Список законов для приезжих пополняется: к чему приведет ужесточение миграционной политики?

Список законов для приезжих пополняется: к чему приведет ужесточение миграционной политики?
Фото: Мария Зверева

«Требуется пересмотреть саму концепцию миграционной политики. До сих пор считается, что миграция решает экономические и демографические проблемы, обеспечивает политическую стабильность. Это базовый подход, который необходимо изменить», — заявил в беседе с «Реальным временем» председатель Наблюдательного совета Института демографии Юрий Крупнов. Российские власти всерьез взялись за приезжих — с начала 2024 года Госдума приняла шесть законов по этому направлению. И по мнению экспертов, опрошенных «Реальным временем», такое решение достаточно планомерно и логично. Однако этого недостаточно — миграционной политике необходима полноценная революция. Как изменилось законодательство для приезжих за лето и к каким последствиям это приведет — в материале «Реального времени».

Что изменилось для мигрантов и что может измениться

На данный момент Госдума рассматривает 28 законопроектов по миграционной политике, шесть из которых были внесены еще в августе. Об этом сообщил председатель палаты Вячеслав Володин. По его словам, ряд законопроектов направлен на ужесточение миграционного законодательства. В частности, предлагается:

  • запретить низкоквалифицированным трудовым мигрантам привозить своих родственников;
  • ввести обязательную дактилоскопическую регистрацию иностранных граждан при въезде в Россию;
  • ограничить доступ иностранных граждан к ряду профессий, в том числе в медицине и образовании.

Председатель палаты подчеркнул, что данные инициативы получили поддержку от всех политических фракций Госдумы. Он также отметил, что депутаты активно работают в регионах и встречаются с населением, чтобы лучше понять проблемы и отразить их в законодательных инициативах.

По словам Володина, в 2024 году Госдума уже приняла шесть законов по этому направлению. Среди прочего расширен перечень оснований, которые запрещают работодателям привлекать мигрантов в качестве специалистов, а для иностранных граждан, получивших патент, установлена обязанность трудоустроиться. Чтобы избежать штрафов, работодателям следует использовать обновленные формы уведомлений — в частности, о заключении трудового или гражданско-правового договора с иностранцем. Кроме того, с 2025 года в России начнет действовать реестр контролируемых лиц, в который будут вноситься данные о мигрантах с истекшими или аннулированными документами, а также о тех, кто нарушил миграционное законодательство.

Как новые законы отражаются на количестве мигрантов?

За первый квартал 2024 года в Татарстане сократилось количество мигрантов — в республику въехало 2,2 тыс. иностранных граждан, следует из данных Татарстанстата. За аналогичный период 2023 года это число составило 2,8 тыс. Примечательно, что особенно заметно упало количество мигрантов из стран СНГ — на 20%.

При этом в июне-июле 2024 года относительно тех же месяцев 2023 года их количество, наоборот, выросло — с 37 тыс. до 70 тыс., сообщили «Реальному времени» в МВД России по Татарстану. Это можно связать с международными мероприятиями в республике.

При этом за год число иностранных граждан в регионе возросло на 30 тыс., не считая нелегалов. Об этом в конце августа сообщал председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин.

После ограничений республике рекомендовано ужесточить работу с мигрантами. Но Татарстан заинтересован в них, заявлял Мухаметшин:

— Такие полномочия имеются, однако мы ими не спешим воспользоваться, нам нужны рабочие руки.

Общероссийская статистика демонстрирует аналогичную тенденцию: за первое полугодие 2024 года в страну въехало на 11,4% иностранных граждан больше, чем за аналогичный период прошлого года. Эти цифры составляют 7,9 млн и 7 млн соответственно.

Стоит подчеркнуть, что в статистике приведено официальное общее количество иностранных граждан без учета целей визита и страны гражданства.

«Законодательство должно было отрегулировать эти вопросы с самого начала»

— Все итак шло к ужесточению миграционного законодательства, потому что большинство мигрантов прямо из деревень попадают в большие города России. Они даже столиц своих родных стран зачастую не видели, естественно, у них другой уровень культуры. Я согласен, что некоторые ведут себя неподобающе, но это некоторые, — считает главный редактор газеты «Трудовой мигрант» Закир Сариев. — Однако законодательство должно было отрегулировать эти вопросы и ввести соответствующие законы с самого начала, но Россия шла по инерции после СССР, всех принимала...

Что касается уменьшения количества мигрантов из-за ужесточения законодательства, Сариев не согласился с Крупновым. По его мнению, это станет большой проблемой для граждан России из-за повышения цен:

— С момента изменения порядка экзаменов многие стали сдавать их плохо. В итоге теперь не хватает рабочих, что в конечном счете приведет к росту цен для конечного потребителя — россиян. Если в прошлом году мигранты (подсобные рабочие) получали около 2,5 тыс. в день, то сейчас эта сумма составляет 5—8 тысяч.

Спикер затронул и проблему незарегистрированных мигрантов — в этом вопросе ответственность должны нести собственники квартир, а не иностранцы, уверен Сариев.

— Отсутствие регистрации — это не вина мигрантов, это вина принимающей стороны, арендодателей. Они просто не хотят регистрировать у себя иностранцев, а проблемы появляются у мигрантов. В первую очередь нужно работать с владельцами квартир. Власти наказывают иностранцев, но куда им деваться, на улице, что ли, жить. Их просто не регистрируют. А иностранные граждане по закону России сами себя не могут регистрировать! Зачем их в угол загонять, лучше не пустить в страну, чем их мучить. Проблему регистрации можно решить только через работу с собственниками, кто им сдает жилье. Если с ними не работать, не заставить регистрировать у себя мигрантов, кому сдали жилье, то мы не сдвинемся с мертвой точки. За 10 лет, что я занимаюсь вопросами миграции, ситуация здесь никак не изменилась. Их не регистрируют, работодатели официально не берут на работу, в случае необходимости полиция не может их найти, в итоге страдает безопасность жителей города, — сказал он.

«Необходимо пересмотреть саму концепцию миграционной политики»

— Я считаю, что серьезного процесса пока не началось. Первым шагом к этому процессу станет идея о разделении трудовой и семейной миграции (запрет на въезд в Россию семьям трудовых мигрантов, — прим. ред.). А в принципе пока ничего не сделано. Требуется пересмотреть саму концепцию миграционной политики. До сих пор считается, что миграция решает экономические и демографические проблемы, обеспечивает политическую стабильность. Это базовый подход, который необходимо изменить, — ответил на вопрос «Реального времени» о самых значимых законопроектах председатель Наблюдательного совета Института демографии Юрий Крупнов.

Он пояснил, что на данный момент семьи трудовых мигрантов могут беспрепятственно приезжать в Россию вслед за рабочим. Законопроект, по словам Крупнова, предполагает запрет на въезд именно в качестве родственника мигранта и обязует проходить процедуру натурализации или получить разрешение на временное пребывание.

— Семья сможет приехать в Россию, просто она приедет не с целью «вслед за трудовым мигрантом». Она должна будет просить натурализацию, то есть процедуры, которая объясняет цель приезда: временное пребывание, ВНЖ и прочее. Сейчас они просто приезжают, не получают патента. Важно то, что трудовая миграция ограничена только трудовыми отношениями: наем на работу на определенный срок, заключение договора, а не вопросами переезда всей семьи. В рамках натурализации ты указываешь, что приезжаешь, например, с целью получения гражданства или учебы и прочее. Виды миграции разные, а сегодня они на официальном уровне невнятные. Люди приезжают, а потом не больше 25% получают патент. Вот они становятся трудовыми мигрантами, а чем занимаются остальные?

По его мнению, миграция превратилась в инструмент этнодемографического замещения коренного населения и закрепления технологической отсталости России. Крупнов уверен — этот подход необходимо изменить.

— Изменения миграционной политики сверхпозитивно отразятся на экономике и внутренней политике страны. Дальше действия национальных диаспор, которые на самом деле вместе с олигархическим бизнесом России регулируют внешне хаотическую миграцию, будут прекращены. Это очень важный момент, — отметил спикер.

Однако для хорошего результата недостаточно единичных законов — к вопросу требуется подойти более масштабно:

— Что-то будет меняться в зависимости от политики, а не от единичных законов. Законы оптимизируют отдельные шероховатости, но они не меняют направленности смысла государственной миграционной политики. <...> Нужно подойти к вопросу более масштабно и пересмотреть сами основания государственной миграционной политики. За саму суть, ее целевую функцию. Она должна революционно поменяться.

И законопроект о разделении трудовой и семейной миграции открывает начало этой колоссальной работы по пересмотру основ миграционной политики, добавил Крупнов.

Елизавета Пуншева

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Общество Татарстан

Новости партнеров