Как литература спасает души на фоне пандемии и социального взрыва

Роман Луизы Эрдрич «Срок» — это портрет современной Америки от тюремных стен до улиц, охваченных протестами

Как литература спасает души на фоне пандемии и социального взрыва
Фото: Екатерина Петрова

В эпоху постпандемии американская литература все чаще обращается к реалиям вирусного апокалипсиса и пытается осмыслить его влияние на человеческие жизни. Но Луиза Эрдрич в романе «Срок» идет дальше и погружает читателя в еще более тревожный контекст — события мая 2020 года, когда убийство Джорджа Флойда вызвало бурю протестов движения BLM. Сочетая пандемию с социальным взрывом, Эрдрич создает яркий и болезненно точный портрет современной Америки, где личные и общественные трагедии переплетаются в одно непрерывное повествование с элементами магического реализма.

Все началось с перевозки трупа

Туки — главная героиня романа Луизы Эрдрич «Срок». Кажется, что Туки живет сразу в нескольких мирах. Ее жизнь — это одновременно трагедия и комедия, приключение и наказание, обыденность и магия. Она бывшая заключенная, осужденная за необычное преступление: перевозку тела, в подмышках которого были спрятаны наркотики. Приговор, вынесенный ей судьей, оказался слишком суровым — 60 лет заключения. Но спустя 10 лет Туки освободили, и она начала новую жизнь.

Женщина нашла работу в книжном магазине, который стал для нее одновременно и убежищем. Он помог Туки справиться с ее внутренними демонами. Чтение стало не просто увлечением, а настоящим спасением. Каждый день она открывала новые страницы, как будто стремясь найти в них ответы на вопросы, которые мучили ее душу.

Туки — представительница народа Оджибве, и эта идентичность пронизывает весь роман. У Луизы Эрдрич, как и у Туки, корни коренного американского народа, и в «Сроке» она обращается к темам, которые для нее значимы: потеря, выживание, сохранение культурных традиций. Оджибве, как и многие другие коренные народы, веками страдали от притеснений, но сохранили свою культуру, язык и дух. Туки, хотя и прошла через множество испытаний, не утратила связи с корнями.

Луиза Эрдрич в качестве камео

Неожиданный, но важный элемент романа — присутствие самой Луизы Эрдрич в сюжете. Она появилась как хозяйка того самого книжного магазина, где работает Туки. Писательница не впервые использует себя как персонажа в собственных книгах, но здесь это особенно символично. У магазина, который Эрдрич описывает в романе, есть реальный прототип — Birchbark Books в Миннеаполисе, который принадлежит самой писательнице. Этот маленький книжный магазин стал не просто фоном для событий романа, но и важным символом: это место, где культура, история и литература пересекаются, создавая атмосферу, в которой каждый может найти что-то значимое для себя.

Книжный магазин в «Сроке» — это настоящий храм литературы. Здесь книги живут собственной жизнью: они могут навевать мысли, менять судьбы, а иногда даже возвращать мертвых. Магазин стал центром жизни Туки и других персонажей, местом, где они нашли утешение, ответы на свои вопросы и возможность для саморазвития. Литература играет в романе ключевую роль. Это не просто набор страниц, это мощное средство для познания мира и себя. В конце книги упоминается более 150 произведений, каждое из которых несет особую символику и значение. Таким образом «Срок» становится одной из самых «книжных» книг, которая существует внутри своего рода литературной вселенной.

Один из самых необычных и загадочных аспектов романа — персонаж Флоры. Флора — это клиентка книжного магазина, которая, умерев, не ушла из жизни Туки. Она превратилась в призрака, который постоянно тревожит главную героиню, не давая ей покоя. Флора — это своеобразное воплощение культурного присвоения. Она всю жизнь стремилась доказать свою связь с коренными народами Америки, хотя на самом деле таковой не имела. Это желание быть частью чужой культуры стало ее проклятием и в итоге привело к посмертной незавершенности.

События, которые перевернули Америку

Когда пандемия коронавируса захлестнула мир, казалось, что реальность словно погрузилась в параллельное измерение, где время потеряло привычные очертания, а обыденные события приобрели оттенок апокалипсиса. Луиза Эрдрич в «Сроке» передала эту атмосферу тревожной неопределенности, в которой герои оказались в изоляции от внешнего мира. Вся жизнь, казалось бы, замерла на месте, превращая и без того сложное существование Туки в еще более пугающее.

Эрдрич не обошла стороной мрачные детали пандемии, заставляя читателя почувствовать всю тяжесть происходящего. Туки работает в книжном магазине, который пытается выжить в условиях тотального локдауна, когда люди не только боятся за свое здоровье, но и теряют уверенность в завтрашнем дне. Магазин, который ранее был убежищем, местом для общения и поиска утешения в книгах, превратился в пространство беспокойства и страха. Покупатели, запертые в своих домах, искали ответы на вопросы, которые пандемия поставила перед всем человечеством. И книги стали для них последней надеждой на понимание происходящего.

Но пандемия — это не единственное испытание, с которым столкнулась Туки. Да и вся Америка. Убийство Джорджа Флойда произошло недалеко от ее дома. Оно принесло в роман еще один слой реальности, который отражает боль и ярость, накопившиеся в обществе. В тот момент, когда кажется, что мир уже не может стать хуже, Туки была втянута в вихрь протестов и социальных волнений. Ее муж, бывший полицейский, оказался на передовой, вынужденный бороться не только с угрозой вируса, но и с глубокими ранами, нанесенными обществу расизмом и насилием.

Эрдрич, как всегда, умело сочетает личное и общественное, показывая, как пандемия и убийство Джорджа Флойда переплетаются в судьбах героев, создавая многоуровневый портрет современной Америки. Она описывает, как Туки и ее близкие боролись с чувством беспомощности, когда повседневные заботы переплетаются с глобальными кризисами. Джордж Флойд, ставший символом борьбы за права чернокожих в США, и его трагическая смерть заставляют Туки и ее близких переосмыслить не только свои отношения с окружающим миром, но и с самими собой.

В романе ярко передана атмосфера, которая царила в Миннеаполисе после убийства Джорджа Флойда. Улицы города стали ареной яростных протестов, и каждый человек, казалось, должен был сделать выбор: остаться в стороне или присоединиться к борьбе. Туки, несмотря на свои личные страхи и сомнения, оказалась в самом центре этого бунта и движения BLM. Для нее, как и для многих других, этот период стал временем глубоких внутренних изменений.

Роман поднимает важные вопросы о роли полиции, о расовых предрассудках и о том, как историческая несправедливость продолжает влиять на жизнь людей. Убийство Джорджа Флойда в книге Эрдрич не просто трагический эпизод, а катализатор изменений, которые касаются каждого. Писательница показывает, что борьба за справедливость и права человека — это не абстрактные понятия, а реальные действия, которые могут изменить судьбы людей.

Пандемия и убийство Джорджа Флойда в «Сроке» — это два параллельных, но тесно переплетенных потока, которые определяют не только жизнь героев, но и настроение всего романа. Эти события, которые происходят на фоне магического реализма, напоминают читателю, что даже в самые темные времена литература способна не только утешать, но и побуждать к действию, заставлять нас задуматься о том, кто мы есть и к чему стремимся.

«Срок» Луизы Эрдрич — это многослойное произведение, которое соединяет в себе историю, культуру, литературу и современность. Это не просто история о Туки. Это история о каждом из нас, о нашем стремлении понять себя и свое место в мире.

Издательство: Inspiria
Перевод:
Михаил Тарасов
Количество страниц:
384
Год:
2024
Возрастное ограничение:
18+

Екатерина Петрова — литературный обозреватель интернет-газеты «Реальное время», автор телеграм-канала «Булочки с маком» и основательница первого книжного онлайн-клуба по подписке «Макулатура».

Екатерина Петрова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ОбществоКультура

Новости партнеров