нелогичности. Подопечные Ялонена оборонялись, атаковали и забивали «по науке», а растерянный вид и лихорадочные действия выдавали в его коллеге по цеху и оппоненте Знарке отсутствие понимания, как следует перестраиваться по ходу встречи и упование на Овечкина, удачу и всевышнего.

Армия спасения

С началом третьего периода сборная России перешла на игру в три звена. Финны стали играть по счету и стремились при участившихся атаках «новой красной машины» не отбрасывать шайбу, а дорожить ей и, по возможности, отодвигать игру от своей зоны. На исходе 47-й минуты Барков получил малый штраф, но вся работы спецбригады большинства хозяев свелась к выводу на бросок Овечкина, воплощавшего в хоккейную практику лозунг своего футбольного тезки: «Бил, бью и буду бить!» (добавим — не заботясь о точности). Последовав примеру Овечкина (и так же, не особо заботясь о точности), бить стали все — и даже те, кому такой хоккей органически противопоказан — нападающие звена Шипачева.

Продержавшись вчетвером при удалении Марченко (хотя финны и не особо стремились атаковать), россияне со стартом последней пятиминутки основного времени приступили к штурму ворот гостей. Шипачев получил клюшкой по лицу и заработал для своей команды важнейшее удаление в стане соперника. Наш штаб взял тайм-аут и за три с половиной минуты до сирены снял вратаря, но возобновившейся осаде получило повреждение отважно сражавшегося на вражеском пятаке Телегина. Большинство хозяева вновь растранжирили и последний микрошанс получили на вбрасывании в чужой зоне за 48 секунд до конца. По правде говоря, то, что сирена и будет означать конец надеждам сборной России, стало очевидно гораздо раньше этих лихорадочных попыток «армии спасения» не оконфузиться на родном льду. Залихватская удаль и безудержная смелость — качества хорошие, но в современном хоккее все чаще берут верх другие компоненты.

Олег Знарок? Давай, до свидания!

Осанна, которую спели сборной и ее новому наставнику Олегу Знарку после победы на проходном чемпионате мира в Минске-2014, сослужила российскому хоккею плохую службу. Крепкий тренер для крепких команд среднего уровня типа ХК МВД или московского «Динамо» возомнил себя кем-то средним между Чернышевым с Тарасовым и Тихоновым с Юрзиновым и стал заново собирать «новую красную машину». То, что сборка идет на уровне цеха «АвтоВАЗа», стало ясно в Праге-2015, где преимущество канадцев над россиянами в финале было подавляющим. Перебрав в текущем сезоне десятки абсолютно не подходящих уровню сборной России хоккеистов на всяких Еврочелленджах, сборная Знарка заняла последнее место на Евротуре и продемонстрировала отсутствие у ее тренерского штаба концепции и стратегии создания действительно чемпионской команды. В поражении от Финляндии, сборные которой в один год победили на чемпионатах мира до 18 и до 20 лет, не оказалось ничего случайного. Страна, где заботливо строят постоянно воспроизводящую хоккейную систему, может побеждать на самом высоком уровне силами даже 18-летних вундеркиндов, которые идеально вписаны в годами отлаженную систему игры.

Если сборная России займет на этом первенстве планеты третье место, это будет максимумом, на который мы способны с этим тренерским штабом. Все-таки для работы с солистами уровня Овечкина и Дацюка нужны дирижеры, а не администраторы по концертной части. Я уже не говорю о серьезных сбоях в нашей хоккейной системе, но это тема для совсем другого разговора.

Александр Норден, фото iihfworlds2016.com
Справка

Финляндия — Россия — 3:1 (0:1, 3:0, 0:0)

21 мая

  • 0:1 — 2 Широков (Марченко, Телегин)
  • 1:1 — 25 Ахо (Линделль, Гранлунд)
  • 2:1 — 35 Йокинен (Лайне)
  • 3:1 — 38 Ахо (Койву, Коскиранта)

Спорт

Новости партнеров