Евгения Лодвигова: «Выбранное место для памятника императрице выглядит странно»

Казанская велоночь развернется «лицом» к Соцгороду и, возможно, последний раз будет бесплатной

В ночь с 21 на 22 мая в Казани пройдет третья велоночь. На этот раз проект будет посвящен космическим и авиа-инженерам — Петлякову, Глушко, Королеву и другим. Как оказалось, столица РТ осталась единственным городом, где велоночь является для участников бесплатной. На пресс-конференци, посвященной мероприятию, вице-мэр Казани Евгения Лодвигова также рассказала «Реальному времени», что ставить памятник Екатерине II в Старо-Татарской слободе — странно, и ему место, скорее, в Адмиралтействе или в Архиерейских дачах.

Велоночь повернулась «лицом» к Соцгороду

Ночной веломаршрут, раскрывающий картину развития авиационной промышленности 1930-40-х годов, начнется от центра семьи Казан, пройдет через Соцгород и закончится опять же на «Чаше». Общая протяженность маршрута составит 28 км — чуть меньше, чем в прошлом году.

По традиции велопрогулка предполагает онлайн-экскурсию по историческим местам, которую будут транслировать в прямом эфире «Бим-Радио».

— «Велоночь» соткана из рассказов об этих героях, которые жили, создавали и генерировали новые идеи и смыслы. С другой стороны — очень интересная архитектура, интересные ансамбли, которые в связи с большим количеством строительства и расширения города в какой-то момент отходят на второй план, но нам они кажутся очень интересными, — рассказал Сергей Никитин, историк, организатор проекта «Москультпрог» и Velonotte international.

По его словам, на велоночи будут рассказывать, например, о том, как гимназисты собрали средства на восстановление могилы деда Льва Николаевича Толстого, губернатора казанского Ильи Толстого.

Рассказывать о Казани будут историк, руководитель отдела устной истории библиотеки МГУ им. Ломоносова, основатель и президент фонда «Устная История» Дмитрий Споров, архитекторы Гузель Файзрахманова и Сергей Саначин, казанский художник Виктор Тимофеев, инженер Алексей Рябов и Ильдар Валеев, который в прошлом году опубликовал книгу про летчиков-испытателей.

Дмитрий Споров, по словам организаторов, впервые представит записи, который сделал его дед с матерью Королева.

Для участия необходимо пройти бесплатную регистрацию на сайте Velonotte.com. При регистрации участники также соглашаются следовать правилам мероприятия — соблюдать правила дорожного движения, передвигаться в шлемах, участвовать лицам моложе 18 лет только с родителями.

При этом Мария Никитина, генеральный продюсер «Москультпрог» и Velonotte international отмечает, что не стоит забывать о том, что это прогулка, а не велопробег или марафон. Скорость движения велосипедистов составит около 10 км в час, что даст возможность внимательно послушать экскурсионный материал по радио и рассмотреть объекты.

На данный момент на сайте зарегистрировано около 2 тысяч человек, 30% из которых составляют гости из других городов России — Москвы, Екатеринбурга, Петербурга, Нижнего Новгорода, Уфы.

По словам вице-мэра Казани Евгении Лодвиговой, велоночь в Казани проводится за счет спонсорских средств, однако суммы и спонсоров чиновник не озвучила. Интересно, что на данный момент Казанская велоночь является единственным городом, где проект проходит бесплатно. Для сравнения, в прошлом году в Москве участие в велоночи стоило 299 рублей. Будет ли казанская велоночь бесплатна в следующем году — непонятно. Сама Лодвигова считает, что плата все-таки должна быть, так как она стимулирует к порядку и люди понимают, в чем они хотят принять участие.

От самолета до велосипеда один шаг

Вопрос «Реального времени» о том, будет ли проводиться дополнительная работа совместно с сотрудниками ГИБДД во избежание повторения конфликтов после открытия велосезона, Евгения Лодвигова назвала «ожидаемым».

По ее словам, сначала Сергей Никитин продумывает маршрут, который впоследствии обсуждается с районами, после чего уже они приглашают ГИБДД объехать этот маршрут и дать свои рекомендации.

Что касается предыдущего конфликта велосипедистов с ГИБДД, Евгения Лодвигова специально пригласила на пресс-конференцию Ильдуса Янышева, который, по ее словам, выступил в этом конфликте «третейским судьей». Напомним, корреспондент «Реального времени» присутствовал на разборе полетов после велоночи, где организаторы «Негонок» и сотрудник ГИБДД нашли общий язык как раз благодаря Янышеву, который призывал не спорить и наладить дальнейшее сотрудничество.

Главный велоактивист Казани с подачи Евгении Лодвиговой прокомментировал сложившийся конфликт.

— Я понимаю коллег из ГИБДД — это огромная нагрузка, огромная ответственность, когда тысячи людей, скажем так, не совсем дисциплинированных, потому что у нас еще нет этой культуры велосипедного передвижения и многих охватывает эйфория — вот, нам все дозволено, дороги перекрыты. Начинается хаотичное движение, поэтому слава богу, что не было никаких инцидентов.

По словам Янышева, культура велосипедистов пока оставляет желать лучшего, но работа над проблемами ведется. Он напомнил, что также союз велосипедистов предложил создать совместный с мэрий и ГИБДД орган по подготовке к крупным мероприятиям.

Говоря о предстоящей масштабной ночной велоэкскурсии, он поблагодарил организаторов велоночи и рассказал интересную историю, которая связывает, пожалуй, практически несовместимые вещи — строительство самолетов и велосипедов.

— Эта тема, которой мы связали велосипед с авиапромом, не случайна: в 1903 году братья Райт подняли первый в мире самолет, наверно, только потому, что они еще и владели велосипедным заводом и на базе этого завода, наверно, и родились инженерные решения, которые привели к самолету. Поэтому от велосипеда к самолету с одной стороны очень большое расстояние, а с другой стороны — мы видим, что велосипед сыграл огромную роль, в том, что в 1903 году у этих замечательных братьев появился самолет, — рассказал Янышев.

Что касается неудобного авиарейса Санкт-Петербург-Казань, по словам вице-мэра Казани, пока ситуация не решена. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Жалобы питерцев на «Аэрофлот» слышали

Тем временем в Казани в этом году туротрасль также пополнится услугами по оказанию экскурсий по Казанке. Как рассказала «Реальному времени» Евгения Лодвигова, водные экскурсии в итоге будут запущены в конце мая — операторами является все та же компания «Паруса», занимающаяся перевозками по Кабану. Про стоимость поездки собеседница сказать не смогла, но заметила, что цены будут адекватными.

Что касается неудобного авиарейса Санкт-Петербург-Казань, о котором писало «Реальное время», по словам вице-мэра Казани, пока ситуация не решена.

«Питерские операторы приезжали, свои пожелания высказали, написали письмо, что хотели бы поменять данный рейс, но пока еще ничего не решено — не так быстро».

Не мог корреспондент издания обойти и столь обсуждаемую тему с установкой памятника Екатерине II в Старо-Татарской слободе.

«Я считаю, что история есть история. То, что здесь была Екатерина II — это факт. То, что она была 5-6 дней — это тоже факт, также как и то, что она плыла из Твери. Поэтому здесь можно по разному относиться к личности, но историю стоит чтить и знать», — считает собеседница. При этом Лодвигова согласилась, что выбранное место для памятника императрице в Старо-Татарской слободе выглядит странно.

«Учитывая, где она была, это все-таки либо Адмиралтейство либо Архиерейские дачи», — рассуждает чиновница. При этом она высказалась в пользу возрождения маршрута Екатерины II по реке — от Твери вниз по Волге. По ее словам, это будет интересная туристическая межмуниципальная история.

Мария Горожанинова

Новости партнеров