«1944»: как на самом деле депортировали и возвращали в родные края крымских татар

Крым в общефедеральной повестке на этой неделе появился дважды, и оба появления связаны с цифрой 1944. Во-первых, это победа крымскотатарской певицы Джамалы с песней «1944» на Евровидении (чему порадовались многие татарстанцы), а во-вторых, это то, что прошло 72 года после начала операции по депортации татар из Крыма. Эльвина Сеитова, кандидат исторических наук из Крыма, в своей статье для «Реального времени» рассказывает о тех страшных событиях, делится своим мнением о Джамале и радуется новому герою из числа татар.

Сначала депортировали немцев

Крым был освобожден в мае: Севастополь — 9 мая, последние бои прошли на мысе Херсонес 13 мая 1944 года. Буквально в то же время, 11 мая, было принято решение о депортации крымских татар. До этого, уже в августе 1941 года, выслали немцев. Позже, 27 июня 1944 года, депортации подверглись болгары, греки и армяне. Формулировка во всех документах о депортации была одна и та же: обвинение в коллаборационизме, в связях с оккупантами.

Крымских татар увезли очень быстро. События разворачивались ровно 72 года назад — 18 мая 1944 года. Ворвались в дома крымских татар рано утром, дали буквально считаные минуты на сборы, не было никакой возможности взять с собой что-то ценное. Люди буквально успевали взять с собой Священную книгу и первые попавшиеся вещи. Депортировали в большей степени женщин, стариков и маленьких детей, потому что основная часть мужского населения находилась на фронте. Все было очень быстро, людей вывозили без какого-либо имущества, даже без документов.

Их препровождали в эшелоны, которые были предназначены для перевозки крупного рогатого скота. Они не были оборудованы для людей. Всех загружали в эти вагоны в огромных количествах. Естественно, не было никакого медицинского обслуживания и каких-либо удобств. В вагоны людей, можно сказать, утрамбовывали. Таким образом, в считаные дни абсолютно всех крымских татар вывезли из Крыма.

«Их препровождали в эшелоны, которые были предназначены для перевозки крупного рогатого скота. Они не были оборудованы для людей. Всех загружали в эти вагоны в огромных количествах». Фото gazeta.ua

«Дорога ада»

Основным местом депортации крымских татар была Узбекская ССР. Туда перевезли 82,5% всех депортированных крымских татар. Также их депортировали в Казахстан и Таджикистан, на Урал и в Костромскую область.

Эшелоны из Крыма шли около месяца. Перевозили в «скотских» вагонах, кормили соленой рыбой, не давали воды. Люди в огромных количествах умирали, не было никакой возможности их похоронить. Приходилось выбрасывать тела умерших близких людей прямо на дорогу. Если эшелон останавливался, то быстро хоронили. Было огромное количество заболеваний — в первую очередь дизентерия и сопутствующие заболевания. Многие люди умерли именно от тех болезней, которые были приобретены во время этой дороги, которую прозвали «дорога ада».

Годы сразу после депортации были невероятно сложными для всего народа. Крымских татар никто не ждал. Их депортировали в эти регионы — там тоже им были не особо рады. В первые годы они не получали никакой помощи, поддержки. Впоследствии люди привыкали, находили общий язык, вместе работали. Но в первые годы после депортации было очень сложно. Наши бабушки и дедушки говорят, что приходилось рассчитывать только друг на друга. Людей просто оставили в голых полях, в районах, где толком не было ни жилья, ни питания. Людей оставили — и все, выживайте, как хотите. Очень сложно было с нуля наладить быт — без поддержки местного населения, без имущества, без решающей мужской поддержки. Не было воды. Учитывая, что Узбекистан — очень засушливый регион, людям приходилось пить воду буквально из луж, отсюда и все эти болезни. Это и сыграло решающую роль в том, что в первые годы после депортации многие люди погибли. Никакого жилья, никакой еды предоставлено не было, люди были оставлены на произвол судьбы. Они селились в каких-то свободных бараках, где никто не жил. Кому-то «посчастливилось» там поселиться, кому-то приходилось совсем из подручных средств строить себе жилье, по несколько семей.

Кроме крымских татар депортации подверглись болгары, греки и армяне. Их выслали 27 июня 1944 года, отправляли в Казахскую ССР, Свердловскую область, Кемеровскую область, Башкирскую АССР. Крымские татары с ними не пересекались, потому что их депортировали в разные дни и в разные регионы.

Депортировали 25% населения Крыма

Вопрос о количестве депортированного населения в историографии очень дискуссионный. Принято считать, что было депортировано около 200 тыс. человек. Это то население, которое жило в своих домах, без учета воевавшего населения. По переписи 1926 года крымские татары составляли по Крымской АССР чуть более 25%.

Эта трагедия объединяет весь народ. К ней причастны крымские татары всех поколений. Крымскотатарские дети с молоком матери впитывают воспоминания о депортации, рассказы бабушек и дедушек об этих трагических событиях. Это не истории, которые где-то вычитаны, — это трагедия каждой семьи, каждого крымского татарина. Эти истории будоражат души и умы всех нас. Прежде всего, это связано с теми нечеловеческими условиями содержания крымских татар, в которых их перевозили. Почти половина, 46% всего депортированного населения погибла в депортации в первый год, в 1944-1945 годах.

Крымские татары в Великой Отечественной войне

Во всех оккупированных территориях всегда есть коллаборационисты. Были они и в Украинской ССР, и в российских регионах, были они и в Крыму среди разных национальностей, не только среди крымских татар. Но говорить о том, что крымские татары все поголовно были коллаборационистами, — оснований для этого никаких нет. Крымские татары гордятся своим вкладом в Великую Победу, своим участием в Великой Отечественной войне — я говорю это как внучка советского солдата. Прежде всего, когда мы говорим о роли крымскотатарского народа в Великой Отечественной войне, стоит вспомнить наших героев Советского Союза. Это — дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан, Абдраим Решидов, Абдуль Тейфук, Узеир Абудараманов, Сеитнафе Сеитвелиев, Фетислям Абилов.

Отдельно я хотела бы сказать о нашей прославленной героине Алиме Абденановой, она была резидентом отдела разведки. Удивительная вещь: когда война началась, ей было всего 17 лет. Совершенно юная девушка решила внести свой вклад в борьбу народа против оккупантов. К сожалению, в феврале 1944 года ее группа была раскрыта, и 5 апреля 1944 года она была расстреляна. До недавнего времени ее имя не было отмечено, и только в 2014 году благодаря решению президента России ей было присвоено звание Героя России. Это очень большое событие для нас. Помимо этого, у крымских татар были кавалеры ордена Славы третьей степени. Крымские татары внесли свой вклад в Великую Победу.

«Были созданы крымскотатарские поселки, начался долгий, очень изнурительный процесс социально-бытового обустройства. Прежде всего, это строительство домов». Фото Александра Клименко (mycentury.tv)

Возвращение: строить дома заново

Процесс возвращения крымских татар в Крым начался в 1989 году. Тогда началось массовое возвращение крымских татар. Это — еще один сложный рубеж в истории крымских татар, потому что возвращение совпало со сложными событиями в стране. Процесс возвращения вновь был осложнен в определенной степени непониманием местного населения.

Самой большой проблемой вновь оказалось социально-бытовое обустройство. Крымские татары стояли перед выбором: возвращаться в дома своих родственников, в которых уже жили другие люди, или искать другой путь. Первый путь был однозначно связан с обострением национального вопроса. Было принято решение пойти по пути так называемого «самозахвата крымских земель». Были созданы крымскотатарские поселки, начался долгий, очень изнурительный процесс социально-бытового обустройства. Прежде всего, это строительство домов. Как мы шутим, каждый крымский татарин — это строитель. Помимо своей основной специальности, он еще и строитель: все крымскотатарские семьи вынуждены были самостоятельно обустраиваться, строить себе заново дома. Были также сложные вопросы с гражданством, с работой (на работу не брали крымских татар), с образованием, созданием крымскотатарских школ. Этот процесс длится до сих пор, многие вопросы так и не решены. В депортации осталось, по разным оценкам, от 10 до 150 тыс. крымских татар. Однако абсолютное большинство крымских татар вернулось.

На данный момент во всех регионах полуострова живут крымские татары. Но больше всего нас в Симферопольском и Бахчисарайском, а также Белогорском районах. Очень много крымских татар в таких городах, как Судак, Старый Крым, Бахчисарай, Симферополь, Джанкой.

«Что касается проблем — их всегда много, они были, есть и будут. Прежде всего, это проблемы социального обустройства, укрепления инфраструктуры». Фото reuters.com

Недостаток школ и дорог

Сразу после известных событий, произошедших два года назад, был издан указ президента от 21 апреля 2014 года «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и о государственной поддержке их возрождения и развития». Это первый документ за все эти годы о реабилитации. Раньше такого документа принято не было. Безусловно, мы благодарны: с психологической и моральной точки зрения этот документ имеет очень большой вес.

Что касается проблем — их всегда много, они были, есть и будут. Прежде всего, это проблемы социального обустройства, укрепления инфраструктуры. Эти вопросы очень болезненные для крымских татар, потому что они живут преимущественно в местах компактного проживания, но, к сожалению, не во всех из них есть дороги, коммуникации. Крымские татары нуждаются в большем количестве национальных школ и детских садов, в развитии языка и поддержке культуры. Эти вопросы до сих пор актуальны, но, к счастью, крымские татары находят понимание у крымских и федеральных властей. Мы очень надеемся, что при тесной поддержке мы сможем все эти проблемы вместе решить.

Евровидение не для политики

Джамала, безусловно, очень талантливая артистка, неординарная и самобытная. Представила Украину, думаю, достойно. Мы рады этому. Но все-таки хотелось бы, чтобы такой известный музыкальный конкурс, как Евровидение, который пользуется популярностью, не являлся платформой для политического противостояния.

Эльвина Сеитова
Справка

Эльвина Сеитова — кандидат исторических наук, сотрудник Крымского научного центра Института истории имени Ш. Марджани, старший преподаватель ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет».

Новости партнеров