«Должно быть принято волевое решение»: треть казанских автобусов подлежат немедленной замене, но денег нет

Перевозчики и мэрия Казани не могут договориться о том, кто заплатит за обновление автопарка. Пассажирам предлагают ездить троллейбусами

«Должно быть принято волевое решение»: треть казанских автобусов подлежат немедленной замене, но денег нет
Фото: realnoevremya.ru/Динар Фатыхов

Обновлению подлежат почти три сотни городских автобусов Казани. Однако городские власти и перевозчики до сих пор не могут определиться, откуда будут брать деньги на закупку техники. Перевозчики утверждают, что им не подходит ни одна из предлагаемых городом программ по обновлению автотранспорта, так как нынешние цены на билеты и субсидии не покроют их расходы. Тем временем новые машины продолжают дорожать, а старые — все чаще сходят с маршрутов из-за крайней изношенности. Почему этот процесс тормозит и что делать, чтобы сдвинуть его с мертвой точки, — в материале «Реального времени».

Автобусы надо менять

В мэрии Казани заявили, что подвижной состав городского общественного транспорта требует обновления в 2024 году. В данный момент местные перевозчики и исполком занимаются поиском наиболее подходящего варианта финансирования. На фоне подорожания автобусов, низкой доступности финансовых инструментов для их приобретения, а также нежелания частных перевозчиков влезать в огромные долги мэрия города предлагает пассажирам переориентироваться с автобусов на другие виды ОТ.

— Перевозчики рассматривают различные варианты приобретения нового подвижного состава для города. Новый подвижной состав планируется ввести в эксплуатацию в 2024 году. Троллейбусы в нашем городе не менее актуальны, так как для них уже существует развитая инфраструктура, не говоря уже о таких плюсах, как экологичность и менее затратная эксплуатация по сравнению с автобусами, — пояснили горожанам в мэрии.

В ответ на запрос «Реального времени» в исполкоме сообщили, что в городе нужно обновить почти три сотни автобусов, обслуживающих различные маршруты. На данный момент идет поиск средств на их закупку. Решения пока нет. Тем временем из 700 автобусов, обслуживающих городские маршруты, порядка почти трети подлежат немедленной замене.

— В настоящее время замене подлежат 263 автобуса. Перевозчики рассматривают различные варианты обновления подвижного состава, в том числе закупку автобусов по инвестиционному проекту «Приобретение подвижного состава наземного общественного пассажирского транспорта для последующей передачи в лизинг» (ГТЛК). Деталей по маркам, комплектации, производителям пока нет, — говорят в администрации.

realnoevremya.ru/Динар Фатыхов

Казань не получит новых автобусов по казначейскому кредиту от федералов

Напомним, на днях татарстанский Кабмин утвердил детализированный перечень мероприятий по закупке автобусов для 12 городов на казначейский кредит. Всего на покупку автобусов планируется потратить чуть меньше 1,4 млрд рублей. Деньги выделялись на 76 больших, 30 средних и 15 малых автобусов на 44 маршрута.

Новый транспорт получат Азнакаево, Альметьевск, Бавлы, Бугульма, Елабуга, Заинск, Зеленодольск, Лениногорск, Нижнекамск, Нурлат, Мензелинск и Набережные Челны. Больше всего автобусов достанется автограду, который получит 46 единиц техники.

realnoevremya.ru/Динар Фатыхов

Казани в этом списке нет. Покупку автобусов в кредит не поддержали и сами казанские перевозчики. В разговоре с «Реальным временем» замдиректора казанского ООО «Байлык №3» Руслан Юсупов заявил, что на его предприятии обновить требуется 16 автобусов, для них это 70% автопарка. Он подчеркнул, что их машины сходят с маршрутов каждый день из-за своей изношенности.

— Ломаются автобусы ежедневно. Мелкий ремонт происходит постоянно, так как у техники износ большой, пробеги огромные, автобусы каждый день проходят по 30 километров. И от 20 до 30% сход, утром машины выезжают в полном составе, а днем начинается сход с маршрутов, — сказал Юсупов.

Собеседник издания подчеркнул, что они, как и частники, не будут принимать участие в инвестиционном проекте «Приобретение подвижного состава наземного общественного пассажирского транспорта для последующей передачи в лизинг» (ГТЛК). Такое решение принято в связи с тем, что в этой программе не заложены субсидии, а автобусы сейчас очень дорогие.

— На данный момент даже работа на старых автобусах — это уже практически не бизнес. А обновить автопарк целесообразно только за счет субсидирования на закупку новых автобусов. Даже если нам сейчас дадут автобусы в кредит под 1% годовых — это невыгодно. Машины стоят свыше 16 миллионов рублей, тогда как в 2011 году мы покупали по 5,5 миллиона за штуку. Поднялось в цене все: зарплаты, налоги, повышается земельный налог, электричество, запчасти, абсолютно все. А проезд поднялся в цене не на так много. И тем более дотации за льготников нам не платят 100% рублем. Поэтому ни о каких 100-процентных выкупах автобусов, даже если нам их дадут в рассрочку, речи не идет. Это будет нецелесообразно, — заключил Руслан Юсупов.

«Мы дойдем до ситуации, когда предприятия начнут разоряться»

Как говорит руководитель комитета по грузоперевозкам ТПП РТ Сергей Сотников, первое, на что нужно обратить внимание в ситуации перевозчиков и властей Казани, — это на их нежелание друг друга слышать. Он отметил, что у города есть задача возить пассажиров, это составляющая, которую все поддерживают. А автобусные предприятия смотрят на эту ситуацию с точки зрения прибыли. Сотников задался вопросом: за чей счет и кто будет оплачивать покупку новых автобусов? Ведь если цены на проезд не будут расти, то, значит, кто-то должен эту разницу перекрывать.

realnoevremya.ru/Максим Платонов

— Если перекладывать ответственность на собственников автопредприятий, то они ведь не альтруисты и не могут работать себе в убыток. Естественно, у них в этом деле есть коммерческие интересы. Как этот вопрос решить? Во-первых, нужно общаться с теми, кто производит автобусы. Например, если нам нужны грузовики, то мы идем на торги, ищем лизинговые схемы или кредиты, рассчитываем получить прибыль, знаем, какие будут тарифы на перевозку. Мы подсчитываем, и если нам это выгодно, то тогда мы покупаем, если нет, то машину брать не будем. С автобусами такая же схема. Если знаешь, сколько можно заработать, и экономика бьется, то тогда есть смысл покупать технику. А если прибыли нет, то и смысла никакого покупать машины нет, — высказался эксперт.

Вместе с тем Сотников подчеркнул, что если город хочет возить кого-то дешево или бесплатно, то, значит, должна быть некая договоренность о компенсации, соучастие в покупке транспорта или же надо использовать другие доступные для обновления транспорта средства.

— Соответственно, должно быть волевое решение со стороны муниципальных властей, как вопрос решить. Если просто заставить кого-то купить автобусы, то ничего не получится. Проблема общественного транспорта в Казани существует уже много лет, потому что там есть масса подводных камней. Если слушать собственников бизнеса, то они все время говорят, что он нерентабельный, но при этом продолжают работать. И если исходить из точки зрения бизнеса, то это странный подход. Может быть, они заложники ситуации, не могут никуда уйти и ничем другим заниматься. Но я боюсь, что мы дойдем до ситуации, когда эти предприятия начнут разоряться, — считает собеседник издания.

Предприниматель заметил, что сложившаяся ситуация превратилась в замкнутый круг, который нужно разрубить волевым решением. Либо город сам покупает транспорт и занимается его обслуживанием, либо устанавливает такие тарифы, которые позволят бизнесу быть на плаву и заниматься пассажирскими перевозками.

— Вообще, автопарк нужно менять постоянно, если вовремя этого не делать, то можно довести предприятие до такого состояния, когда уже будет просто поздно. Неправильно менять автобусы раз в 10 лет, это нужно делать ежегодно. Необходимо это превратить в естественный процесс, тогда уже будет легче, — заключил Сергей Сотников.

В 2024 году городские власти собираются оптимизировать сеть городского транспорта

Изменения в городской маршрутной сети власти Казани рассматривают уже давно. Возможно, что со следующего года произойдет и ее оптимизация. Совсем недавно в мэрии говорили, что «разрабатываются проекты по оптимизации маршрутной сети городского пассажирского транспорта с учетом современных условий проживания. Изменения, согласно рекомендациям ОАО «НИИАТ», планируется внести в текущем году».

Позже они озвучили новое решение, возможно, что планы по оптимизации транспортной сети просто перетекут на 2024 год.

— На основании комплексного обследования пассажиров на всех видах городского пассажирского транспорта и с учетом требований горожан Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта разработал три варианта проекта оптимизации маршрутной сети городского пассажирского транспорта. Изменения планируется внести в 2023—2024 годах, — рассказали в городском исполкоме.

realnoevremya.ru/Динар Фатыхов

К слову, НИИАТ уже давал рекомендации чиновникам из Казани по работе маршрутной сети городского транспорта. К помощи НИИ автомобильного транспорта (НИИАТ) исполком прибегает уже не первый раз. Общение с организацией ведется с 2014 года. Тогда эксперты представили Ильсуру Метшину свое видение решения проблем в Казани. Основной целью встреч стал вопрос повышения надежности транспортной сети в масштабах всего города. И во главе угла — приоритеты общественных интересов над интересами частных лиц, в том числе развитие общественного транспорта и парковочная политика в соответствии с выделенными задачами.


Подписывайтесь на telegram-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на RUTUBE, «Дзене» и youtube-каналах «Спорт», «Общество и культура», «Бизнес и технологии».

Александр Зарипов
ОбществоВластьИнфраструктураТранспортБизнес Татарстан
комментарии 9

комментарии

  • Анонимно 16 ноя
    Например вот уже как месяц автобусы 89 приходится ждать от 15 до 30 минут !
    Ответить
    Анонимно 16 ноя
    теперь вы знаете почему
    Ответить
    Анонимно 16 ноя
    Подтверждаю !
    89 и 63 автобусы стали ходить реже. С работы домой поздно приезжать стала !!!
    Ответить
  • Анонимно 16 ноя
    Пока будут на общественном транспорте работать кондукторы, которые за смену в свой личный карман минимум 2 а в хороший день и все 5 тысяч нарабатывают, так и ьудет транспорт убыточеым. Самые прибыльные маршруты, где
    Большой пасажиропоток так и продолжают обслуживать кондукторы! Не ставят терминалы оплаты, не выгодно, кондукторы в свой карман наличку крысят, и еще наличку сдают в кассу, копейки грубо говоря, план не все делают. Посмотрите автобусы, трамвай. Везде пардое воруют. Отсюда и убытки. Посмотрите и спросите сколько народа за такую работу на свой карман уволили по собственному желанию. Ни одного под уголовную статью не подвели! А почему? Потому что наличка пробитая идет дальше, нв вы поняли.
    Ответить
    Анонимно 23 янв
    Так почему город контролёров не поставит?
    Ответить
  • Анонимно 16 ноя
    денег нет, но вы держитесь
    Ответить
  • Анонимно 16 ноя
    вот он - результат китайской автобусной реформы
    Ответить
  • Анонимно 16 ноя
    в теплое время еще можно лишние метры пешком пройти, но зимой вопрос острее встанет. А в морозы? когда часть машин не заведется?
    Ответить
  • Анонимно 16 ноя
    если не могут договориться - пусть скидываются
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров