Про панк-рок, мусор и свет в гараже: шесть документальных короткометражек про Казань

Про панк-рок, мусор и свет в гараже: шесть документальных короткометражек про Казань
Кадр из фильма Romb. Фото: предоставленно пресс-службой Gorizont Films

В эти выходные продюсерский центр Gorizont Films и арт-резиденция RE’ACTOR в третий раз покажут в ДК химиков альманах «Казань [со]всем». Проект представляет собой шесть документальных короткометражек участников лаборатории «Документальное кино». Давно о городе не снимали настолько интересное кино.

«Казань. Панк. Рок. Эпатаж»

— Основная сложность в была в том, чтобы объединить ребят для создания документального фильма, потому что у нас тогда не было понимания, каким он должен получиться. Было 100 заявок, мы отобрали 45 человек, — рассказывает Дидар Оразов, директор Gorizont Films, куратор лаборатории документального кино. — Мы старались отбирать не только людей с опытом именно в видеопродакшене, но именно с опытом работы в творческой индустрии.

Альманах, который снимался 2 месяца, начинается с картины «Казань. Панк. Рок. Эпатаж» о нескольких волнах независимой казанской музыки. Название взято по песне группы «12-й маршрут», которая позже превратилась в занятную экспериментальную формацию «Детский царь» с выступлениями по России. А в начале нулевых они умудрялись играть панк-рок без перегруженных гитар.

Основное экранное время авторы уделили шумовому коллективу «Вшы», который репетирует в масках крокодилов и говорит о стремлении к свету. Также в кадре — новые герои андеграунда: «Неоль», «Даянская», «Амперметр», yngsad. Исполнитель Ян Куян распевает «Туган як», а пожилой панк-рокер по кличке Нафаня играет в переходе… После просмотра любой зритель, вероятно, хотел бы сходить на сборный концерт.

«Музей мусора», пожалуй, наиболее социальный проект, в котором работа саунд-дизайнера Йусуфа Бикчантаева (он участвовал в проекте в целом) наиболее заметна. Индустриальный грохот и горы пластика с полиэтиленом. С одной стороны, это рассказ о работе «УК ПЖКХ» (Анастасия Хан, руководитель пресс-службы, сообщает, что вообще-то весь мусор в Казани сортируется, просто желтые контейнеры ускоряют этот процесс). Здесь есть спикеры от «Экостанции» в парке «Урам».

С другой стороны — это разговор с мастерами, которые работают с мусором (и тут можно узнать, из чего же сделаны шахматные столы в парке Горького от Qullar). Константин Максимов рассказывает, что для одного заказа он использовал тонну пластиковой стружки, а потом понял, что она могла бы просто оказаться на свалке. Целая тонна пластика. Отметим, что Qullar — кураторы лаборатории от RE’ACTOR «Предметный дизайн». Хоть выводы авторов очевидны, смотреть это больно и интересно.

Кадр из фильма «Казань. Панк. Рок. Эпатаж». предоставленно пресс-службой Gorizont Films

Когда умные головы не спасают

Не все картины смотрятся как достаточно законченное высказывание. К примеру, работа «К большой воде» выглядит больше как репортаж-размышление о сосуществовании Казани и водоемов. Главным спикером здесь становится архитектор Николай Новиков, который рассказывает, что в 1930-х годах советские архитекторы стремились в этом городе к воде, но до сих пор эта мечта, что люди дойдут до Волги, не сбылась. Вода красиво шумит.

Схожим образом поступают создатели фильма «Казань — это дом». Сначала в нем красиво ходит, едет, говорит один из ведущих документалистов-операторов Татарстана Николай Морозов. Он рассуждает о документалистике: например, считает оператор, если после фильма у режиссера не появились друзья и враги, то это не самый достойный фильм.

Внезапно герой меняется — и им оказывается Светлана Тимофеева, которая жила в доме, где раньше находилась гостиница Дворянского собрания. Две гигантские темы остаются на уровне проговаривания основ.

Константин Максимов, кадр из фильма «Музей мусора». предоставленно пресс-службой Gorizont Films

Искусство и искусственное

С другой стороны, здесь есть «Код искусства», исследующего феномен нейросетей. Один из его героев — Сергей Полин, разработчик нейросети «Нейрохудожник». Разумеется, авторы активно общаются с чатGPT, доверяют некоторые цитаты анимированной классике, вроде Моны Лизы, а также с представителями школы живописи.

Художник Алексей Цыбисов замечает, что нейросеть — это «лень человеческая». А директор Фешинского училища Ольга Гильмутдинова указывает, что ИИ в живописи процессы ускорить не может. «Это не зло и не благо. В чьих руках, однозначно», — резюмирует Гильмутдинова. К слову, музыку к фильму тоже сочинила нейросеть.

Завершает альманах короткометражка Romb, рассказывающая о выставке, которую художница NEJI201 (Наиля Айзатуллова) устроила в гараже на Фатиха Амирхана. У NEJI201 в списке городов, где она училась — Сеул и Роттердам. Ее работы есть и в Южной Корее, и в США.

Кадр из фильма «К большой воде». предоставленно пресс-службой Gorizont Films

Красный пол и зеленые стены гаража сияют, словно флаг, на фоне техноидной запущенности среды. В гараж заходят без ботинок, пьют кофе и говорят о Казани молодые художники: Аделина Абдрашитова, Надежда Ригова, Дарья Родченко, Ясмин Валиева, Махмуд Абзалов, Катерина Конюхова, Настя Мороз... Арт-группа «Замороженная Конина» курировала лабораторию «Создание инсталляции и арт-объекта: от идеи до реализации». Не то чтобы фильм раскрывает какие-то смыслы, но зритель явно хотел бы оказаться на этой выставке, пока кто-то по соседству менял в машине масло. В Казани действительно что-то происходит и кто-то должен это фиксировать.

Фильм повторят еще несколько раз в кинозале дворца культуры — 5, 6 и 13 октября в шесть вечера. Также здесь можно сходить на лекции. К примеру, 28 сентября выступал упомянутый выше Николай Морозов. 5 октября ожидается лекция Екатерины Вульфович, креативного продюсера документального контента онлайн-кинотеатра PREMIER (на его платформе, возможно, альманах появится после показов). А 12 октября выступит Кирилл Блинов, его специализация — приключенческая и арктическая документалистика.

— Сложности были в том, как поделить людей на команды, потому что все хотят быть режиссерами, — говорит Оразов. — Были несколько каких-то моментов в плане коммуникации, многие друг друга не понимали. Бывало, что режиссер тянул в одну сторону, а операторы, монтажеры, вся команда привыкли работать вместе, и они рассуждали в другом направлении. Мы любим Казань. Это была готовая тема. И поначалу у нас было дурацкое название «Казань, я люблю тебя», но, благо мы от этого отказались — и одна поэтесса придумала лучшее название.

Радиф Кашапов

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ОбществоКультура Татарстан

Новости партнеров