Всеволод Чаплин: «Надо призывать во власть новые элиты. И не давать им «обуржуазиться»

Чем опасен для России разрыв между «элитами» и большинством народа — мнение известного православного священника и блогера

Пропасть между народом и теми, кто облачен властью, деньгами и влиянием, в нашей стране чудовищно огромна. Колумнист «Реального времени» протоиерей Всеволод Чаплин в своей новой колонке, написанной для нашего издания, рассуждает о российских элитах. По словам православного деятеля, существующее состояние между «верхами» и «низами» весьма опасно. При этом он выносит на суд читателя свои предложения, которые, по мнению священнослужителя, помогут снизить этот разрыв и избежать опасных последствий.

Два народа

Наиболее острые для России темы — социальная политика, миграция и межнациональные отношения — пока не получили серьезного развития в ходе предвыборных дебатов. Однако какую из них ни подними — а подняты они будут, несмотря на все попытки их «приглушить» — они будут преломляться в сознании политиков и простых граждан через призму отношений «элит» и простых людей.

Напряженность между ними весьма очевидна. Можно даже говорить о двух народах. Один рассуждает на модных полуоппозиционных телеканалах о колебаниях рыночной конъюнктуры или о современном искусстве. Второй со злобой говорит на кухнях о повышении пенсионного возраста и слушает группу «Любэ». Один боится любого массового объединения простых людей — не только протестного, любого. Второй выходит на «Бессмертный полк». Один, грустя, говорит: «Пора валить… Куда?». Другой — не без злобы и часто не на трезвую голову: «Пора валить… Кого?».

«Можно даже говорить о двух народах. <> Один боится любого массового объединения простых людей не только протестного, любого. Второй выходит на «Бессмертный полк». Фото Михаила Козловского

Между прочим, подобный разрыв многими отмечался в конце XIX — начале ХХ веков, то есть перед революцией, похоронившей надежды на поступательное и уверенное развитие России — самой, пожалуй, «перспективной» державы того времени. И значит, сегодня, в 2016 году, нам надо прояснить для себя и усвоить один из главных уроков не такого уж далекого прошлого.

16 апреля в эфире программы «Бесогон ТВ» Никита Михалков сказал, что есть «действительно, видимая часть айсберга, а есть невидимая, существующая, работающая, преподающая, работающая в средствах массовой информации, в руководстве, в банках, да практически во всех сферах нашей жизни — те самые закладки тихого существования до поры до времени, — но, тем не менее, подающая тот самый ядовитый сигнал, давая информацию к размышлению: а зачем нам большая страна, а зачем нам быть единым народом, а почему бы нам не разделиться, а не лучше бы нам было без Москвы? И эта работа идет».

Кого боятся элиты?

Мне не раз приходилось писать — например, здесь, — о том, что наиболее опасная оппозиция сегодня находится в коридорах власти. Это оппозиция не только Путину — самой России. Михалков прав, ведет она себя тихо: не ходит на митинги, не выступает в «альтернативных» СМИ, не спорит с высшим руководством.

Но тишина эта обманчива. Слишком многие постоянно оглядываются на Запад, понимают, что он вряд ли оставит Россию в покое, и продумывают «план Б». На днях я беседовал с одним весьма неглупым человеком, прошедшим несколько горячих точек, включая Донбасс. Говорили мы о том, что будет, если западные элиты попытаются повторить в России сценарий 1917 года.

— А то же самое, батюшка, будет, — минуту подумав, ответил он. — «Измена, и трусость, и обман», как сказал после отречения Император Николай. Сольют нас всех, как Новороссию слили. И Путина сольют — как Николая.

Действительно, многие, очень многие в наших элитах — особенно те, у кого имущество, деньги и семьи находятся за рубежом, — больше всего на свете боятся не собственного народа (который подчас просто презирают), а реальной ссоры с западными правящими кругами. От своего народа и даже от Путина наверняка успеют убежать, если что.

А вот там, куда убегут, у них запросто могут все отнять. Могут даже посадить на долгие годы, как было с «нелояльными» политиками и бизнесменами ряда стран, лишенных реальной самостоятельности после цветных революций и разных вариантов «весны», неожиданно сменившейся голодной и лютой зимой — и то почти хорошо, потому что кое-где наступило жаркое кровавое «лето».

Новые люди

Видя все это, иной чиновник и предприниматель решает для себя: главное — не поссориться с мировой властью. Даже если ради этого придется саботировать решения власти собственной, а заодно и пренебрегать волей собственного народа. Большинство людей, так думающих, — это никакие не инородцы и не иноверцы, иногда даже не москвичи и не питерцы, а уроженцы вполне себе обычной русской провинции, которые, впрочем, лет двадцать назад с восторгом «отряхнули с ног» прах родных мест, перебравшись в столицы, а лет десять тому — вкусили радость «настоящей» жизни на итальянских и французских виллах. Духовно они уже не «наши». К ним вполне применимы евангельские слова: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 21).

«Это межнациональная напряженность, пробелы в миграционной политике (которые на днях опять вскрылись на Хованском кладбище) и несправедливый социальный разрыв, вполне устраивающий помянутые «элиты», но вызывающий недовольство в народе — пока глухое». Фото kommersant.ru

И значит — надо призывать во власть новые элиты, к чему я давно призываю. И не давать им «обуржуазиться», возрождая свойственную Российской Империи и Советскому Союзу «меритократию» в лучшем смысле этого термина — то есть, зависимость властных возможностей и социального статуса не от денег и не от политманипуляций, а от очевидных заслуг перед обществом. Альтернатива — застаивание потенциально предательского слоя, что чревато повторением 1917 года.

И, конечно же, нужно сделать все для бетонирования правильными решениями тех разломов, в которые сегодня может провалиться российская государственность. А это межнациональная напряженность, пробелы в миграционной политике (которые на днях опять вскрылись на Хованском кладбище) и несправедливый социальный разрыв, вполне устраивающий помянутые «элиты», но вызывающий недовольство в народе — пока глухое. Не дай Бог, чтобы через эти разломы полилась оранжевая лава. И значит, их не должно быть — а забалтыванием проблем и «снятием тем» перед выборами их не устранишь.

Фото Николая II c сайта nikolai2.ru

Протоиерей Всеволод Чаплин
Справка

Всеволод Анатольевич Чаплин — священник Русской православной церкви, протоиерей; настоятель московского храма Феодора Студита у Никитских ворот. Кандидат богословия.

  • Родился в 1968 году в Москве в семье профессора Анатолия Чаплина.
  • После окончания школы в 1985 году начал работу в Издательском отделе Московского Патриархата в отделе экспедиции; поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1990 году.
  • С октября 1990 года по март 2009 года работал в отделе внешних церковных связей Московского Патриархата.
  • В 1999 году возведен в сан протоиерея.
  • С 2009 по 2015 год — председатель Синодального отдела по взаимодействию церкви и общества.
  • Вел несколько передач на ТВ и радио.
  • Публикуется в газете «Русь Державная».
  • Является автором нескольких фантастических произведений, опубликованных под псевдонимом Арон Шемайер.

Новости партнеров