Производитель упаковки из Татарстана расширяет экспансию в Центральную Азию

«Данафлекс» вложит до 2,5 млрд рублей в запуск двух заводов на территории ОЭЗ Казахстана и Узбекистана

Производитель упаковки из Татарстана расширяет экспансию в Центральную Азию
Фото: Максим Платонов

В новых экономических реалиях российский бизнес активно наращивает присутствие в республиках Центральной Азии. Как стало известно «Реальному времени», татарстанский производитель гибкой упаковки «Данафлекс» запустит здесь два завода суммарной мощностью до 1 800 тонн в месяц. Оба проекта будут реализованы на территории особых экономических зон Узбекистана и Казахстана. «Это открывает возможности для реализации продукции за пределы региона в другие азиатские страны и не только», — считают эксперты.

Татарстанский производитель вложит до 24 млн евро в заводы в СНГ

Особенности инфраструктуры и крупный рынок Центральной Азии привлекает много российских компаний. Только в Узбекистане их количество за последние годы утроилось. В этой стране уже работают созданные с участием Татарстана технопарки «Чирчик» и «Джизак», еще один строится в Навои. Резидентам предлагают налоговые и таможенные преференции, льготы по кредитам, компенсацию транспортных расходов, отсрочку по аренде. Локация привлекла и татарстанского производителя гибкой упаковки ГК «Данафлекс». Параллельно в группе, основанной Айратом Башировым, рассматривают и соседнюю республику для старта:

— Изначально мы действительно планировали запустить проект в Узбекистане. Сейчас, после поездки в Казахстан, в Алма-Ату, тоже увидели хорошие возможности. Там очень мощный производственный пищевой кластер. В Казахстане мы присутствуем давно. Наши клиенты и партнеры там очень лояльно восприняли, что мы можем запустить проект в их республике. Потому что Казахстан, Киргизия — это ЕАЭС (Евразийский экономический союз, — прим. ред.), можно без таможни ввозить продукцию, и, скажем так, более цивилизованно стартовать со своей моделью, — сообщил «Реальному времени» директор компании по продажам Алик Губайдуллин.

Динар Фатыхов / realnoevremya.ru

В настоящее время в компании разрабатывают несколько бизнес-проектов, строят финансовые модели, чтобы просчитать, где лучше открыть следующую площадку в регионе. «Это может быть как Ташкент, так и Алма-Ата — конечное решение будет принято до конца года», — пояснил собеседник издания:

— На самом деле мы очень близки к тому, чтобы стартовать с двумя площадками. Скорее всего, первый завод сделаем в Алма-Ате и, наверное, с лагом в полгода-год зайдем в Ташкент. Потому что весь этот регион быстро растет, потенциал огромный, и нам кажется лучше застолбить место сразу через обе площадки. Та модель, которую мы проектируем, несколько отличается от существующих. Это специализированная модель заводов, которые рассчитаны на быстрый ввод и быстрый выход на загрузку.

Заводы будут выпускать гибкую упаковку для пищевых продуктов, в основном для кондитерских изделий и снеков. Каждое предприятие площадью около 7 тысяч кв. м будет включать до трех производственных линий и выпускать готовую продукцию в среднем по 750—900 тонн в месяц, в зависимости от структуры пленки. Для сравнения казанские площадки производителя суммарно выдают в месяц порядка 5 тысяч тонн гибкой упаковки. «Объем инвестиций в каждый проект составит порядка 8—12 млн евро», уточнил представитель компании.

«Объем инвестиций в каждый проект составит порядка 8—12 млн евро», уточнил представитель компании. Максим Платонов / realnoevremya.ru

«Обрадовался, что Китай еще не занял этот рынок»

Весной в рамках участия татарстанской делегации в работе международной промышленной выставки «Иннопром. Центральная Азия» предприниматели республики посетили ряд узбекистанских особых экономических зон, управляемых казанским технополисом «Химград». Изучили инфраструктуру «Чирчика» и «Джизака», провели переговоры с хокимами (властями города, — прим. ред.). Татарстанские производители получили возможность сравнить условия разных площадок в регионе.

— Да, мы сравниваем условия, потому что очень много факторов. В первую очередь энергетика — газ, электроэнергия, здесь нужна надежность. Во-вторых, поддержка властей. И самое главное, наверное, надо отталкиваться от клиентской базы и заказчиков, готовых сразу работать. Поэтому, если локация, то это только ОЭЗ, которые ведет «Химград», — пояснил Губайдуллин.

Новые производственные площадки татарстанской компании в Центральной Азии будут представлять собой специализированные предприятия. Для каждой локации проводят анализ клиентской и партнерской баз. На местном рынке присутствуют свои производители пищевой упаковки, а также иностранные, но в татарстанской компании уверены в своих перспективах.

— Пока на этом рынке доминируют производители Турции и Китая, есть и российские поставщики. Тем не менее для нас — это очень хорошие возможности. Сейчас некое напряжение в логистике по поставкам из Турции. И я очень обрадовался в последний визит в Алма-Ату, что Китай еще не занял этот достаточно серьезный рынок. Вследствие отсутствия культуры производства гибкой упаковки в этом регионе многие местные инвесторы пытались зайти, но безуспешно. Все-таки бизнес непростой, процессы сложные, нужна компетенция, поэтому местная конкуренция не особо развита: одна-две компании, — отметил Губайдуллин.

Весной в рамках выставки «Иннопром. Центральная Азия» предприниматели республики посетили ОЭЗ Узбекистана, изучили условия технопарков «Чирчик» и «Джизак». предоставлено пресс-службой раиса РТ

В текущем году «Данафлекс» приобрел два производства в Турции: одно по цифровой печати, другое — также по выпуску упаковки, хотя и в меньших масштабах, нежели планируемые к запуску в Центральной Азии. «Это как раз такие прототипы смарт-заводов на рынке Турции. Объем инвестиций по турецкому заводу гибкой упаковки порядка 3,5 млн евро, по цифровой печати где-то в районе 2-3 млн евро», сообщили в компании. Стамбульская площадка больше заточена на индивидуализированную упаковку для малого и среднего бизнеса — до 5 млн пакетов или около 10—12 млн тонн готовой продукции. «Это штучный товар и новая ниша даже на мировом рынке». Турецкое производство гибкой упаковки тоже небольшой мощности — до 350—500 тонн в месяц.

«С учетом отношений с ЕС, один из вариантов — производить в понятной стране, как Узбекистан»

Опрошенные «Реальным временем» эксперты подтверждают высокий интерес отечественного бизнеса к открытию производств в ближнем зарубежье, особенно в странах Центральной Азии. Перспективными собеседники издания считают и татарстанские проекты по выпуску упаковки на узбекском и казахстанском рынках.

— Давно пора, перспективы нормальные, он показал свой класс. С нуля все сделал здесь. Хорошо в Европе сделал — с этим мы ему помогали. Но Европа закрылась, а потенциал есть, упаковка нужна. Поэтому никаких сомнений нет, что Баширов и вся семья с этим справятся. Конкуренты? Волков бояться в лес не ходить. Мощности позволяют, сами плотно работают. Все будет зависеть от того, как они подберут кадры, насколько все это дело развернут. Это направление давно надо было развивать, но тогда выгоднее было в Европе, а сейчас она закрылась и, чувствуется, надолго, — выразил свое мнение председатель Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев.

С ним согласен его заместитель Артур Николаев: «У компании были производства за рубежом, то есть они рынок знают: и европейский, и азиатский. С учетом последних событий, которые сложились во взаимоотношениях между Россией и ЕС, один из вариантов — действительно производить в другом регионе, тем более в такой понятной стране, как Узбекистан. У нас там есть ряд промплощадок с понятным управлением, инженерией, обслуживанием. Поэтому компаниям, тем более татарстанским, будет комфортно размещать свое производство в этой стране». В Узбекистане готовы к сотрудничеству и совместным производствам с российским бизнесом, подчеркнул эксперт.

— Страна растущая, на самом деле, и хорошо, что они обратили внимание на Узбекистан, потому что развитие упаковки там тоже будет серьезным и глубоким. Поэтому и выходят на этот рынок — выполнять заказы на внутренний рынок. С их технологиями и наработками это тоже немаловажно. Это открывает возможности для реализации продукции и за пределы Узбекистана, в другие азиатские страны, и не только, — считает он.

Экономист Рустем Шайахметов подчеркнул, что в новом регионе отечественным компаниям важно качественно соответствовать реалиям рынка. По мнению спикера, оба предприятия будут нацелены больше закрывать потребности растущих местных рынков Узбекистана и Казахстана, нежели на экспорт — за пределы этих стран:

— Конечно, могли бы и из Татарстана возить упаковку, но значит, сумели представить экономические доводы, что это выгоднее делать там. Бизнес, как ртуть, где есть возможность заработать, есть некая ниша — тут же заполняется. Другое дело все преференции, рабочие места и прочее получит Узбекистан. Хотя нужно еще учитывать и нехватку рабочих рук. Ужесточается миграционный контроль, который не совсем адекватен угрозам, я считаю, потому что бьет по всем, кто мигрировал. Это удар и по экономике, будет порождать необходимость производить в Азии и еще где-то, потому что у нас просто некому будет это делать.

Начиная с 2022 года, по официальным данным Узбекистана, больше всего иностранных предприятий в государстве открыли именно россияне. На тот момент насчитывалось порядка 1 тысячи компаний с российским капиталом, за прошедшее время их количество выросло втрое.

Василя Ширшова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ПромышленностьБизнес Татарстан

Новости партнеров