«Это тупик»: Казань «обрубила» автобусные маршруты, отрезав пути выхода из транспортного кризиса
В результате 17-летней «оптимизации» общественный транспорт в столице Татарстана стал слишком дорогим и крайне неудобным
Более чем на треть (37%) сократилось количество автобусных маршрутов Казани, по сравнению с 2007 годом, когда в столице Татарстана впервые в России радикально пересмотрели схему движения общественного транспорта. Сам автобусный парк за эти годы уменьшился почти наполовину, хотя площадь города за 17 лет, минувшие со дня первой оптимизации общественного транспорта, выросла на 50%. В результате количество автобусов, обслуживающих условный квадратный километр территории Казани, сократилось в три раза. Подробнее о ситуации с городским транспортом, прямом и скрытом росте стоимости проезда, безответных просьбах пассажиров и «секретной» новой маршрутной схеме — в материале «Реального времени».
Дыры в салонах и на маршрутах
На 26 маршрутов сократилась автобусная сеть Казани за последние 17 лет — с 70 маршрутов в 2007 году до 54 в августе 2024-го. Последними из городской маршрутной схемы совсем недавно исчезли маршруты №25 (ул. Техническая — Дербышки) и №49 (станция Лагерная — Вещевой рынок).
Еще в 2014 году были ликвидированы маршруты: №7 — «Ул. Айдарова — стадион «Казань Арена», №65 — «Советская площадь — Царицынский Бугор», №69 — «пос. Мирный — Советская площадь», №69а — «Мирный — Музей изобразительных искусств», №79— «Площадь Восстания — ул. Академика Завойского», №81 — «Ул. Химическая — ул. Дубравная». Фактически они перестали ходить в 2013-м, вызвав массу недовольства пассажиров.
В конце 2007 года по Казани, отметившей с небывалым размахом свое тысячелетие, курсировало 1 300 новеньких китайских автобусов, выкрашенных в единый красный цвет. Их количество начало сокращаться уже спустя 4 года, потому что детища китайского автопрома стремительно ветшали и сходили с линий. В 2011 году, как утверждается в открытых источниках, пассажиров перевозили только 1 154 машины.
В настоящее время, как сообщили «Реальному времени» в исполкоме Казани, на оставшихся маршрутах эксплуатируется 685 автобусов, из которых 236 не отвечают требованиям к сроку эксплуатации подвижного состава, согласно которым его возраст не должен превышать 10 лет. Возраст 215 казанских автобусов — 12 лет, 8—11 лет, 13—10 лет, то есть более трети городского автобусного парка требует срочной замены. Снимки, демонстрирующие их состояние, пассажиры публикуют в соцсетях в группе «Общественный транспорт Казани». Дыры в полу салонов в некоторых случаях не просто обеспечивают «хорошую вентиляцию», а грозят серьезными увечьями.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отмененные автобусные маршруты Казани |
Троллейбус уехал, трамвайные линии разобрали
Автобусы составляют основу казанского общественного транспорта, но наряду с ними перевозки осуществляются и более экологичным электротранспортом, хотя суммарная доля его в общем объеме перевозок, по данным 2018 года не превышала 25%. И количество электротранспорта, за исключением метро, также имеет тенденцию к сокращению.
Исходя из публикаций на транспортном сайте Казани и в СМИ, на конец 2007 года было 15 троллейбусных маршрутов, а троллейбусный парк состоял из 225 машин. К 2021 году троллейбусный парк сократился до 136 машин, а количество маршрутов — до 10. В 2024 году, как сообщается на сайте «Метроэлектротранса», в часы пик работают 159 машин, при том что на балансе предприятия числится 216 троллейбусов.
| ||||||||||||||||||||||||||||||
Отмененные троллейбусные маршруты Казани |
Пик развития трамвайной сети Казани пришелся на 2003 год — тогда она состояла из 23 маршрутов. В открытых источниках не удалось обнаружить информации о количестве вагонов в трамвайном парке Казани в 2007 году, но есть сведения о том, что в год тысячелетия Казани трамваи в ней ходили по 13 маршрутам. В 2024 году, согласно данным на сайте «Метроэлектротранса», по городу ходит лишь 87 трамвайных вагонов, а количество маршрутов сократилось до 9. Всего на балансе предприятия состоит 131 трамвайный вагон.
| ||||||||||||||||||||||||||||
Отмененные трамвайные маршруты Казани |
Актуальные на сентябрь 2024 года цифры о подвижном составе и маршрутах казанского электротранспорта «Реальному времени» сообщили в «Метроэлектротрансе»:
— Предприятие обеспечивает перевозку жителей и гостей города тремя видами транспорта: трамвай, троллейбус, метрополитен. Маршрутная сеть состоит из 10 троллейбусных маршрутов на 187 единиц подвижного состава, 9 трамвайных маршрутов, которые обслуживают 106 трамваев и одной линии метрополитена из 11 станций, на 15 поездов.
«Верните маршрут!»
Городские власти уже не первый год сокращают протяженность автобусных маршрутов, отчего увеличивается количество пересадок и время в дороге. Пассажиры просят вернуть все как было, но пока тщетно.
— С 8 июля стало неожиданностью изменение маршрута №2, а именно сокращение до ЦУМа. Теперь невозможно доехать без пересадок до места работы (остановка «Театр кукол»), что повлечет увеличение расходов. Требуем вернуть прежний маршрут как минимум до остановки «Ул. Гумера Баширова», — обратился в «Народный контроль РТ» Антон С.
— В связи с изменением маршрутной сети города Казани с 08 июля 2024 года автобусный маршрут №2 «Станция метро «Аметьево» — улица Привокзальная» сокращен до остановки «ЦУМ», — подтвердили в городском комитете по транспорту. — Автобусный маршрут №30 «Переулок Дуслык — станция Лагерная» продлен до улицы Привокзальной, с увеличением подвижного состава, тем самым улучшилось транспортное обслуживание на данном направлении, интервал движения сократился до 12 минут.
Просьбу от жителей поселка Юдино продлить маршрут автобуса №45 всего на пять остановок — до улицы Привокзальной передала в «Народный контроль РТ» Ольга Ш. В ПАТП №2 ей ответили многословно, но ни продлить маршрут не пообещали, ни объяснили, почему предприятие и местные чиновники не предпринимают никаких действий, чтобы его продление было согласовано, как того требует закон, «между уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченным органом местного самоуправления».
— Тяжело добраться до ул. Гафури на общественном транспорте, ходит только один 31-й автобус, — написала Елизавета К. — Рядом КИУ, аквапарк, многочисленные ЖК и бизнес-центры, это почти центр города, но до них невозможно добраться без пересадок. Просьба рассмотреть вариант добавления новых автобусных маршрутов.
В городском комитете по транспорту эту заявку «решили» очень просто — сообщили, что новых автобусных маршрутов в направлении улицы Мазита Гафури не появится, так как проектом оптимизации маршрутной сети, разработанным ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» этого не предусмотрено.
Схема есть — где бы на нее посмотреть?
У последнего проекта оптимизации маршрутной сети общественного транспорта Казани оказалась трудная судьба. Оптимизировать автобусные, троллейбусные и трамвайные маршруты первоначально планировалось до конца 2023 года, но вначале ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта», получивший за разработку проекта из городского бюджета 15 млн рублей сорвал сроки сдачи проекта. Затем, судя по ответам из исполкома недовольным работой транспорта казанцам, новую схему сдали, но не опубликовали. Недавно выяснилось, что реализация требует ежегодных вложений в куда большем объеме, чем стоил проект — от 2,3 до 7 млрд. Источники финансирования не определены.
— В настоящее время Комитет по транспорту совместно с перевозчиками ведет подготовительные работы для введения изменений в маршрутную сеть, в том числе производится перезапись автоинформаторов, — сообщили «Реальному времени» в исполкоме Казани. — Информация о нововведениях будет размещена в салонах подвижного состава на изменяемых маршрутах и на остановочных пунктах.
«Реальное время» обратилось в мэрию города с вопросом, почему проект оптимизации маршрутной схемы до сих пор не обнародован. Ответ будет опубликован по получении.
В Год семьи оставили без автобуса
Оптимизация транспортных маршрутов пока воспринимается горожанами с большой критикой: был прямой автобус — и нет его, и ты уже тратишь на дорогу с пересадками значительно больше времени и вдвое больше денег.
— Верните 71-й автобус на прежний маршрут! — опубликовали крик души жителей Самосырова в соцсети в группе «Общественный транспорт Казани». — Как добираться до школы в поселке и как возвращаться домой? Как принимают решения? Как же так — в Год семьи — наши семьи остались без транспорта, который давал возможность и в поселок заехать, и в город!
Чиновники решили, что сокращение протяженности маршрута на 4,5 км (участок Мамадышского тракта от ул. Интернациональной до Самосыровского кладбища) — дело логичное и экономичное, и обосновывается тем, что на кладбище люди каждый день не ездят. А с точки зрения жителей домов, которые вдоль этого участка дороги стоят по обеим сторонам в несколько рядов вплоть до самого кладбища, это издевательство, особенно на фоне упорной борьбы исполкома за пересаживание автовладельцев на общественный транспорт.
С маршрутом автобуса №40 проделали то же самое, что полгода назад с маршрутом автобуса №37 — отрезали от него почти 8 км под девизом «для улучшения транспортного обслуживания и уменьшения времени ожидания <...> с 50 минут до 30». Те, кто ездит на работу в Ново-Савиновский район из Кадышева и Щербаковки, заплатят за это «ускорение» двойной тариф.
Маршрут №62, следовавший от микрорайона «Салават купере» до Дворца водных видов спорта в тех же благих целях сократили на 7 километров — до станции метро «Яшьлек» ради уменьшения интервала движения на 4 минуты.
— Моя дочь учится в профессиональном лицее и профессионально занимается плаванием, — рассказала «Реальному времени» жительница Казани Наталья Годяева. — Это большая нагрузка — учиться, тренироваться, участвовать в соревнованиях. Она не высыпается, устает, каждая минута у нее на счету и лишнее время на пересадки — это украденное у нее здоровье. До Дворца водных видов спорта сейчас ходят только автобусы №74 и 75, пересаживаться на которые дочке неудобно. А остальные автобусы останавливаются на проспекте Ямашева, оттуда ей приходится идти пешком полтора километра, да еще вдвое больше платить за пересадку. Это издевательство, а не альтернатива сокращенному маршруту! И так мучается не одна моя дочь, к Дворцу водных видов спорта надо добираться не только спортсменам, но и тем, кто поблизости живет, работает, учится.
Хотят выехать на пересадках
В исполкоме Казани невыгодные для пассажиров перемены объясняют суровой финансовой необходимостью.
— Принимаемые меры носят антикризисный характер, они направлены на поддержку отрасли, которая в последние годы испытывает финансовые трудности, — говорит глава городского комитета по транспорту Алексей Сидоров. — Благодаря сокращению схем движения ряда дублирующих маршрутов увеличится регулярность движения на других, где интервал движения был слишком большой. Перевозчики, в свою очередь, смогут эффективнее использовать подвижной состав и трудовые ресурсы, где имеется серьезный дефицит.
В исполкоме не скрывают, что «оптимизация» маршрутов городского транспорта призвана вынудить горожан шире раскрыть кошельки:
— Коэффициент пересадочности увеличится на одну десятую пункта — с 1,2 до 1,3, и если прежде только каждая пятая поездка происходила с пересадкой, теперь с пересадкой будет осуществляться каждая третья-четвертая поездка.
Кризисную ситуацию в отрасли городские власти по-прежнему объясняют негативными последствиями четырех факторов: неполной компенсацией убытков за перевозку пассажиров-льготников (28 рублей вместо 42), ростом цен на запчасти, комплектующие и ГСМ, дефицитом кадров, не желающих работать по 16 часов в сутки (укомплектованность штата водителей на сегодня — 59,9%) и падением пассажиропотока на 11% от допандемийного уровня 2019 года. И если прежде автотранспортные предприятия жаловались в основном на нехватку новых автобусов, неподъемный лизинг и дороговизну ГСМ и запчастей, то сегодня у них водителей не хватает даже для того, чтобы в полном объеме выпускать на линии имеющиеся исправные машины.
— В настоящее время на транспортных предприятиях работает 1 255 водителей и 1 010 кондукторов при штатном расписании 2 094 и 1 753 соответственно, — сообщили «Реальному времени» в исполкоме. — Дефицит водительских кадров обусловлен сложным режимом работы, повышенными требованиями к работе водителей и неконкурентной заработной платой, из-за чего водители переходят в смежные отрасли.
«Через пару лет автобусов не останется»
Золотов подчеркнул: сокращение маршрутов и увеличение количества пересадок не только делает проезд более дорогим для пассажиров, но и ведет к дальнейшему разорению автопредприятий. Потому что, если человек вынужден тратить больше времени, сил и денег, а возят его все хуже и хуже, он находит альтернативу — выбирает такси либо собственный автомобиль. И в результате пассажиров в общественном транспорте становится меньше, доходы перевозчиков падают еще больше, заработок водителей падает. Они разбегаются, а покупать новые и чинить старые автобусы по-прежнему не на что.
Представитель ФАР напомнил историю с автобусом №37 в Казани: на его плохую работу и нарушения графика движения общественники пожаловались в прокуратуру, прокуратура выдала предписание исполкому. А исполком в итоге аннулировал маршрут и запустил другой — укороченный, при этом стоимость проезда в нем формально не повысилась, а реально выросла в два раза.
— Только это не выход, а тупик, — сделал вывод Золотов. — Потому что перевозчик по-прежнему не выводит на линию весь состав, а люди не хотят долго ждать автобус и уходят с остановки. Пассажиропоток падает, доходы перевозчика падают, он, по сути, сам себя банкротит. Если перевозчик не справляется, нужно либо его менять, либо решать вопрос с оплатой перевозок. А у нас он не решается. И до тех пор, пока у нас будут закрывать на это глаза, ничего не изменится. Самое страшное, что в дальнейшем, буквально через пару лет, у нас вообще не останется автобусов.
Эксперт добавил, что в бюджете Казани всегда находятся средства на бесконечные праздники, мероприятия, концерты и шоу, но почему-то никак не наскребут на то. что жизненно необходимо городу — общественный транспорт.
С российским Минтрансом татарстанскому не по пути?
В 2023 году российский Минтранс РФ разослал в регионы рекомендации о переходе на систему брутто-контрактов с пассажирскими автобусными перевозчиками. Предлагаемая схема проста: перевозчики сдают выручку муниципалитетам, а взамен получают фиксированные бюджетные выплаты, зависящие не от количества перевезенных пассажиров, а от качества обслуживания, в том числе от регулярности движения автобусов.
Среди первопроходцев, где реформа началась или планируется в ближайшее время — Курск, Краснодар, Воронеж, Новосибирск, Екатеринбург. Татарстана среди них нет.
«Реальное время» направило в Миндортранс РТ запрос о причинах, по которым республика отказывается пойти по единственному, по мнению экспертов, на сегодня возможному пути вывода отрасли из глубокого кризиса. По получении ответ будет опубликован.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.