Первый ход казанской «Пешки»: история легендарного Пе-2

Сегодня татарстанские авиастроители отмечают своеобразный юбилей: 75 лет назад поднялся в воздух первый серийный казанский Пе-2 — легендарный самолет, приблизивший Великую победу. Казанский краевед Равиль Вениаминов, изучающий историю авиации, в колонке «Реального времени» рассказал, как наладили производство «Пешек» в столице Татарстана и чем этот самолет прославился.

От ремонта до авиастроения

Этому самолету в Татарстане воздвигли два памятника — в Казани и Бугульме. Еще один памятник был в Иркутске, ведь там тоже строили эти крылатые машины. Риторический вопрос: так ли много в истории авиации самолетов, заслуживших славу, достойную памятников, то есть таких, как знаменитый казанский бомбардировщик Пе-2?

В начале мая 2016 года в авиационной истории России отмечается юбилей — 75-летие первого полета казанского Пе-2, основного фронтового бомбардировщика Великой Отечественной войны. Самый первый полет первого серийного Пе-2 состоялся, по неподтвержденным данным, 1 мая 1941 года.

Летчик-испытатель Алексей Иванов, к сожалению, он погибнет в авиакатастрофе, обкатывая очередную машину 18 марта 1944 года.

Управлял машиной 36-летний летчик-испытатель Казанского авиационного завода № 124 майор Алексей Дмитриевич Иванов. К счастью, фотографии этого летчика сохранились, на одной из них видно, какой это был веселый, заводной парень, душа компании. К сожалению, он погибнет в авиакатастрофе, обкатывая очередную машину 18 марта 1944 года. Один из первых заводских испытателей, он летал в Казани с 1938 года практически на всех машинах, которые выпускались тогда в Казани.

Спустя три четверти века можно уверенно сказать, что казанский самолет Пе-2 стал легендой Великой Отечественной войны, прославил как наших летчиков, так и казанских авиастроителей. Именно с Пе-2 Казанский авиазавод заявил о себе как о крупнейшем и передовом заводе, одном из лучших авиапредприятий страны, и на долгие годы стал лидером в строительстве передовых бомбардировщиков, основным поставщиком для дальней авиации СССР и РФ.

Произошло это, конечно не сразу. Завод в Казани строился в тяжелое и сложное время, когда нехватка квалифицированных кадров и репрессии не давали возможности для ритмичного и поступательного развития предприятия. Начав с ремонта устаревших бомбардировщиков ТБ-1 и ТБ-3, казанские авиастроители сначала освоили выпуск дальних бомбардировщиков ДБ-А, построили пассажирский гигант «Максим Горький» (или ПС-124) и занимались выпуском тяжелых бомбардировщиков ТБ-7 (будущих Пе-8). Поворотным моментом в истории завода стал в 1940 году приказ выпускать лицензионные американские самолеты фирмы Дуглас ДС-3. На завод стало поступать новое, высокотехнологичное оборудование, вместо стапельной сборки пришло время сборки конвейерной или поточной. Однако начало мировой войны и приближение ее к нашим западным границам стало отправной точкой для смены и этого «государственного заказа».

Выполнить приказ!

В начале января 1941 года из Москвы на завод пришел приказ поставить на производство самолет Пе-2 и уже в апреле (!) выпустить первый самолет. Напомним, что только 15 декабря 1940 года в Москве подняли в воздух первый Пе-2. Так что казанцы должны были уже через четыре месяца совершить свой трудовой подвиг и освоить совершенно новый самолет.

Хотя в те времена такие вещи подвигами не считали. Это было просто выполнением приказа. К тому же из Москвы в Казань направлялись более тысячи квалифицированных рабочих, техников, инженеров и летчиков, имевших опыт выпуска Пе-2. Также посылались 500 отечественных станков и 130 германских.

Директор казанского авиационного завода № 124 Михаил Каганович (брат всесильного наркома Лазаря Кагановича) этот приказ не выполнил. А 1 июля, уже после начала войны он будет вызван в Москву к Сталину и застрелится.

Однако Пе-2 был запущен в производство: в июне было сдано уже три машины, в июле десять, в августе — 16. Далее шло уже совместное производство с московским заводом № 22, название которого перейдет к казанскому заводу на долгие годы.

Любопытные детали

Казанский Пе-2 благодаря своей конструкции и очень большому количеству построенных машин стал универсальным самолетом как для фронта, так и для многочисленных модификаций и экспериментальных работ. Он как бы проложил дорогу от эры поршневых аэропланов к реактивным самолетам. Назовем некоторые штрихи богатой событиями биографии славной казанской крылатой машины.

  • Удивительно, но у Пе-2 не было прототипа. Первый построенный самолет в 1940 году стал первым серийным.
  • Это был самый массовый 2-моторный самолет России.
  • Пе-2 — единственный в истории серийный бомбардировщик, который переделали из истребителя ВИ-100, а потом обратно, в истребитель Пе-3.
  • «Пешка» воевала за нас и против нас. Кроме Красной Армии, он находился в эксплуатации у наших союзников в Польше, Чехословакии, Югославии, Болгарии и противников — в Германии и Финляндии. Пе-2 должен был летать во французском авиаполку «Бретань», но война закончилась.
  • Пе-2 имел запас прочности, обеспечивающий 10-кратную перегрузку. При пикировании летчик Пе-2 должен был попасть в круг диаметром 20 метров.
  • На этом самолете воевал единственный в мире женский бомбардировочный полк. Эта отнюдь не женская машина состояла на вооружении 125-го гвардейского бомбардировочного авиаполка. За два года полк совершил 1134 боевых вылета, сбросил 980 тонн бомб. В полку погибло 15 девушек, а звания Героя Советского Союза были удостоены шесть летчиц.
  • На Пе-2 воевал Герой Советского Союза Илья Маликов, единственный в мире летчик-бомбардировщик без ноги. Совершил после ампутации свыше 100 боевых вылетов, 30 апреля 1945 года бомбил Берлин.
  • Самолет в 1943 году стал бомбардировщиком для испытаний ракетного двигателя РД-1. В этой работе в Казани принимали участие два будущих академика В. Глушко и С. Королев.
  • Пе-2 мог стать реактивным бомбардировщиком Пе-2И-РД в случае реализации проекта В. Мясищева с заменой поршневых моторов на реактивные двигатели.
  • «Пешка» была уникальным ракетоносцем, на котором реактивные снаряды устанавливались как для поражения наземных целей, так и для обороны от вражеских истребителей.
  • Машина оснащалась гранатометами: для обороны задней сферы использовались авиационные гранаты АГ.
  • Пе-2 стал первым в СССР серийным ночным истребителем, оснащенным в 1943 году радиолокационной станцией обнаружения.
  • Самолет как летающая лаборатория использовался для испытания пульсирующих ракетных двигателей (аналогом Фау-1), устанавливаемых сверху на фюзеляже.
  • На Пе-2 в 1947 году испытывались первые советские катапультируемые кресла.
  • На них (в 1941-1943 годах) испытывалось универсальное шасси — воздушная подушка.
  • Самолет планировался к использованию как «Параван» — воздушное средство борьбы с аэростатами заграждения.
  • Вариант Пе-2И в 1944 году достиг скорости лучших истребителей того времени — 645 км/ч.
  • Пе-2 служил в советских ВВС целых 15 лет, с 1940 по 1955 год.
  • Казанская машина снялась в одном из лучших фильмов о Великой Отечественной войне «Хроника пикирующего бомбардировщика». Этот же самолет из авиационного музея в Монино снялся и в роли вражеского самолета в фильме «Вызываем огонь на себя».
  • На Пе-2 погиб главный конструктор этого самолета Владимир Петляков. Такого в истории не было.

Тема Пе-2 неисчерпаема. Можно много говорить о большом количестве модификаций этой машины, о подвигах советских летчиков, воевавших на Пе-2, о трудовых свершениях заводчан, в годы войны выпускавших «Оружие Победы», но главное — никогда не забывать свою славную историю, историю Подвига и людей, которые его совершили.

Равиль Вениаминов, фото предоставлены автором

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров