Власть и дружина: формирование нового общества. Часть 2-я

Власть и дружина: формирование нового общества. Часть 2-я
Фото: картина с выставки художника Ильдуса Муртазина «Terra Bular»/realnoevremya.ru/Ринат Назметдинов

Изучение древней и средневековой истории народов Волго-Уральского региона много лет было одним из приоритетных направлений отечественной науки. Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории им. Марджани Искандер Измайлов выпустил книгу «Средневековые булгары: становление этнополитической общности в VIII — первой трети XIII века», посвященную этногенезу булгар, становлению их как этнополитической общности. В своем труде он выдвигает новую теорию изучения этнополитических и этносоциальных обществ, основанную на комплексном подходе, с применением сложной процедуры синтеза археологических, этнологических и нарративных источников. Ученый попытался охватить целостным взглядом появление, развитие и трансформацию средневекового булгарского этноса.

Важнейшим шагом на пути консолидации общества внутри государства стало принятие ислама булгарами в качестве государственной религии. Следует акцентировать внимание на том, что процесс возвышения государства булгар шел практически одновременно с внедрением ислама. Уже в IX в. ислам проникает в среду населения Среднего Поволжья и в начале X в. его, очевидно, принимает Алмыш и булгарская знать. Верхушка булгар принимает ислам под влиянием государства Саманидов, хотя нельзя исключить участие в этом мусульманской гвардии Итиля. Уже в 920-е гг. ислам становится государственной религией, что подчеркивают арабо-персидские авторы и начало чеканки монет по мусульманским образцам. Мусульманами является, судя по данным археологии, практически все городское население. Язычниками до определенной поры остаются некоторые подчиненные племена, но они оттеснены на периферию общественной жизни и постепенно мусульманизируются. Уже в конце X в. прекращают функционирование все языческие могильники на территории Булгарии.

Очевидно, в этот период происходили какие-то контакты с русами, атаковавшими прикаспийские провинции Халифата в 944—945 гг. и столкновения с Русью в 965—968 гг., зафиксированные у ал-Истахри и Ибн Хаукала. Характерно, что булгары, перекрывшие волжский путь, не пропустили, видимо, флот русов, и те совершили поход в обход булгарских земель через бассейн Дона и Нижнюю Волгу. Во всяком случае, у нас нет никаких сведений, что русы вступали в борьбу с булгарами. Воспоминания о поражении в 912 г. были, видимо, еще живы.

Можно согласиться с Р. Ковалевым, что уже в 950-м г. Булгария завоевала фактическую независимость, о чем свидетельствует стабильная династия булгарских правителей и регулярная чеканка «официальных» дирхемов. Очевидно, что сама эта чеканка является свидетельством, что у правителей Булгарии появились средства для организации чеканки, после отказа от выплат податей хазарским каганам.

Р. Ковалев, вслед за П. Голденом, полагает, что к этому времени относится сообщение «Худуд ал-Алам»: «Они все воюют друг с другом, но если появляется враг, они примиряются», что является свидетельством «сегментарного государства». Однако представляется, что рассказ о трех видах булгар относится к гораздо более раннему времени, к источникам Джайхани, а не к концу X в. Децентрализованный социум не смог бы добиться независимости от Хазарии. Эта задача только для централизованной монархии, что и демонстрирует булгарская чеканка 910—940-х гг.

Дирхем Микаила ибн Джафара. использована realnoevremya.ru иллюстрация из книги «Средневековые булгары: становление этнополитической общности в VIII — первой трети XIII века»

Дальнейшее становление Булгарского государства и его институтов слабо документировано письменными источниками. В реконструкции событий приходится в определенной мере опираться на нумизматический материал. Монеты свидетельствуют, что в 930—940-е гг. после смерти сына и наследника Алмыша, Микаила ибн Джафара, Булгария распалась на два владения — Болгарский и Суварский (видимо, во главе с племенем сувар) эмираты. Восточные источники стабильно упоминают два города Болгар и Сувар, а монеты чеканятся в каждом из них отдельно. Например, ал-Истахри (930—933 гг.) писал: «Булгар — имя города, и они (булгары) мусульмане, в (городе) соборная мечеть; поблизости другой город, называемый Сувар, в нем также соборная мечеть; сообщил мне тот, кто совершал хутбу в них, что количество мужей в обоих городах приблизительно 10 тысяч мужей». Очевидно, без новых источников мы не сможем достаточно отчетливо понять — являлись ли эти города центрами независимых владений, либо это центры крупных земель булгар, по типу того, как на Руси ими были Киев и Новгород.

Наличие чеканки именно в Суваре породило предположения о разделении государства на два владения или даже междоусобице, однако для этого нет серьезных оснований. В свое время С.А. Янина справедливо подчеркнула, что факт чеканки в Суваре и ее отсутствие в этот период в Болгаре может свидетельствовать, что в Суваре правил вассальный правитель, имеющий право чеканки монет. Вполне возможно, что на какой-то период времени эмиры Сувара, стали старшей ветвью Джафаридов и правящим родом в стране. Во всяком случае нет оснований конструировать борьбу «княжеств» и междоусобицу: «Вывод о феодальной войне между братьями правителями и успехе Болгара в 970-е годах поспешен и противоречив».

Анализ монет булгарских эмиров, проведенный Р. Ковалевым, показал, что «В целом из приведенных выше цифр совершенно ясно, что Сувар инициировал относительно массовое производство дирхамов в 949/950 году, но монетный двор бездействовал почти десять лет после этого. Когда чеканка в Суваре возобновилась в 958/959 г., она последовала сразу за Булгаром, который начал чеканить свои собственные «официальные» дирхемы годом ранее (957/958). В течение следующих двух лет оба монетных двора работали бок о бок друг с другом, но около 960 г. оба прекратили свою деятельность. Снова чеканка возобновилась в первые годы 970-х годов, сначала в Булгаре в 970/971 году, а затем в Суваре в 972/973 г. И снова два монетных двора выпускали дирхемы бок о бок в течение следующих нескольких лет, пока оба не прекратили свою деятельность в 976/977 г. После этого Сувар прекратил выпуск монет, в то время как Булгар выпустил очень ограниченную серию дирхамов в 986/987 гг.». Историческая интерпретация этих фактов неоднозначна. По сведениям самих хазар, зафиксированных в хазарско-еврейской переписке, Булгария в 940—950-е гг. сохраняла формальную зависимость от Хазарии, хотя реальность этого сообщения выяснить сложно, поскольку каган-бек стремился показать себя более могущественным, чем был в действительности. Но ситуация была, видимо, далека от этих политических амбиций. Фактически нет оснований считать, что власть каганата была подкреплена военной силой, поскольку его ударная сила — мусульманская гвардия, не стремилась воевать с булгарами. Хотя булгарские сказания сообщают о победе над хазарами, неизвестно лежало ли в основе этой легенды какое-либо военное событие.

использована realnoevremya.ru иллюстрация из книги «Средневековые булгары: становление этнополитической общности в VIII — первой трети XIII века»

Чеканка монет в 960-х — 980-х гг. от имени эмиров Сувара является свидетельством возросших амбиций, подкрепленных каким-то политическим и/или военным ресурсом. Но одновременно в это же время происходит чеканка монет в Болгаре, которая стала преобладать в середине 980-х гг. (975—977 гг.), а в 990-е гг. остается только монетный двор в Болгаре. Трактовка «сегментированной» чеканки монет в разных городах Булгарии может быть различной. В любом случае, временное усиление власти одного из владений не является свидетельством распада государства и разделом его по племенному принципу с сохранением в одном владении (в Суваре) некоего анклава язычества. Это противоречит всем известным фактам и невозможно хотя бы потому, что монеты чеканились по саманидским и болгарским стандартам. Поэтому нет никаких оснований видеть в этом распаде стремление сувар сохранить язычество, как полагали А.П. Ковалевский, В.Ф. Каховский, В.Д. Димитриев, поскольку восточные источники особо подчеркивают, что в обоих городах есть мечети и живут там «воители за веру». По монетам выделяется династия Ахмедидов (Микаил, Талиб и Мумин) из Сувара (970-е гг.).

В 965 г. войска киевского князя Святослава взяли штурмом Саркел и разгромили войска хазарского кагана. Позднее они, видимо, захватили и разорили Итиль, полностью уничтожив Хазарию. В отечественной литературе с XIX в. существует мнение о том, что Булгария была разорена войсками Святослава в 965 г., но оно основано на ряде несуразностей. Дело в том, что русская летопись ничего не сообщает о походе на булгар, хотя память о такой победе была бы сохранена. Другим источником сведений об этом был рассказ Истахри и Ибн Хаукала, который довольно немногословен, а смысл его несколько затуманен, но из него можно понять, что русы разорили в 968 г. булгар и хазар. Этот известие, очевидно, следует понимать, что речь идет о придонских болгарах, поэтому рисовать поход Святослава через всю Восточную Европу нет никаких оснований.

Разгром Хазарского каганата привел к усилению правителя Болгарского эмирата Мумина ибн ал-Хасана (возможно, потомок Алмыша), который стал чеканить монеты исключительно в Болгаре (976—980/1 гг.). Сувар, вероятно, становится какой-то административно-территориальной единицей (вилайет) единого государства. Так, около 980 г. в Среднем Поволжье возникло единое Булгарское государство. Этот новый этап в истории Булгарского эмирата можно охарактеризовать территориальным расширением, укреплением авторитета эмирской власти и утверждением исламской идеологии, окончательным преодолением племенного партикуляризма, созданием общегосударственных институтов власти и утверждением феодальных отношений, основанных на государственной собственности на землю.

использована realnoevremya.ru иллюстрация из книги «Средневековые булгары: становление этнополитической общности в VIII — первой трети XIII века»

Единое государство смогло создать эффективную военно-политическую систему, которая смогла противостоять укрепляющейся Киевской Руси. Булгарский эмират выдержал противоборство с Киевом и утвердил свой авторитет на международной арене подписанием договора о мире с киевским князем Владимиром I (985 г.). Примерно в конце X в. Булгария подчиняет земли буртас в Посурье и становится одним из ведущих средневековых государств Восточной Европы. К этому времени относится полное утверждение ислама на всей территории Булгарии, где прекращают функционировать все языческие могильники. Закончился процесс становления государства и его этнополитической, сословно-потестарной и административно-правовой системы. Булгария становится средневековым мусульманским государством.

Процессы сложения средневекового Булгарского государства всегда привлекали повышенное внимание исследователей, так как именно его становление обеспечило прорыв Волго-Уральского региона к цивилизации, к хозяйственному, социальному и культурному прогрессу.

* * *

Процесс складывания государственности у булгар прошел несколько этапов. С приходом на Волгу в конце VII в. они стремились к воссозданию своей государственности, но этот процесс протекал медленно, поскольку проходил в условиях подчинения Хазарскому каганату. Однако по мере ослабления власти хазар и резкого увеличения международной торговли по Великому Волжскому пути в IX в. булгары постепенно устанавливают свою гегемонию над населением Среднего Поволжья в противоборстве с двумя другими племенными объединениями.

В начале X в. начался новый этап складывания основ булгарского феодального государства. В этот период походил активный рост городов и международной торговли по Великому Волжскому пути и произошло принятие ислама в качестве государственной религии. Булгары во главе с эльтебером Алмышем становятся верховным корпоративным земельным собственником, реализуя это право через ренту-налог, и военно-служилым сословием в новом государстве. Около 922 г. состоялось и дипломатическое признание Булгарии — она обменялась посольствами с Багдадским Халифатом. Развиваются города, как политические, административные и торгово-ремесленные центры. В этот период в состав булгарской элиты, включается целый ряд иноэтничных (славянских, финно-угорских и скандинавских) элементов и вырабатывается своя синкретичная культура.

Но уже в 940-е гг. происходит формирование двух эмиратов — Булгарского и Суварского, внутри которых укрепляются институты государственной власти и распространяется ислам. Разгром Хазарского каганата (около 980 г.) привел к усилению булгар, объединившихся в единое Булгарское государство. С X в. в состав населения Булгарии постоянно включались отдельные группы огузо-печенежских и кыпчакских племен, а также соседних народов (буртасы, маджары/мадьяры), которые активно ассимилировались булгарами. В 985 г. булгарский правитель заключил мир с киевским князем Владимиром, определив равноправный и взаимовыгодный характер отношений. Булгарский эмират становится средневековым государством с соответствующими институтами и политической и административно-правовой системой.

Искандер Измайлов
ОбществоИсторияКультура Татарстан

Новости партнеров