Татарстанские банки сэкономили на рекламе
Как выяснила аналитическая служба «Реального времени», из 21 банка, зарегистрированного в Татарстане, 11 сократили в первом квартале 2016 года свои расходы на рекламу, пять кредитных организаций не потратили на продвижение своих услуг ни копейки, и лишь семь банков увеличили маркетинговый бюджет на… смешные 3 млн рублей вместе взятые. При этом общие расходы кредитных организаций республики на продвижение в первом квартале текущего года составили около 45 млн рублей. По мнению экспертов, сокращение расходов на рекламу коснулось не только республиканских игроков, но и в целом всей банковской отрасли.
Все меньше и меньше
Около 45 млн рублей потратили татарстанские банки на рекламу своих продуктов и услуг в первом квартале 2016 года. И без того мизерный сегмент рекламного рынка (если не учитывать региональные бюджеты федеральных игроков) сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти в два раза. При этом в «лучшие» времена рекламный бюджет местных игроков достигал чуть ли не 100 млн рублей в квартал — так было, к примеру, в начале посткризисного 2012 года.
Лидерами по размеру рекламных бюджетов среди татарстанских банков являются «АК БАРС», «Спурт» и «Татфондбанк». Первый отчитался в ЦБ о том, что потратил на рекламу в первом квартале текущего года 11,9 млн рублей, второй — 8,2 млн, третий — 6,5 млн рублей. Все они сократили расходы на продвижение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причем сильнее всех сделал это «АК БАРС», урезав бюджет более чем в 2,5 раза. «Спурт» сэкономил на рекламе около 1,4 млн рублей, ТФБ — чуть больше миллиона. Один из лидеров банковской отрасли Татарстана по рекламному бюджету прошлого года — санируемый «Тимер» — занял четвертое место с расходами в размере 4,3 млн рублей. Как объяснил «Реальному времени» советник предправления банка Денис Валеев, в прошлом году банк много вкладывал в рекламу из-за ребрендинга.
Все больше банков предпочитают не тратиться на рекламу. Если в 2010 году таких было всего три (из ныне прописанных в республике), то в 2016 году уже пять, а на самом деле шесть, поскольку к таковым можно смело причислить и «Камский горизонт», раскошелившийся в первом квартале аж на 1 тысячу рублей. Новичком среди «скряг» стал банк «Заречье», который обнулил свой рекламный бюджет впервые как минимум за 6 лет.
Добавили 3 миллиона
Тем временем лидерами по приросту рекламных бюджетов в первом квартале стали середняки. Больше всех, чуть ли не вдвое, увеличил расходы на рекламу «Энергобанк» (с 1,8 до 3 млн рублей за три месяца). На втором месте оказался альметьевский «Девон-Кредит», который пять лет тратил на рекламу в первом квартале в среднем 300-400 тыс. рублей, а в начале 2016 года неожиданно раскошелился почти на 1,5 миллиона. На третьем месте «Анкор» с бюджетом около 400 тыс. рублей.
Также увеличили свои рекламные расходы такие банки, как «Автоградбанк», «Татсоцбанк», «Камкомбанк» и «ИнтехБанк». Правда, увеличение это оказалось чисто символическим — все «щедрые» на рекламу татарстанские банки добавили рынку всего лишь около 3 млн рублей.
Расходы банков на рекламу в I квартале 2016 года, тыс. руб.
Наименование банка | 01.04.2016 | 01.04.2015 | 01.04.2014 | 01.04.2013 | 01.04.2012 | 01.04.2011 | 01.04.2010 | 2016 к 2015 |
АКБ «Энергобанк» (ПАО) | 3018 | 1 839 | 1 716 | 3 110 | 1 522 | 2 135 | 1 931 | 1179 |
АБ «Девон-Кредит» (ПАО) | 1414 | 561 | 545 | 312 | 374 | 173 | 217 | 853 |
«АНКОР БАНК» (АО) | 398 | 10 | 143 | 564 | 177 | 569 | 216 | 388 |
АО «Автоградбанк» | 785 | 553 | 705 | 3 235 | 1 661 | 1 098 | 1 194 | 232 |
АО «ТАТСОЦБАНК» | 286 | 130 | 687 | 847 | 315 | 244 | 432 | 156 |
ООО «Камкомбанк» | 217 | 104 | 123 | 156 | 454 | 333 | 267 | 113 |
ПАО «ИнтехБанк» | 1348 | 1 289 | 1 197 | 4 265 | 3 482 | 2 514 | 2 836 | 59 |
ООО «АЛТЫНБАНК» | 0 | 0 | 4 | 0 | 29 | 63 | 80 | 0 |
АО «Булгар банк» | 0 | 0 | 121 | 85 | 115 | 168 | 161 | 0 |
ООО «АвтоКредитБанк» | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
АО НКО «Сетевая Расчетная Палата» | 0 | 0 | 0 | 0 | 4 | 127 | 0 | 0 |
АКБ «Заречье» (ОАО) | 0 | 60 | 17 | 71 | 9 | 144 | 7 | -60 |
ПАО «АКИБАНК» | 705 | 828 | 1 423 | 1 160 | 1 430 | 1 469 | 4 394 | -123 |
ООО КБ «Камский горизонт» | 1 | 124 | 117 | 148 | 75 | 36 | 17 | -123 |
АО «ИК Банк» | 36 | 178 | 62 | 93 | 345 | 268 | 349 | -142 |
ООО «ТАТАГРОПРОМБАНК» | 17 | 241 | 321 | 452 | 334 | 226 | 410 | -224 |
ООО Банк «Аверс» | 2017 | 2 951 | 1 147 | 136 | 285 | 38 | 0 | -934 |
ПАО «АИКБ «Татфондбанк» | 6510 | 7 562 | 6 476 | 4 796 | 2 383 | 2 989 | 8 368 | -1052 |
АКБ «Спурт» (ПАО) | 8263 | 9 644 | 10 202 | 20 243 | 20 695 | 5 208 | 1 452 | -1381 |
ООО КБЭР «Банк Казани» | 569 | 1 984 | 1 380 | 420 | 906 | 1 377 | 784 | -1415 |
«Тимер Банк» (ПАО) | 4348 | 6 038 | 6 756 | 5 539 | 5 402 | 7 742 | 10 381 | -1690 |
ПАО «АК БАРС» БАНК | 14 964 | 39 719 | 20 922 | 39 683 | 54 769 | 25 764 | 19 964 | -24755 |
Итого | 44 896 | 73 815 | 54 064 | 85 315 | 94 766 | 52 685 | 53 460 | -28919 |
Альфия Муртазина — старший менеджер отдела корпоративных коммуникаций управления корпоративных коммуникаций дирекции стратегического развития и корпоративных коммуникаций ПАО «АК БАРС БАНК»:
— Маркетинговая политика «АК БАРС» банка действительно меняется сообразно требованиям времени и рыночной ситуации. Предпосылками к смене явились серьезные и очевидные изменения в банковской индустрии: технологические, рыночные, регуляторные.
В условиях «информационного шума» для построения эффективных коммуникаций с клиентами необходимо использовать гораздо более персонифицированный стиль маркетинга, включающий в себя адресные предложения по удобному для клиента каналу коммуникации, в нужное для него время и в нужном месте. Для этого банк должен знать своего клиента достаточно хорошо, чтобы предвидеть его нужды, и использовать оригинальные и инновационные подходы к использованию социальных сетей, цифровых и интерактивных технологий.
Денис Валеев — советник председателя правления ПАО «Тимер Банк»:
— В 2015 году ребрендинг нашего банка потребовал обновления всего спектра наших инструментов коммуникации с клиентами — от вывесок наших офисов, до термобумаги, на которой печатаются кассовые чеки. В 2016 году необходимости в таких расходах уже нет, это и позволило сократить общий уровень расходов на маркетинг.
Хотелось бы особенно отметить, что больше половины нашего маркетингового бюджета сегодня — это средства которые мы направляем на поддержку Федерации художественной гимнастики Республики Татарстан. Это значительная сумма, и мы очень гордимся, что благодаря нашей поддержке художественная гимнастика активно развивается в нашей республике и наши гимнастки достигают действительно высоких результатов.
Наш банк выбрал новую стратегию, нацеленную на оказание целого комплекса финансовых услуг для предприятий, работающих в сфере государственного заказа — предоставление банковских гарантий, кредитов на обеспечение заявок на участие в торгах, кредитов на исполнение контрактов. В то же время мы остаемся универсальным банком и поэтому продолжаем продвижение наших продуктов и для юридических, и для физических лиц. Общий тренд сегодня — смещение рекламы в интернет, но в условиях высокой конкуренции между банками интернет не может быть единственным каналом нашей коммуникации с потребителем, который лучше всего реагирует именно на одновременное сочетание разных каналов.
Ольга Глухова — директор и учредитель РА «Виват»:
— На данный момент мы занимаемся рекламой и медийным сопровождением трех банков, в том числе один из них является банком федерального масштаба. Не могу сказать, что в последнее время нами было замечено сильное сокращение бюджетов рекламы со стороны наших клиентов. У банков есть выгодные интересные продукты, поэтому мы как раньше размещали телевизионную рекламу, рекламу на радио, BTL, так и сейчас размещаем. Да, возможно, есть небольшое снижение объемов рекламных бюджетов, отказ от наружной рекламы, но оно незначительно. Следует отметить, что в последнее время наблюдается переориентация в используемых видах рекламы. Все больше востребована интернет-реклама: контекстная, SMM, медийная.
Для банков в рекламе всегда нужен большой охват, который может дать только телевизионная реклама и радио. Вместе с тем все зависит от рекламируемого продукта и целевой аудитории: если банк рекламирует вклады, то лучшим из инструментов будет телевидение, для кредитных карт мы задействуем интернет-инструменты: SMM, контекстная, баннерная реклама, BTL. Единственное, при использовании телевидения сложнее измерить эффективность рекламы. В случае с интернет-рекламой проще: здесь можно получить точные данные о результатах кампании. Тем не менее мы научились измерять поскомпейн и телевизионной рекламы. Сейчас задача любой оффлайн-рекламы заключается в том, чтобы привести клиента на сайт компании, затем посредством него и отслеживается активность потребителей.
На мой взгляд, в совокупном объеме рекламы со стороны банков примерно 40% занимает телевизионная реклама, по 30% приходится на инструменты BTL и интернет.
Алексей Гайфи — директор РА «Паритет-РК»
— Сейчас на всем рекламном рынке наблюдается сокращение бюджетов. У банков, в частности, сокращение составляет от 30%. Наибольшей популярностью среди банков пользуется наружная реклама, интернет. Телевизионная реклама, конечно, также пользуется спросом, но он сейчас снижен. Наибольшее сокращение объемов рекламы отмечается в печатных изданиях и на региональном телевидении. Основная причина снижения рекламы на местном телевидении заключается в меньшей отдаче и эффективности данного инструмента. Телевидение позволяет получить большой охват зрителей, однако не все зрители могут относиться к целевой аудитории. Интернет-инструменты же в этом плане использовать выгоднее.
Универсального рекламного инструмента для банков нет, все зависит от вида банка, сегмента клиентов, на который нацелена реклама, вида рекламируемого продукта. Для вкладов и кредитов, я думаю, наиболее эффективным инструментом является реклама «на месте», в местах потребления продукта банка. Хочу заметить, что сейчас на рекламном рынке складывается тенденция все большего приближения к потенциальному клиенту. В этом плане помогает таргетинг в интернет-рекламе: если человек интересуется покупкой автомобиля, то, естественно, ему следует предлагать кредитные продукты банка.
Андрей Финохин — коммерческий директор бюро маркетинга «ДругМедиа»
— Недавно мы работали с одним из крупнейших банков России, их рекламный бюджет был, можно сказать, мизерным. Сейчас банки не стремятся покупать медийную рекламу, а стараются быть ближе к клиентам и больше склонны к проведению различных промо-акций. К примеру, это может быть проведение дня открытых дверей в одном из жилых комплексов Казани с целью ознакомления с ипотечными продуктами банка. В настоящее время к выделению финансов на рекламу относятся с большим вниманием: вкладывают меньше денег, больше креатива. Банки осознают, что нужно быть ближе к клиентам и понимать мотивы их поведения.
К наиболее популярным среди банков рекламным инструментам относятся наружная реклама и интернет. В случае с интернетом особой популярностью пользуется работа в социальных сетях. Те банки, которые хотят быть ближе к своим клиентам, используют SMM, те, которые не желают этого — тратят деньги на традиционную рекламу.
Банки, работа которых нацелена на бизнес-сегмент, большее внимание уделяют на поддержку деловых мероприятий: форумы, семинары, бранчи т.д.
Реклама нужна всегда, особенно в кризис. Если не пользоваться ею, на рынок выйдет другой банк и займет твою нишу. Что касается наиболее подходящих для банков рекламных инструментов, то здесь все зависит от работы рекламных агентств, а не от конкретного канала коммуникации. Важно, чтобы рекламные агентства предлагали банкам решения задач и пути достижения результатов. Такие каналы, как наружная реклама, радио, печатные СМИ, в меньшей степени «близки» к потребителям банковских услуг, поэтому, думаю, в дальнейшем наиболее популярными будут нестандартные инструменты рекламы, наподобие дней открытых дверей, поддержки различных мероприятий, общения с клиентами в социальных сетях.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.