Кремниевая долина: лего-роботы, ночевки с акулами, пикник в зоопарке и открытки от тренеров
Досуг и воспитание детей в Силиконовой долине. Часть 2
Колумнист «Реального времени» Александр Галкин, живущий в Силиконовой (Кремниевой) долине, продолжает тему досуга и воспитания детей, начатую в прошлый раз. В сегодняшней колонке, написанной для «Реального времени», он рассказывает о необычных музеях и их программах, детских лагерях, увлекательных зоопарках и спортивных секциях.
Музеи
Практически каждый музей имеет специальную «детскую» программу, когда часть экспозиции специально рассчитана на подрастающее поколение. Многие краеведческие музеи, например, работают совместно со школами, и дети посещают их экспозиции в рамках изучения различных модулей (например, переработка мусора или жизнь и быт первых поселенцев США).
Практически в каждом музее есть специальные задания для детей, когда нужно обойти все его помещения и собрать ответы на 15-20 вопросов. Эти ответы обычно содержатся на табличках, подписях к экспонатам, или их можно получить, задав вопрос смотрителям музея (которые, конечно же, в курсе и часто слышат такой вопрос). Если правильно ответить на все вопросы, то часто можно получить какой-нибудь небольшой бесплатный сувенир на память.
Интересным концептом являются так называемые «музеи открытий» (discovery museums), которые представляют из себя набор комнат с разными играми. Так Children's Discovery Museum в городе Сан-Хосе, построенный, кстати, на деньги одного из основателей компании Apple Стива Возняка (Steve Wozniak), представляет из себя двухэтажное здание, где можно найти много интересного: настоящую пожарную машину, настоящую карету скорой помощи, театр со сценой и амфитеатром, перекресток, оборудованный четырьмя светофорами, детский магазин с разными пластиковыми фруктами и овощами, большую площадку для игр с водой, где постоянно циркулирует вода, переносящая небольшие пластиковые мячики из резервуара в резервуар, комнату для рисования на 15 детей, комнату с разными пневматическими лабиринтами для шариков, комнату с восточными головоломками, включая компьютер, где можно самому создавать художественные фейерверки в виртуальной реальности, детский ресторан, лабиринт с горками, комнату с гигантскими лего-кирпичиками, комнату, где можно получать огромные мыльные пузыри, музыкальную лестницу — и это еще не все! Дети обычно проводят здесь целый день, переходя из комнаты в комнату.
Мастер-классы и летние лагеря
Многие «взрослые» музеи проводят регулярные мероприятия для детей. Например, музей авиации Хиллера (Hiller Aviation Museum) предлагает мастер-классы по программированию лего-роботов, однодневные классы по изготовлению самодельных ракет, предлагает детям полетать на симуляторе самолета вокруг моста Золотые Ворота, и так далее. Программирование лего-роботов было вообще рассчитано на совместную работу ребенка и родителя. Такие мероприятия либо полностью бесплатны (оплачиваешь только вход в музей), либо стоят около 5-10 долларов.
Некоторые музеи подходят довольно креативно к проведению таких мероприятий. Например, после выхода популярного фильма «Ночь в музее» (Night in Museum) многие музеи стали предлагать специальные вечерние туры с фонариками, когда каждому ребенку выдается карманный фонарик, с которым он и ходит по музею (под наблюдением взрослого). Довольно часто музеи предлагают «пижамные вечеринки», когда дети могут спать, например, рядом с аквариумом, где содержатся акулы, или на койках авианосца, что принимал участие в сражениях на Перл-Харбор. Дети обычно очень любят такого рода мероприятия.
Во время каникул практически каждый музей, а также многие яхт-клубы, клубы боевых искусств, детские спортивные клубы и, конечно, администрация города, предлагают так называемые «летние лагеря» (summer camps). В рамках этих лагерей дети в течение недели занимаются различными проектами (строят ракету, робота, макет дома, авто- и авиамодели, ездят на каяках, горных велосипедах, ходят в небольшие походы и так далее). Выбор летних лагерей просто огромен, и любой ребенок может найти здесь что-то себе по душе.
Дневной лагерь занимает то время, которое раньше занимала школа — начинаясь около 9 утра, он идет до 2-3 часов дня, что очень удобно работающим родителям. Стоимость такого лагеря около 400 долларов США за неделю. Для более взрослых детей есть даже варианты недельных лагерей с ночевкой на ферме (уход за животными) или палатке (лагерь-кемпинг на неделю).
Зоопарки
Зоопарки в США — это не просто место, где можно посмотреть на животных. Здесь они представляют собой целые развлекательные центры, где кроме самих животных есть различные аттракционы: узкоколейная железная дорога, по которой можно прокатиться вокруг парка (как в зоопарке Сан-Франциско) или съездить в недоступную обычным путем часть зоопарка (как в зоопарке Беркли, где только так можно увидеть содержащихся здесь кенгуру); канатная дорога, с которой можно сверху посмотреть на вольеры диких животных (Беркли), различного рода аттракционы американских горок, карусели, мини-картинг для детей, электрические машинки и так далее. Для этого приходится покупать отдельные купоны, в дополнение к входному билету.
Кроме аттракционов, часто имеется одна детская игровая площадка больших размеров, с горками и различными детскими станциями, располагающиеся обычно неподалеку от зоны пикника, что позволяет родителям спокойно поесть, пока дети резвятся на этих площадках.
В каждом зоопарке также есть специальная зона, где дети могут потрогать и погладить спокойных животных (petting zoo). Обычно здесь находятся несколько овечек, коз, а также различные смирные животные, позволяющие детворе себя кормить и трогать за все открытые места. В рамках летнего лагеря тут можно освоить нелегкую профессию уборщика вольеров.
Спортивные команды
Воспитательная работа с детьми в Америке в основном проводится не учителями в школе, задача которых сводится в основном к передаче знаний, а не к воспитанию личности ребенка (об этом я подробно расскажу в следующих колонках). Задачу воспитания характера, моральных ценностей и правильного поведения в США часто берут на себя спортивные тренеры (coaches).
Спортивные секции в США построены по двум типам: на начальном этапе ты учишь и отрабатываешь базовые навыки, такие, как, например, плаванье различными стилями для водных видов спорта, умение ездить на коньках для хоккея, основные каты для различных боевых искусств. Обычно такие навыки организовываются в виде уровней, по завершении которых ребенок сдает экзамен и получает специальную нашивку (patch). Занятия здесь идут по расписанию и оплачивается каждое отдельно.
Когда базовый уровень пройден, то можно начинать попытки попасть в спортивную команду. Для этого нужно опять сдать экзамен: для плавания, к примеру, проплыть за определенное время каждым стилем от одного края бассейна до другого.
Как только ребенка приняли в команду, характер тренировок изменяется. Теперь плата становится фиксированной за месяц и тренировки бывают по определенным дням (обычно не реже трех раз в неделю). При этом кроме самих тренировок, где наставник учит конкретно определенному виду спорта, есть и что-то вроде мини-лекций о том, как правильно себя вести, организовать, что делать, когда пристают хулиганы, как вести себя в тех или иных бытовых ситуациях. Между тренером и учениками возникает что-то подобное отеческим отношениям, когда коуч интересуется успехами в школе, помогает советом, хвалит в случае успехов. Например, тренер нашего сына по рукопашному бою присылает нам регулярно открытки, где хвалит нашего ребенка за очередные достижения, поздравляет с днем рождения и т.д.
Кроме самих тренировок периодически проводятся соревнования, а также сама команда участвует в состязаниях на уровне района, города и так далее. Помимо соревнований обычно организуются различные культурные мероприятия, где дети вместе ходят в кино (либо фильмы показывают прямо в спортивном зале), организуется sleepover и так далее. Часто внутри команды более продвинутые дети берут шефство над новичками, помогая им освоиться и занимаясь с ними дополнительно и индивидуально за небольшую плату (5 долларов за занятие в секции рукопашного боя, куда мы ходим). Также всей командой принято отмечать дни рождения.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Галкин Александр Владимирович — инженер-разработчик в компании Microsoft; администратор и бюрократ «Википедии» на языке эсперанто; полиглот.
- Родился 26 февраля 1979 года в Казани.
- В 1996 году окончил с золотой медалью казанскую гимназию №102.
- В 2002 году с красным дипломом окончил педиатрический факультет Казанского государственного медицинского университета.
- С 2002 по 2005 годы работал в Институте нейробиологии в Берлине.
- В 2012 году окончил Технический университет Гамбурга.
- С 2013 года работает в компании Microsoft инженером (Software Development Engineer) в подразделении поисковика Bing. Офис расположен в Sunnyvale, Калифорния.
- Свободно владеет русским, татарским, английским, немецким, французским и эсперанто. Также разговаривает на итальянском и испанском языках.
- Автор статей на различные темы на habrahabr.ru, geektimes.ru, pikabu.ru.