«Может, прибегнуть к симметричному решению: знак в честь Екатерины II и памятник татарским защитникам Казани»

Главред «Казанских историй» попыталась разрешить споры, разгоревшиеся вокруг установки памятника Екатерине Великой в Казани

Объявленный конкурс на создание памятного знака на Набережной озера Кабан, который должен «содержать образ Екатерины II», вызвал бурную реакцию общественности. Против установки памятника высказывались как известные в Казани личности, так и многочисленные анонимы в комментариях. Также Всемирный форум татарской молодежи адресовал мэрии Казани открытое письмо, в котором попросил приостановить конкурс. Специально для читателей «Реального времени» в своей авторской колонке главред газеты «Казанские истории» Любовь Агеева поведала о том, почему памятнику — быть, и рассказала о том, каким управленцем была Екатерина Великая. А для того, чтобы прекратить все споры, предложила простое решение проблемы.

«Надобно, однако ж, дать им такое платье, которое бы годилось для всех...»

В апреле 2016 года мы получили еще одно доказательство того, как легко разделить людей, сделать их позиции непримиримыми. Увы, у нас в стране нет практики спокойных общественных дискуссий на темы, которые задевают разные интересы людей, тем более национальные. Сразу или скандал — или баррикады. Пусть даже и не на улицах — в головах.

Небольшое пояснение для читателей «Реального времени», которые остались в стороне от бурного обмена мнениями по поводу постановления мэрии Казани о творческом конкурсе на памятный знак «Тергезү («Возрождение»). Намерение у тех, кто принимал решение о памятном знаке, было наверняка самое благое. Наверняка они не ожидали, что последует за сообщением о конкурсе. Прочитаем, однако, внимательнее начало этого постановления:

«В целях увековечения памяти исторического события 1767 года в Казани — указа Императрицы Екатерины II, разрешающего татарским купцам строить каменные мечети и оказавшее огромное влияние на возрождение и развитие ислама в России, отражения самобытности и благоустройства города…»

Как я понимаю, предлагается увековечить вовсе не Екатерину, а память исторического события 1767 года — подписание указа императрицы, оказавшего огромное влияние на возрождение и развитие ислама в России.

«Предлагается увековечить вовсе не Екатерину, а память исторического события 1767 года — подписание указа императрицы, оказавшего огромное влияние на возрождение и развитие ислама в России». В. Боровиковский. Портрет Екатерины II (portret-zakaz.ru)

Почему этот памятный знак нежелателен?

Однако председатель Всемирного форума татарской молодежи Табрис Яруллин прочитал постановление по-другому, став с помощью моих коллег-журналистов инициатором дискуссии в СМИ.

— Когда мы поняли, что этот вопрос волнует многих, мы решили, что мы должны донести до тех, кто инициировал этот конкурс, аргументы, почему этот памятный знак нежелателен, — рассказал он корреспонденту одной из республиканских газет.

Он подчеркивает, что не является сторонником установки монументов вообще, отдавая предпочтение свободным пространствам. Но когда речь заходит о памятниках, Табрис Яруллин считает, что это все-таки та область, где несправедливость проявляется наиболее отчетливо: несмотря на то, что власти неоднократно говорили о необходимости увековечить имя того или иного татарского деятеля, на деле каждый раз повторяется одна и та же ситуация — оказывается, что на установку памятника не хватает финансирования.

Позднее на сайте Всемирного форума татарской молодежи появилось письмо, правда, без указания адресата, но в СМИ сообщалось, что оно — для президента Рустама Минниханова, где были сформулированы другие доводы, кроме финансовых.

Жесткое противостояние решению мэрии Казани установить в городе памятный знак в честь указа Екатерины Великой меня лично удивило. Никак не ожидала, что эта российская императрица вызовет такое неприятие.

Вспоминаются возражения против появления на Петербургской улице памятника Петру I. Правда, массовых выступлений не помню, были протесты авторитетных представителей общественности, и они были приняты во внимание. Скорее всего по принципу «Как бы чего не вышло». Негоже было перед большим праздником ссорить татар и русских. По счастью, наша власть, и в лице Минтимера Шаймиева, и в лице Рустама Минниханова, в таких вопросах всегда ведет себя весьма аккуратно.

«Вспоминаются возражения против появления на Петербургской улице памятника Петру I. Правда, массовых выступлений не помню, были протесты авторитетных представителей общественности, и они были приняты во внимание». Фото ruchess.ru

Помню и то, что часть горожан такого решения не поняла и не приняла. Это хорошо видно по комментариям к публикациям в одной из республиканских газет о памятном знаке, вокруг которого сыр-бор. Один из них:

«Петр I созданием Адмиралтейства и Суконной слободы сделал для развития Казани так много, что, не установив ему памятник, казанцы покрыли себя позором, как неблагодарные люди».

Страшное петровское «окно в Европу» и добрые дела Екатерины II

Фигура этого российского самодержца (Петра I — прим.ред.) в исторической памяти людей соткана из противоречий. Время их существенным образом сгладило, и сегодня чаще вспоминается позитивное, а не то, какими страшными мерами Петр «прорубал окно в Европу».

Екатерине Великой в этом смысле повезло. Вспоминая ее, мы чаще воспроизводим в памяти ее добрые дела. Она разделяла стремления своего предшественника сделать Российскую империю европейской державой, что было вполне естественно для немецкой принцессы, волею судьбы, а точнее — русской царицы Елизаветы Петровны, оказавшейся на царском престоле. Заняв его в 1762 году, уроженка крошечного провинциального немецкого княжества царствовала более 30 лет.

С именем Екатерины II связаны многие важные события в истории России, впечатляющие реформы и грандиозные военные победы. Это было в истории России время просвещенного абсолютизма.

Да, она потопила в крови Пугачевское восстание, способствовала укреплению крепостничества, сурово подавляла инакомыслие. Но, по ее глубокому убеждению, «нужно просвещать нацию, которой должно управлять». И можно привести не один пример такой политики.

Рост населения во время ее царствования в значительной мере был результатом присоединения к России территорий, на которых проживало почти 7 миллионов человек. Но это укрепило империю, ее авторитет в мире.

Еще в школе мы узнали о том, что София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская пришла к власти через государственный переворот, ценой убийства мужа — Петра III. Но на российском троне это было привычное событие.

С именем Екатерины II связаны многие важные события в истории России, впечатляющие реформы и грандиозные военные победы. Это было в истории России время просвещенного абсолютизма.

Она оставила потомкам «польский», «еврейский» и прочие национальные вопросы, однако бесспорны заслуги Екатерины в поддержке мусульман. Об этом написано много и подробно, в том числе в «Казанских историях». Вряд ли стоит повторять…

Так думала я до вчерашнего дня, пока не поговорила об этом со своими студентами. Как оказалось, у них самые обрывочные представления о Екатерине Великой, впрочем, как об истории нашего государства вообще.

«В Интернете в основном представлены мнения против знака памяти Екатерины Великой»

Отвечая на вопрос, что полезного сделала императрица для татар, они первым делом вспомнили котов, которых она получила в подарок от Казани. Потом про каменные мечети, которые она разрешила строить. И это было все, что студенты знают.

В моей журналистской деятельности есть опыт проведения дискуссий на болезненные национальные темы. Привычка с тех лет — в спорных ситуациях обращаться за комментарием к авторитетной фигуре другой, чем у меня, национальности. На этот раз узнала мнение известного казанского историка, профессора Булата Файзрахмановича Султанбекова. Вот что он сказал:

— Екатерина Великая, единственная из российских императоров, заслуживает такой знак внимания в Казани. Она по-настоящему понимала, что такое национальный вопрос, и в годы своего правления никогда не решала его силой давления, как делать до и после нее. Эта позиция заслуживает уважения, и я не разделяю мнения тех, кто выступает против памятного знака в ее честь.

Важно отметить, что в интернете, в частности, после публикаций в нескольких газетах в основном представлены мнения против знака памяти Екатерины Великой. Их много. Однако не потому, что в Казани сторонников такой точки зрения больше. Скорее всего других решение казанской мэрии никак не задело. Например, мои студенты задумались об этом только после моей настойчивой просьбы.

Посмотрим, каковы доводы тех, кто возражает. Авторы некоторых комментариев оценивают, что называется, в принципе.

Булат Султанбеков: "Екатерина Великая, единственная из российских императоров, заслуживает такой знак внимания в Казани. Она по-настоящему понимала, что такое национальный вопрос, и в годы своего правления никогда не решала его силой давления, как делать до и после нее. Эта позиция заслуживает уважения". Фото archive.gov.tatarstan.ru

Приведу два таких поста:

«Никому из политических деятелей не надо ставить памятники! Пожалуйста, пусть ставят поэтам, театральным деятелям, артистам, научным деятелям, ученым. Но не политикам».

«Царистский режим для нас — это режим актов геноцида, уничтожения нашей государственности и дискриминации… Выступая против любой дискриминации по национальному, религиозному и прочим признакам, мы имеем моральное право выступать против увековечивания памяти деятелей режима, который был построен на дискриминации...»

Доказательства от противного

Некоторые предъявили обвинения в виде обвинительного заключения:

— Именно Екатерина устроила геноцид ногайцев своим именным указом. А это братский народ, который дал татарам царицу Нурсултан и Сююмбике и мн.др.

— Именно Екатерина потопила в крови Пугачевское восстание. Вместо того, чтобы бороться с причиной, она боролась со следствием.

— Именно Екатерина использовала татар для дальнейшей экспансии в Среднюю Азию (где эта территория, спрашивается). То есть это был чисто прагматичный подход — привлечь на свою сторону татарское духовенство (им стали платить жалование), оставшуюся элиту, чтобы выйти на богатые рынки Средней Азии и Казахстана.

— Именно Екатерина среди всех остальных императоров и императриц славится большим списком фаворитов (а это, извините, аморально).

— Именно Екатерина захватив Крым, сделала многое, чтобы начался массовый исход крымских татар в Турцию.

— Именно Екатерина пришла к власти путем государственного переворота, дав группе заговорщиков убить своего мужа.

Воспользуемся этим списком, как примером, и приведем доказательства от противного:

— Именно Екатерина II в 1773 году инициировала принятие закона о терпимости всех вероисповеданий. В частности, она запрещала православному духовенству вмешиваться в дела других конфессий.

— Именно Екатерина в 1763 году подписала Указ, разрешающий татарским купцам свободно торговать на всей территории Российской империи, тем самым уравняв их в правах с русским купечеством.

— Именно Екатерина позволила мусульманам возводить каменные мечети (правда, некоторые авторы комментариев считают это решение унизительным).

— Именно Екатерина отменила указ императрицы Анны Иоанновны об основании Конторы новокрещенских дел, которой было поручено заниматься христианизацией мусульман и язычников Казанской, Нижегородской, Астраханской и Воронежской губерний. Из 536 мечетей в Казанском уезде было разрушено 418. Как известно, глава этой конторы архиепископ Казанский и Свияжский Лука Конашевич стал для татар фигурой нарицательной. Он был выслан из Казанской губернии в другую епархию, и политика насильственного крещения была прекращена.

— Именно личное участие Екатерины позволило издать в 1787 году в типографии Академии наук в Санкт-Петербурге, впервые в России, полный арабский текст Корана.

— Именно Екатерина привлекала мусульман в состав Уложенной комиссии, которая должна была сделать Россию государством, живущим по законам. Уложенная комиссия, которая работала в 1767-1768 годах, свою миссию не выполнила. Однако ей удалось обратить внимание общества на проблемы мусульман России.

«3 сентября 1767 года Екатерина подписала указ, которым были увеличены средства на содержание Казанской мужской гимназии. Скорее всего, это произошло потому, что она узнала о бедственном положении учебного заведения от своих приближенных». Фото pastvu.com

Увидев, как мало в Казани каменных домов, Екатерина указом от 4 июня 1767 года установила правило «для спосшествования к устроению каменных домов в Казани». 3 сентября 1767 года Екатерина подписала указ, которым были увеличены средства на содержание Казанской мужской гимназии. Скорее всего, это произошло потому, что она узнала о бедственном положении учебного заведения от своих приближенных, которые побывали в гимназии и имели беседу с ее директором Фон-Каницем.

Н. Загоскин пишет, что узнав о прекращении в гимназии театральных зрелищ, которые прежде здесь постоянно устраивались, императрица выразила сожаление и поручила губернатору Квашнину-Самарину «содействовать возобновлению в гимназии театральных представлений и сколь возможно склонять к тому здешнее дворянство, которое посредством сих представлений могло научиться приятному обращению и необходимой в свете ловкости».

Памятник Екатерине Великой — важный маркер общественного пространства Казани

Мне понравился комментарий Рустама Батрова, первого заместителя муфтия Татарстана: «Общественное пространство предназначено для того, чтобы маркировать их кодами, которые для нас важны. Если мы будем убирать из общественного пространства те маркеры, которые в наших интересах, которые нужны татарам, Татарстану, казанцам, будут появляться другие маркеры»

Как оказалось, у него лично «к Екатерине как правителю нашего государства очень комплиментарное отношение». В этом смысле представляется не только возможным, но и необходимым установка памятного знака (совсем не обязательно в виде скульптуры, тем более что форма будущего памятника организаторами конкурса не уточнена) — как важногой маркера общественного пространства Казани.

В конечном итоге этот знак будет напоминать нам не только о российской императрице Екатерине II, но и о важных вехах в истории татарской нации.

«По мнению Булата Файзрахмановича, лучшее место для памятного знака в честь Екатерины — Болгар, поскольку заботами мусульман она прониклась, скорее всего, не в Казани, где могла наблюдать не только почтение к царственной особе, но и лизоблюдство, но именно на месте древнего поселения». Фото bolgar.photokzn.ru

Где установить «еще одно свидетельство иной веры»?

Есть вопрос, где его поставить. Не думаю, что предложенный вариант — в Татарской слободе, на улице Марселя Салимжанова (набережная Кабана) — самый удачный. Судя по всему, людей больше всего настроило против памятного знака именно место его установки.

Хотя могу припомнить, как однажды профессор Булат Султанбеков рассказал мне об истории улицы Екатерининской в татарской части города (ныне улица Габдуллы Тукая). Название улицы — от приходской церкви великомученицы Екатерины. Но жители слободы звали ее Эби-патши урамы, а саму царицу — Эби-патша Екатерина, добрая бабушка Екатерина.

В Интернете высказываются пожелания о том, где можно было установить памятный знак. Есть предложения считать таковым копию кареты возле Качаловского театра и галеру «Тверь», которую планируется восстановить. Это объекты для туристов, а памятный знак, о котором идет речь — для нас, жителей Татарстана.

По мнению Булата Файзрахмановича, лучшее место для памятного знака в честь Екатерины — Болгар, поскольку заботами мусульман она прониклась, скорее всего, не в Казани, где могла наблюдать не только почтение к царственной особе, но и лизоблюдство, но именно на месте древнего поселения.

Вслед за Петром Великим, который первым приказал сохранить его для потомков, она позаботилась о дальнейшей судьбе древнего города, приказав впредь придерживаться указа своего предшественника о сохранении архитектурных памятников.

Историки наверняка могут определить, в каком месте произошла историческая встреча императрицы с паломниками-мусульманами.

Но предвижу раскол и по поводу этого предложения. Радикально настроенные татары с трудом смирились с присутствием в Болгаре православной церкви, а тут еще одно свидетельство иной веры.

Как же в таком случае быть? Что ставить во главу угла?

«В письме, отправленном ею из Казани Вольтеру, она писала о своих впечатлениях по поводу театральных представлений в Казанской гимназии. По ее мнению, это одно из средств «слить разноплеменное население». Фото school-collection.edu.ru (Морис Кантен де Латур. Портрет Вольтера. 1736 г. )

Ответ на это вопрос мне дала сама Екатерина Великая. В письме, отправленном ею из Казани Вольтеру, она писала о своих впечатлениях по поводу театральных представлений в Казанской гимназии. По ее мнению, это одно из средств «слить разноплеменное население».

«Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь я в Азии, — писала Екатерина. — В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою. Надобно, однако ж, дать им такое платье, которое бы годилось для всех…

Это почти то же, что сотворить, устроить, сохранить целый мир!»

Это главная задача в разноязыкой России на все времена — сохранить «целый мир», дав народам платье, «которое бы годилось для всех...»

«Симметричное решение» может унять острые дискуссии на национальные темы

На мой взгляд, памятный знак в честь Екатерины II — совсем не повод для раздора. Но для этого полезно искать в нашем совместном историческом прошлом не то, что нас разъединяет, а то, что нас объединяет.

И еще: я поддерживаю мнение Булата Султанбекова — вернуться к идее памятника татарским воинам, защищавшим Казань в далеком 1552 году. Много на сей счет было дискуссий, но окончательного решения до сих пор не принято. И не потому, что русские возражают.

На мой взгляд, при появлении такого памятника спадет острота дискуссий на национальные темы, ведь на сегодня это главный раздражитель.

У нас есть опыт симметричных решений — строительство мечети Кул Шариф и реставрация Благовещенского собора в Кремле; восстановления собора Казанской иконы Божией матери и создание Болгарской исламской академии.

Может, и здесь прибегнуть к симметричному решению: памятный знак в честь Екатерины Великой и памятник защитникам Казани?

Любовь Агеева

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров