Владимир Кучин: «Сейчас фаворит — «БасКИ-Академия», но мы уже стабильно опережаем»

Игрок «Крыльев барса» — о победе казанцев на чемпионате по «тихому! баскетболу»

Владимир Кучин: «Сейчас фаворит — «БасКИ-Академия», но мы уже стабильно опережаем»
Владимир Кучин в атаке . Фото: Максим Платонов

Разыгрывающий казанской команды по баскетболу на колясках «Крылья барса» Владимир Кучин поделился с редакцией «Реального времени» впечатлениями о недавней победе на чемпионате по «тихому! баскетболу». В интервью изданию он также проанонсировал предстоящие старты Паралимпиады, дебютного чемпионата Европы 3х3 и предстоящего старта чемпионата России в формате 5х5.

«После детдома мне предложили либо пойти учиться, либо переехать в дом престарелых»

— Владимир, как команда готовилась к старту в турнире по «тихому! баскетболу»?

До его старта мы побывали в отпуске, проведя перед чемпионатом буквально три-четыре тренировки, и поехали бороться за самые высокие места, поскольку перед нами стояла задача защитить прошлогоднее первое место. Было тяжело, но мы это сделали.

С одной стороны, у нас есть лидер Василий Кочетков, который выдает стабильно хорошую игру. Что касается остальных, то кто-то был хорош в одном поединке, затем действовал хуже, зато наставала очередь выйти на первый план того, кто не был так ярок ранее. Что касается меня, то я своей игрой разочарован, поскольку баскетболист моего уровня, а это все-таки кандидат в сборную страны, должен спокойно забрасывать элементарные мячи из-под кольца. Когда команда сделала все для того, чтобы ты реализовал ее усилия, а ты промахнулся, то запорол все усилия коллектива. Подчас это даже выбешивало.

— Победителей не судят, как говорится. Кто, кстати, входил в состав победителей помимо Кочеткова и вас?

Валерий Симонов и Виктор Кайнов. Мы очень сыгранный коллектив, понимающий решения партнера по команде, чувствующий его, и у каждого есть свои стороны. Когда я разыгрывающий, Валера отвечает за выполнение черновой работы, Витя хорош в защите, Василий просто хорош, он снайпер, лидер команды.

Вы родились в Казани?

Далеко нет. Я 1990 года рождения, сам родом из Барнаула, но тут надо уточнить, что потерял родителей и вырос в детдоме небольшого города Болхов Орловской области. После детдома мне предложили два пути: либо пойти учиться, либо переехать в дом престарелых.

Команда «Крылья барса» в формате 3Х3. Максим Платонов / realnoevremya.ru

«На тренировку уходил целый день: в семь утра уехать и вернуться только в девять вечера»

— А положенная вам по закону квартира?

— Я ее получил на родине, в Барнауле, по месту рождения, все нормально. Но надо понимать, что у меня детская травма, я инвалид-колясочник, и проживать в одиночку в этой квартире было сложновато. Но в итоге я выбрал еще более сложный путь. Поступил на учебу в город Михайлов Рязанской области, такой же небольшой городок, как и Болхов, и там узнал о существовании баскетбола на колясках и о том, что наиболее близкая для меня команда располагается в Москве. Это «Фалькон», в расположение которой я приехал и попросился. Причем, повторюсь, я инвалид с детства, а потому у меня не было никакой специализированной подготовки, как могло быть у кого-то, кто получил травму в молодости, но зато успел поиграть, да хотя бы в школе, элементарно имеет навык по кольцу бросать.

Хотя у нас в Болхове успешно развивался настольный теннис для колясочников, и в него я поиграл. Правда, где баскетбол, а где настольный теннис, где шарик движется преимущественно по горизонтали. Пришлось учиться технике владения мячом, бросковой технике, единственно, я умел кататься на коляске благодаря игре у теннисного стола. Это давало преимущество в скорости. Но в баскетболе, как в любой командной игре, еще необходимо командное взаимодействие, умение открываться и так далее. Вот в этом плане я вообще не понимал, чего от меня ждут на площадке. Но спасибо тренерам Москвы, конкретно Илье Александровичу Щербакову, что не отмахнулись от меня, отметили какие-то физические данные, главное — желание. И вот это самое желание я потом демонстрировал большую часть карьеры в Москве.

Ранним утром садился в автобус в Михайлове, ехал до Москвы, потом на метро добирался в расположение команды. Так по два-три раза в неделю на тренировки, плюс игры. С семи утра до девяти вечера, так я катался пять лет, пока учился в Михайлове. Дальше продолжил обучение уже в Москве, спасибо нашему тренеру, что помог найти Подольский социальный спортивный институт, где договорились с ректором Владимиром Валентиновичем Нелюбиным и взяли на учебу с проживанием инвалида-колясочника. Тут уже появилось свободное время, поскольку от Москвы до Подольска 16 километров, у «Фалькона» был собственный транспорт, на котором можно было меня привозить и отвозить на тренировки. В московском «Фальконе» я провел 11 лет, пока не пришло понимание, что я останавливаюсь в плане развития. Созвонился с тренером Тюмени Олегом Мелеховым, и у нас возникла договоренность о совместной работе.

В Тюмени проблем не возникло?

Меня поселили друзья, сказали, что платить за жилье не надо. Мы отыграли год, после чего у нас возник интерес к совместной работе с командой «Крылья барса», и последние два сезона я игрок Казани.

Вперед, в отрыв. Максим Платонов / realnoevremya.ru

«Главный тренер «Фалькона» писал дипломную работу по баскетболу на колясках»

— Как вы стали разыгрывающим, у которого в руках все комбинационные нити? Ведь вы в начале карьеры, как сами признались, не понимали даже своей роли на площадке.

— Поначалу тренеры в Москве предложили мне заниматься тем, что у нас принято называть «столбить». В общепринятой баскетбольной терминологии — это значит ставить заслон, чтобы из-под тебя бомбардир бросил по кольцу, а ты не давал к нему подобраться игроку соперника, но у меня небольшой рост. Затем обнаружилось, что я хорошо вижу площадку, есть понимание, когда можно отдавать мяч, и меня переквалифицировали в разыгрывающие. Любопытно, что один из наставников Москвы Илья Александрович Щербаков писал дипломную работу по методологии баскетбола на колясках, но поскольку это была голая теория, то он занялся вопросом создания команды, по сути, являясь родоначальником российского баскетбола на колясках.

Изначально команда называлась «Сокол», потом ее переименовали в «Фалькон» по названию немецкой фирмы, которая давала средства на содержание команды. Сейчас она просто сохранила привычное название, поскольку немцы ушли и с рынка, и из спонсорства, а содержание команды взяла на себя МБА.

— МБА — это же сейчас целый клуб по баскетболу, в структуру которого входят мужская и женская профессиональные команды, с необходимостью ориентироваться на комплектование исключительно российскими баскетболистами.

— Да, именно так, а еще с недавнего времени в структуру клуба входит и команда по баскетболу на колясках «Фалькон-МБА». Если говорить о второй моей команде, тюменском «Шансе», то изначально это была почти любительская команда, где зарплаты получали только те баскетболисты, которые входили в состав сборной России, а остальные играли, скажем так, из любви к баскетболу. Но сейчас это также профессиональная команда, все на ставках — у каждого своя, лично моя составляла 35 тысяч рублей в месяц. Сборники получали больше, порядка 45 тысяч.

Но не столичный «Фалькон» был законодателем мод в российском баскетболе на колясках.

Да, это были представители Санкт-Петербурга, а сейчас, надеюсь, станем мы. А ранее фаворитом были две питерские команды, одна из которых ориентировалась на баскетболистов из европейских стран больше, чем на россиян. Но сейчас эта команда распалась, и постоянный фаворит — «БасКИ–Академия», которая держит свою марку. Но в «тихом! баскетболе» мы уже, можно сказать, стабильно опережаем. Он же отличается своей спецификой от обычного, когда на атаку дается только 12 секунд. Игрокам приходится действовать разнообразнее, поскольку три баскетболиста на площадке берут на себя функции пятерых, и уровень взаимодействий выходит на первый план.

Вы же могли, наверное, видеть, на международных турнирах «Кубок АО «ТАИФ», прекрасно организованных для нас нашими спонсорами, как наши гости из Боснии и Герцеговины хороши в плане баскетбола 5х5 и как сложно им в формате 3х3.

Атака из под кольца. Максим Платонов / realnoevremya.ru

Если бы это была одна и та же игра, то не стали бы разделять баскетбол и стритбол, и это правильно. Еще и покрытие на 3х3 совсем другое, не скользящий паркет, и это покрытие проверяет тебя на состояние физической готовности. Если с физикой проблемы, пиши пропало. Поэтому мы очень серьезно занимаемся, ходим в тренажерный зал, в бассейн, развиваем свою физическую готовность. Или турки из Яловы, где у нас были сборы и мастер-классы: там наши соперники даже толком не знали правил в игре 3х3. Надо отметить, что что эта игра только развивается, достаточно сказать, что в конце августа состоится первый в истории чемпионат Европы, который пройдет в Вене. Хочу посмотреть и этот турнир, и Паралимпиаду. Мне это очень интересно.

— Пытаясь в телефоне сохранить ваш номер, обнаружил, что автосохранение упорно меняло фамилию на Путин. Когда я поделился этим с тренером «Крыльев барса» Сергеем Чистовым, он написал, что у вас и имя-отчество Владимир Владимирович.

Иногда во время знакомства я подшучиваю, уточняя, что я Владимир Владимирович, а фамилия у меня настолько известная, что вы ее и сами знаете.

Джаудат Абдуллин

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

СпортБаскетбол Татарстан

Новости партнеров