«Что народ гражданский мог узнать у кочующего?»

«Что народ гражданский мог узнать у кочующего?»
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Среди русских востоковедов первой трети XX века наиболее выделяется личность востоковеда-татарофила Сергея Аверкиева (1886—1963). С приходом Советов многих его коллег ждала непростая судьба, но ученый продолжал трудиться, несмотря на то, что и на его долю выпало немало тягот. В послевоенные годы Аверкиев задумал написать книгу «Влияние татар на жизнь русского народа», над которой работал 11 лет. Фрагменты издания продолжают публиковать в дзен-канале «Татарский мир» специалисты Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.

«Чем больше сообщения имеют между собой народы, тем удобнее перенимают обычаи»

Таким образом, большинство крупных наших историков, говоря о влиянии татар на русскую жизнь, останавливали свое внимание, главным образом, на следующих последствиях этого влияния: на разделении Руси на Восточную и Западную, на объединения русских княжеств и развитии единовластия и самодержавия; на задержке в развитии просвещения и огрубении нравов; на порче нравов и обнищании народных масс. Из этих вопросов они больше всего заостряли свое внимание на замене народоправства самодержавием и на огрубении нравов.

Детальной разработкой вопроса о татарском влиянии на русскую жизнь: на ее государственные учреждения, финансовую политику, быт и нравы общества и на язык, — иными словами с разного рода позаимствованиях у татар или через их посредство, кроме Леонтовича и малоизвестного теперь Рихтера, никто не занимался.

Александр Федорович Рихтер, писатель и переводчик, родился в 1797 году. Он служил в Департаменте государственного хозяйства и публичных зданий и был некоторое время домашним секретарем государственного канцлера, графа Н.П. Румянцева, известного любителя русской старины и основателя Румянцевского музея, ныне Государственной публичной библиотеки имени В.И. Ленина [ныне РГБ, Московское здание музея — Дом Пашкова]. Рихтер состоял членом Вольного общества любителей словесности и общества любителей словесности, наук и художеств. В 1815 году он издавал вместе с В. Федоровым журнал «Кабинет Аспазии»; сотрудничал в ряде литературных журналов первой четверти XIX столетия. Умер 16 января 1826 года на 33-м году своей жизни.

realnoevremya.ru/Максим Платонов

Исследования о влиянии монголо-татар на Россию

В 1825 г. Рихтер поместил в «Отечественных записках» небольшую, но очень содержательную статью под названием «Исследования о влиянии монголо-татар на Россию», скромно скрывши свое имя в конце статьи под инициалами А.Р. Этой статье предпослан следующий эпиграф из «Наказа» Екатерины II:

«Чем больше сообщения имеют между собой народы, тем удобнее перенимают обычаи».

Вот краткое содержание этой статьи:

  • Татары не навязывали русским ни своих законов, ни обычаев, ни языка. Русские позаимствовали татарские обычаи из подражания (с.333—334).
  • Восточное великолепие при дворе наших царей. Послы к царю говорят речи, стоя на коленях. Происхождение выражения «бью челом» (с.334).
  • Пожалование одеждами — шубами и кафтанами (с.335—336).
  • Отчуждение царей от народа. Трудность доступа в их дворцы (с.336).
  • Пышность царских выездов. Происхождение титула «Белый царь» (337).
  • Теремная жизнь женщины у русских бояр. Жених не имел права видеть свою невесту раньше оговора или венчания (с.338—339).
  • Выезды знатных женщин в закрытых экипажах в сопровождении нескольких десятков служителей. Царицу, при ее выезде за город, знатные женщины сопровождали верхами (с.340).
  • Мода на восточные одежды, головные уборы и обувь. Бритье головы. В присутствии царя придворные остаются в высоких шапках (с.341—342).
realnoevremya.ru/Максим Платонов
  • Заимствование от татар шляп, употребляемых китайцами и японцами (с.343).
  • Распространение обычая входить в церковь с покрытой головой и в тафье (с.343—344).
  • Учреждение в Москве ночных караулов и решеток для замыкания кварталов (с.344—345).
  • Строительство гостиниц или караван-сараев, названных по-татарски кабаками (с.345).
  • Ознакомление через татар с чаем в XVII столетии (с.346).
    realnoevremya.ru/Максим Платонов
  • Позаимствование калачей с Востока, согласно показаниям Абулгази (с.347).
  • Организация войска по монгольскому образцу. Способы ведения войны. Распространение татарского оружия, конского прибора и всего воинского снаряда. Возникновение казачества (с.348—352).
  • Татарам он приписывает появление на Руси мучительных наказаний: битье кнутом, плетьми, сажание на кол, пытки, — и сопровождает перечень их ссылками на указы, которыми они были отменены. Среди этих мероприятий он называет также правеж и тарханные грамоты, которые действительно были позаимствованы от татар (с.353—357).
  • Далее Рихтер говорит о постройке куполообразных зданий по азиатскому образцу (с.358).
  • Распространение географических познаний от Китая, Северной и Средней Азии. Позаимствование от татар названия Китай, вместо Хина, или Чина, усвоенным европейцами (с.359).
realnoevremya.ru/Максим Платонов
  • Позаимствование с Востока балалайки и барабана (с.360).
  • Искусство наводить чернь на серебро и сталь (361).
  • Писание, сидя на коленях (с.361).
  • Чеканка металлической монеты. Татарские термины: деньга, полушка (пол), алтын. Названия мер длины. Счеты (с.361—363).
  • Проникновение в русский язык многих восточных слов, в частности названий драгоценных камней и минералов (с.364—365).
  • Страсть к сказкам и повестям (с.366).
  • Порча нравов: раболепство перед высшими, высокомерие по отношению к низшим. Недоступность знатных людей (с.367—368).
  • Льготы, предоставленные духовенству (с.369).
  • Принятия татарами христианства и поступление их на русскую службу. Знатные фамилии татарского происхождения (с.370—371).

Продолжение следует...

Сергей Аверкиев
ОбществоИсторияКультура Татарстан

Новости партнеров