«Я верил в справедливость»: присяжные суда Татарстана оправдали «беглого» казанца по двум убийствам
После оглашения вердикта оправданного отпустили из-под стражи
Оправдательный вердикт по делу о заказном убийстве 2004 года вынесли присяжные Верховного суда Татарстана. При этом событие другого преступления — убийство казанца в 2003 году в ходе избиения группой человек с использованием арматуры, бит и травматического пистолета коллегия народных судей признала недоказанным. В результате обвиняемый в этих убийствах Ибрагим Закиев был освобожден из-под стражи. С 2017 года он числился в международном розыске, минувшим летом был задержан в Нижнем Новгороде. Подробности — в материале «Реального времени».
За решеткой оправданный провел чуть больше года
Еще на следствии и старте своего процесса 45-летний Ибрагим Закиев уверял — преступлений не совершал, а о розыске — тем более международном — даже не знал. За границу не выезжал, проживал в Москве, занимаясь бизнесом в сфере строительства и аренды дорогих иномарок.
В июле 2023-го поехал в командировку в Нижний и там на улице его остановили сотрудники местного подразделения угрозыска. С тех пор Закиев находился под стражей. Вплоть до среды 21 августа — еще утром его доставили на процесс из СИЗО под конвоем, а за несколько часов до полуночи он покинул Верховный суд РТ самостоятельно. По данным источников «Реального времени», за проходной его ждал встречали семья и друзья.
Оправдательный вердикт присяжными по этому делу был оглашен примерно в 20 часов, однако на согласование вопросов освобождения с изолятором понадобилось еще больше часа.
«Мы не заинтересованы в осуждении невиновного. Наша задача — чтобы лицо, которое совершило преступление, не избежало наказания... А в обоснованности обвинения Закиева мы уверены», — прозвучало в объемной речи гособвинителей. В прениях прокуроры Яна Подольская и Динара Зареева напомнили коллегии обстоятельства дела и провели анализ исследованных доказательств. Напомним, версию обвинения, которую выдвигали сотрудники первого отдела Следкома по РТ и утверждал первый зампрокурора Татарстана Алексей Заика.
В свою очередь сам Закиев и его адвокат Инна Барлева настаивали — обвинение построено на голословных показаниях, ни с одной из жертв Закиев не знаком и мотива их убийств у него просто не было.
Не доказано событие преступления: как разделились голоса присяжных
Во времена инкриминируемых ему преступлений Ибрагима Закиева знали под другим именем. В детстве его нарекли Ямашем Шамсутдиновым. Но еще в 2012-м — за 5 лет объявления в розыск он решил взять фамилию деда, чтобы продолжить его род, имя поменял по религиозным соображениям, а отчество сохранил.
Те преступления, в которых обвинили Закиева, считались нераскрытыми больше 13 лет.
- Эпизод 1. «Месть за побитых членов ОПГ «Грязь»: по версии обвинения, в ночь с 12 на 13 июля 2003 года, казанца Геннадия Морогова подкараулили у его дома и избивали до смерти, используя «неустановленные следствием предметы по типу арматуры, металлического прута, деревянной биты или другие предметы» схожей конструкции, а также собственные руки и ноги, а еще стреляя в жертву из травматического пистолета «Оса». После чего загрузили тело в багажник автомобиля, увезли в лесопосадку на железнодорожной станции «Лагерная» и оставили там. Это нападение силовики считают ответным ходом за то, что Морогов с неустановленными лицами ранее избил двух представителей группировки «Грязь» Кочерганова и Хайруллова. Якобы те мешали вскрывать чужие авто на своей охраняемой стоянке.
В обвинении фигурируют пять нападавших на Морогова, включая «грязевских». Среди них — скончавшийся в 2015-м Руслан Хайруллов, а также Рамиль Абдрахманов и Артем Русаков, которые предстали перед судом еще 6 лет назад.
Закиева в расправе над Мороговым обвинили лишь в 2023-м году, уже после того, как задержали и водворили в СИЗО по другому давнему убийству. По версии следствия, он состоял в группировке «Аракчинские» и решил поддержать «грязевских».
В 2018-м по приговору Верховного суда РТ двое фигурантов за это преступление получили по 13 лет колонии строгого режима. Их предполагаемого сообщника, Мустакимова, присяжные тогда оправдали. Причем, еще в ходе того процесса выяснилось — вечером 12 июля он был нетрезв, первый удар по лицу получил перед выходом из дома от собственного отца, а позже его с приятелем посадили в свой автомобиль патрульные... Последние уверяли — задержания не было, отпустили обоих...
В новом деле перед уходом в совещательную комнату старшине коллегии из восьми присяжных вручили опросный лист. На самом деле листов было несколько, а перечень вопросов — стандартный для подобных дел. Первым был такой: «Доказано ли событие инкриминируемого преступления?». Причем, в фабуле этого вопроса подробно описаны действия по нанесению телесных повреждений Морогову с дальнейшим перемещением его тела в лесопосадку — без указания тех, кто в этом обвиняется.
Пятеро присяжных на этот важнейший вопрос ответили: «Нет, не доказано». Трое их коллег заняли противоположную позицию, однако большинством голосов по этому эпизоду Закиеву вынесли оправдательный вердикт. При этом на два последующих вопроса коллегия отвечать не стала. Они были бы обязательными лишь в случае утвердительного ответа на вопрос о доказанности самого события преступления в отношении Морогова при описанных в обвинении обстоятельствах. Поскольку носили уточняющий характер — доказана ли вина подсудимого в описанных деяниях и заслуживает ли он снисхождения.
Оправдательный приговор пока не вынесен
По второму пункту обвинения присяжные продвинулись дальше — обстоятельства преступления признали доказанными, однако вновь разошлись во взглядах на виновность Закиева.
- Эпизод 2. «Убийство Ильдуса Салахутдинова за 3 тысячи долларов»: По версии обвинения, больше 20 лет назад у Закиева с Салахутдиновым произошел конфликт ввиду личной неприязни и нежелания первого «возвращать неустановленную следствием сумму долга» второму, после чего заемщик решил устранить своего кредитора и предложил своему знакомому Ильгаму Сафиуллину найти киллера. Тот согласился и обратился к Андрею Аршинову, которому ранее помог купить пистолет с глушителем и патронами калибра 9 мм, пообещав за убийство вознаграждение в сумме $3 тысячи (85,7 тысячи рублей на дату убийства), — полагают силовики. Аршинов привлек и знакомого водителя Романа Сибгатуллина, сказав, что тот получит половину, когда поможет скрыться с места преступления. Утром 24 января 2004 года стрелок дождался прихода Салахутдинова к своей «девятке» у дома на Чуйкова, и расстрелял его, когда тот сел в авто. Утром следующего дня раненый скончался в больнице.
Аршинов, по версии обвинения, кинулся к дому, где его должна была ждать машина Сибгатуллина, но тот испугался и рванул с места сразу после выстрелов. А после смерти жертвы Сафиуллин передал Сибгатуллину 51 тысячу рублей для последующей передачи Аршинову, но как полагают в СК, пугливый водитель не побоялся кинуть киллера и делиться с ним не стал. По версии обвинения, указанные 51 тысячу рублей Сафиуллин получил от заказчика убийства — Ямаша Шамсутдинова, ныне — Ибрагима Закиева.
При этом Верховный суд РТ еще в 2017-м признал виновными в этом убийстве троих. Непосредственному исполнителю Аршинову дали 20 лет колонии строгого режима, Сафиуллину — 9, Сибгатуллину — 10,5. Двух последних суд признал пособниками убийства. В назначенное наказание по приговору вошли и другие эпизоды преступлений троицы, в том числе — разбой с покушением на убийство и незаконный оборот наркотиков. Причем, из текста судебного акта следует — именно в связи с крупными партиями наркотиков всех троих в 2016-м задержали сотрудники подразделения МВД Татарстана по борьбе с оргпреступностью, после чего задержанные начали признаваться в давнем убийстве.
Повторюсь, сам факт расстрела Салахутдинова в его автомобиле у присяжных сомнений не вызвал. Однако на вопрос о доказанности действий Закиева по этому эпизоду, ответ «Да, доказано» дали лишь трое, а пятеро указали «Нет». Таким образом коллегия оправдала Ибрагима Закиева по обвинению в заказе этого убийства.
Почему это произошло? По данным источников «Реального времени», стороне обвинения не удалось доказать, что тот самый долг — как мотив для устранения кредитора — вообще имел место. Лишь один засекреченный свидетель уверял, якобы Закиев занял у Салахутдинова 7 млн рублей, то есть четверть миллиона долларов на момент инкриминируемых деяний. Тогда как знакомые и родственники убитого заявляли — больших денег у него не водилось, в последнее время он вообще не работал, существовал на доходы супруги, деньги на бензин выпрашивал у родителей, а за купленную «девятку» так до конца и не рассчитался. При этом ни один из близких Салахутдинова в суде Закиева не признал...
Вчера журналисту «Реального времени» удалось встретить оправданного у Верховного суда республики, куда он заходил для изучения материалов судебного следствия. Он сказал, что очень рад оказаться на воле после года СИЗО, но делиться своим мнением насчет обстоятельств дела и планами на будущее пока не готов. Лишь повторил сказанное ранее:
— С убитыми даже не был знаком, в группировке «Аракчинские» никогда не состоял, и о розыске не знал. Был в шоке, когда меня задержали и сказали: «Обвиняешься в убийстве». А потом через время появилось и еще одно обвинение. Я верил в справедливость, надеялся, что если рассмотрение будет объективным, присяжные все увидят...
Адвокат оправданного Инна Барлева в разговоре с «Реальным временем» сообщила — последствия оправдательного вердикта Верховный суд Татарстана будет обсуждать 3 сентября. Приговор по делу пока не вынесен.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.