Возвращение шедевров: новые открытия на выставке «Авангард. На телеге в XXI век»

В Присутственных местах Казанского Кремля представили пролежавшие в запасниках более века отреставрированные картины Леонида Плетнева и Георгия Лазарева

Возвращение шедевров: новые открытия на выставке «Авангард. На телеге в XXI век»
Работа Леонида Плетнева «Три дамы». Фото: Екатерина Петрова

Выставка «Авангард. На телеге в XXI век» открылась в Присутственных местах Казанского Кремля в июне этого года. Но в экспозиции не было двух картин. В воскресенье, 8 сентября, они были представлены широкой публике. Это недавно отреставрированные работы «Три дамы» Леонида Плетнева и «Натюрморт» Георгия Лазарева. Картины были обнаружены в Яранском краеведческом музее, пролежали в запасниках более 100 лет, и лишь благодаря усилиям кураторов и реставраторов вновь увидели свет. Теперь можно оценить яркость и уникальность этих полотен, созданных в эпоху становления советского искусства.

Сокровища на телеге

Экспозиция «Авангард. На телеге в XXI век», которая открылась в июне этого года, представляет собой воссоздание Третьей передвижной художественной выставки 1921 года. Ее организовали просветители Вятской губернии. Тогда, в сложные годы послевоенной России, произведения искусства перевозили на телегах по бездорожью.

Сегодня, спустя сто лет, художники авангарда, чьи работы не всегда находили понимание у современников, возвращаются в культурное пространство благодаря усилиям группы кураторов. «Авангард. На телеге в XXI век» — это своеобразный мост между прошлым и настоящим, который позволяет увидеть, как развивалось искусство в 1920-х годах.

Репортаж о выставке «Авангард. На телеге в XXI век» читайте здесь.

Картины Лазарева и Плетнева были обнаружены во время поездки кураторской группы в Яранский музей в мае 2023 года. За долгие годы хранения без подрамников и в нестабильных условиях работы пострадали, и их реставрация потребовала серьезных усилий. Художник-реставратор второй категории Алексей Кленчев взял на себя задачу вернуть картинам их первоначальный облик. Процесс длился три месяца и проходил в Москве.

Одна из главных сложностей — необходимость удаления плесневых элементов и укрепления красочного слоя, что позволило избежать дальнейших разрушений. Картины были натянуты на новые подрамники, и теперь их можно увидеть в полном великолепии.

— На картине Георгия Лазарева были плесневые элементы. Они требовали достаточно долгого выведения с живописного слоя. Опасность заключалась в том, что плесенью могли заразиться другие живописные вещи, поэтому все работы выполнялись очень аккуратно и осторожно. Реставратор сделал противоаварийное укрепление грунта, восполнил утрату красочного слоя, произвел натяжку, заменил подрамник. Это основное, что было сделано. Нужно отметить, что картины лежали в хранении Яранского музея более ста лет. И в целом с ними ничего критичного не произошло. Теперь они восстановлены, — сказала Юлия Каптановская, директор культурного проекта «Энциклопедия русского авангарда».

Мастер декоративных сюжетов

Леонид Плетнев (1888—1951) — художник с непростой судьбой. Его творчество охватывает несколько десятилетий и отражает разнообразные тематические поиски. Плетнев родился в Вятской губернии, учился в Казанском художественном училище. Он не ограничивался академическими рамками и активно искал вдохновение в народных промыслах. В 1910-е годы Плетнев увлекся декоративными мотивами, что заметно в его живописи.

Анна Шакина рассказывает о картине Леонида Плетнева. Екатерина Петрова / realnoevremya.ru

«Три дамы» — это произведение, выполненное в 1919 году, еще до начала масштабных изменений в творчестве художника. В этой работе можно увидеть влияние мастеров объединения «Мир искусства», таких как Виктор Борисов-Мусатов и Александр Бенуа. Плетнев уделяет внимание декоративным деталям: изящные линии, плавные силуэты дам, орнаменты на их одежде. Картина погружает зрителя в атмосферу начала XX века: в саду гуляют три элегантные фигуры, словно вышедшие из другой эпохи.

— Художник не писал с натуры, он придумывал сюжет, обращаясь к истории, к культуре конца XIX — начала XX века. Интересно выбрана цветовая гамма, которая соединяет зеленые, бордовые, синие и желто-оранжевые оттенки, — сказала куратор выставки и директор Вятского художественного музея Анна Шакина.

Яркие краски и обилие декоративных элементов подчеркивают стремление художника к созданию живописных полотен, которые не только отражают реальность, но и предлагают зрителю некий идеализированный мир.

Загадка натюрморта

Георгий Лазарев — художник, о котором сегодня известно крайне мало. Он родился в 1892 году, начал свою творческую карьеру в начале XX века, участвовал в выставке Московского товарищества художников в 1913 году. Позднее Лазарев учился в мастерской Ильи Машкова, и это сотрудничество оказало значительное влияние на его живописную манеру. В 1920-е годы Лазарев преподавал во ВХУТЕМАСе и занимался монументальной живописью. Однако после 1924 года следы художника теряются, и известно лишь о шести сохранившихся его работах, две из которых находились в Яранском музее.

Работа Георгия Лазарева «Натюрморт». Екатерина Петрова / realnoevremya.ru

Картина «Натюрморт», созданная Лазаревым в 1919 году, поражает декоративной насыщенностью и яркостью. На холсте изображены предметы Востока, драпировки, веера, которые художник мастерски сочетает с ярко-желтым фоном. Влияние Ильи Машкова, учителя Лазарева, особенно заметно в трактовке драпировок и работе с объемом. Однако, несмотря на видимую декоративность, картина сохраняет глубину и многослойность, которую зритель постепенно раскрывает для себя. Лазарев умело передает текстуры, в которых сочетается нежность тканей и холодность предметов, что придает картине живую энергетику.

— Я думаю, что эта работа вызвала интерес у посетителей выставки сто лет назад. Надеюсь, что она и сегодня будет вызывать интерес. Этот художник очень яркий, незабываемый. Музей, у которого есть произведения Лазарева, может гордиться своей коллекцией, — сказала Анна Шакина журналисту «Реального времени».

Обе картины, «Три дамы» и «Натюрморт», представляют собой редкие примеры творчества художников, чьи работы не дошли до нас в большом количестве. Их реставрация и включение в экспозицию выставки не только расширяют представление о развитии советского искусства в 1920-х, но и восстанавливают утраченные связи между эпохами. Оба произведения, несмотря на разные художественные манеры их создателей, представляют собой важные свидетельства того, как искусство первых десятилетий XX века постепенно находило новые формы выражения.

Екатерина Петрова — литературный обозреватель интернет-газеты «Реальное время», автор телеграм-канала «Булочки с маком» и основательница первого книжного онлайн-клуба по подписке «Макулатура».

Екатерина Петрова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ОбществоКультура

Новости партнеров