Сергей Рябков: «БРИКС — это инструмент строительства более демократического и справедливого миропорядка»

О подготовке, планах и перспективах объединения

Вступление Турции в БРИКС, валюта стран-участниц, ситуация с украинским конфликтом, а также возможность присоединения новых членов — эти и другие вопросы затронул заместитель министра иностранных дел России, шерпа страны в БРИКС Сергей Рябков. В своей речи он определил разнообразные аспекты не только предстоящего мероприятия, но и самого объединения в целом. Подробнее — в материале «Реального времени».

Насколько сейчас все готово к саммиту БРИКС

Саммит станет значимым этапом в развитии БРИКС и в последовательной работе по созданию более справедливой системы глобального управления, где роль стран, представляющих большинство населения мира, будет возрастать. В этом году на первый план выходит задача обеспечить органичное включение новых участников в существующие механизмы сотрудничества, не снижая при этом их эффективность, подчеркнул Рябков.

— Как показывает опыт прошедших девяти месяцев, новички с энтузиазмом встраиваются во всю многопрофильную работу и многослойную архитектуру нашего сотрудничества, охватывающего три ключевых направления: политика и безопасность, экономика и финансы, культурные, гуманитарные связи, — заметил политик.

Из 250 мероприятий, запланированных на этот год, год российского председательства, состоялось уже около 200, в том числе большинство министерских встреч. Все они, по словам замглавы МИД, сформировали хорошую основу для предстоящей встречи лидеров. Особенно он выделил уже запущенные инициативы, в том числе по ядерной медицине.

— [Есть] новые диалоги в сфере транспорта, геологии, недропользования. Впервые состоялась встреча министров юстиции стран БРИКС, принято решение о создании форума налоговых администраций, что фактически выводит сотрудничество в данной сфере на новый уровень. Начата работа над созданием зерновой биржи БРИКС, которая призвана содействовать обеспечению продовольственной безопасности государств объединения и развивающихся стран в целом. На гуманитарном направлении прошел ряд запоминающихся мероприятий, среди них кинофестиваль БРИКС, академический и гражданские форумы, молодежный саммит. Впервые в открытом формате прошли спортивные игры БРИКС, — отчитался замминистра иностранных дел России.

На вопрос о том, удалось ли России выполнить все задачи, которые были поставлены перед началом председательства, Сергей Рябков ответил, что пока рано делать выводы — необходимо посмотреть, как пройдут обсуждения, переговоры и встречи лидеров. Он выразил оптимизм по поводу того, что уже сделано и что готовится.

На сегмент БРИКС+ приглашены лидеры развивающихся стран из различных регионов мира: Азии, Африки, Ближнего Востока, Латинской Америки.

— Мы ожидаем, что все они будут представлены на очень достойном уровне. На сегодня соответствующие подтверждения получены уже от более 30 государств, включая наших ближайших соседей и партнеров. Кроме того, ждем, что в Казань приедут руководители региональных организаций, исполнительных органов соответствующих структур, — поделился шерпа России в БРИКС.

Напомним, больше года Казань активно готовится к саммиту, который пройдет в городе с 22 по 24 октября. В столице Татарстана обновляют дороги, проводят освещение, меняют инженерные коммуникации, благоустраивают общественные пространства и строят новые культурные и туристические объекты. До дня икс остался месяц. О том, как продвигаются работы на объектах и успевают ли их завершить в срок, — в материале «Реального времени».

Турция в составе БРИКС

В последние годы Турция стремится проводить весьма динамичную политику и все чаще заявляет о себе как о самостоятельном игроке. Одним из проявлений такой внешнеполитической линии является поддержание партнерских и прагматичных отношений с Россией.

— Объяснения этому есть, в том числе материальные. У нас совместные проекты и многомиллиардные контракты в самых разных сферах. В том числе в сфере энергетики. Я думаю, что один лишь проект сооружения в Турции атомной электростанции — это шаг к формированию в стране, по сути дела, новой отрасли экономики. Совместными усилиями нам не раз удавалось вносить вклад в разрешение региональных кризисов и поддержание безопасности и стабильности, в том числе в проблемных очагах, где другие мировые игроки оказывались бессильны, — объясняет спикер.

Россия и Турция вместе работают над урегулированием ситуации в Сирии и на Ближнем Востоке в целом. Что касается подхода Анкары по Украине и непризнания результатов референдума 16 марта 2014 года о воссоединении Крыма с Россией — это одно из звеньев их динамичной политики, заявил Рябков.

— Что касается заявки Анкары на присоединение к БРИКС, то хотелось бы подчеркнуть, что все решения в объединении принимаются консенсусом. Мы с уважением относимся к стремлению Турции, как и всех других государств, заинтересованных в выстраивании системного взаимодействия с БРИКС, к тому, чтобы сблизиться с этим объединением, — добавил эксперт.

Напомним, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подтвердил участие в саммите БРИКС в Казани.

«По сути, БРИКС — это инструмент строительства более демократического и справедливого миропорядка»

Тема выработки статуса партнера для государств, заинтересованных в сближении с БРИКС, возникла как реакция на запрос развивающихся стран, видящих в объединении привлекательную модель взаимодействия. Формат БРИКС не просто место для углубления сотрудничества с единомышленниками за тысячи километров, но и возможность расширить влияние на глобальную повестку дня и выработку решений, высказался Рябков на тему новых партнеров объединения.

— По сути, БРИКС — это инструмент строительства более демократического и справедливого миропорядка, одно из звеньев формирующегося многополярного мироустройства, и список потенциальных кандидатов — его работа. При этом мы исходим из того, что партнеры не должны быть статистами, они будут вносить значимый вклад в развитие сотрудничества и формирование повестки дня, но, конечно, критерии для них тоже будут предусмотрены, — заявил заместитель министра.

По поводу ожидаемой многими экспертами единой цифровой валюты стран БРИКС замглавы МИД заявил, что на сегодня вопрос поднимать пока что рано:

— Причина в том, что наши страны имеют существенные различия в подходах к регулированию платежного баланса, национальных финансовых рынков, таргетированию инфляции.

Профильные ведомства БРИКС продолжают активно заниматься вопросом сопряжения финансовых рынков и внедрения новых схем взаимных расчетов. В экспортно-импортных отношениях доля национальных валют достигла более 65%. На саммите эта тема прозвучит среди главных.

Напомним, президент России Владимир Путин заявил о работе над созданием независимого «платежно-расчетного контура» для БРИКС, который будет обслуживать всю внешнюю торговлю стран-участниц.

Недостатки БРИКС

Недостатками объединения являются отсутствие уставных документов, отражающих обязательства сторон, зависимость решений от политической воли государств и динамичность взаимодействия, рассказал Рябков:

— Вопрос в том, что каждый раз приходится согласовывать параметры финансирования того или иного проекта или механизма, что тоже требует определенного времени и утяжеляет внутригосударственные согласования. Но мы это не драматизируем. Это все те обстоятельства, в которых мы успешно развиваемся и которые принимаются в расчет.

Практика сотрудничества БРИКС говорит, что эти минусы с лихвой перекрываются преимуществами нашего взаимодействия, подчеркнул политик.

Вопросы Украины

Россия не видит на данный момент возможности для каких-либо прямых контактов с Киевом, но приветствует предложения о посредничестве, заявил замглавы МИД России.

— Россия была и остается открытой к политико-дипломатическому решению конфликта. Мы приветствуем выдвижение конструктивных и содержательных предложений от всех стран, в том числе от упомянутых вами участников БРИКС, если они учитывают интересы всех сторон, — сказал Рябков.

Вопросы Ближнего Востока

БРИКС должно сейчас фокусироваться на поиске политико-дипломатических форм, формул урегулирования на основе баланса интересов, высказал мнение замминистра иностранных дел России.

— Участие арабских стран и Ирана в БРИКС — это огромное преимущество данного объединения, сложилась возможность прямого обсуждения между регионалами и кризисных ситуаций, и насущных проблем ближневосточного региона. Этой работе должно помочь то, что в последние годы произошли кардинальные изменения в арабо-иранских отношениях в плане развития взаимопонимания, сотрудничества, решения двусторонних проблем за столом переговоров, — заявил Рябков.

Политик заметил, что саммит в Казани, безусловно, это та площадка, где на уровне лидеров диалог по всем этим сюжетам будет продолжен, тем более что на высшем уровне ожидается участие всех стран, которые были упомянуты.

Дарья Пузикова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Общество

Новости партнеров