«В аниме получается справиться с обидчиками, а в жизни — не всегда»
Опытные анимешники, педагоги и психолог, о том, как справиться с буллингом в школе
У каждого ребенка, особенно в подростковом возрасте, появляется желание найти свою индивидуальность. Но если с этим есть сложности и среда слишком ригидная — возникает желание сделать ее более однородной. Если кто-то начинает отличаться от «общей массы», то окружающие воспринимают это как попытку разрушить целостность и безопасность среды. Именно это и создает «благоприятные условия» для появления буллинга. Такие проблемы, как травля, непринятие людей с особенностями развития, одиночество, поднимает, в частности, японская анимация. Может ли просмотр аниме помочь ребенку справиться с этими ситуациями в реальной жизни в авторской колонке для «Реального времени» рассказали представители «Движения первых».
«Красота в глазах смотрящего»
Анимешники — это как раз то явление, которое подвергается буллингу в школе. Бывает, что это ребята с особенностями развития или трудностями во взаимоотношениях с родителями и сверстниками. И именно это в первую очередь сподвигает их смотреть аниме, где они узнают себя в персонажах или грезят быть такими же сильными, как любимый герой. Они отождествляют себя и с теми, кого буллят в школе. И радуются, когда их проблемы разрешаются, надеясь на подобных исход в реальной жизни.
На сегодняшний день теме травли в школе придается все больше огласки. Школьные психологи, классные руководители, представители родительского комитета проводят различные тренинги, беседы, встречи, где стараются объяснить подросткам то, что каждый из них — индивидуальность, и отличаться от окружающих — это не плохо. Своим опытом разрешения этой проблемы в рамках класса поделился ученик из города Нижнекамска Максим Решетов (имя и фамилия героя изменены, так как он пожелал остаться анонимным):
— Помню, в 6-м классе, когда коллектив стал более взрослым и больше внимания все стали уделять интересам друг друга, нежели играм и догонялкам, небольшая группа моих одноклассников обсуждала аниме. Естественно, появились те, для кого казалось смешным грубо шутить и издеваться над ними. Словами они пытались задеть чувства аниме-любителей и даже оскорбить их. Тогда совместно с учителем на классном часе мы подняли тему школьного буллинга и пришли к выводу, что унижать человека из-за его интереса — это показатель необразованности и скудости нравственных ценностей. Я считаю, что красота в глазах смотрящего. Люди, которые этого не понимают, сами не смогли найти то, что для них ценно, ведь ты, будучи адекватным человеком, не захочешь глумиться над чужим интересом, если у тебя есть свой, — рассказал он.
«Одноклассники считали нас немного «ку-ку»
Зачастую дети проявляют жестокость по отношению к одноклассникам, потому что сами подвергались подобного рода насилию (эмоциональному, психологическому, физическому). Это попытка вернуть ситуацию в баланс, разместить свою неудовлетворенность на слабом объекте. Экспертное мнение по этому вопросу выразила Наталья Королева, клинический психолог, гештальт-терапевт, корпоративный психолог «Движения первых» в Татарстане:
— В моей практике были дети и взрослые, которые в детстве подвергались буллингу. Это непростой травматический опыт, проживанию которого уделяется много времени терапии. Не могу сказать, что увлечение аниме было основным предлогом для буллинга, но инаковость точно бывает одной из причин травли. Считаю, что если у ребенка, подвергшегося буллингу, есть возможность не оставаться наедине со своими переживаниями, то просмотр аниме по данной тематике может положительно повлиять на психику подростка. Почувствовать поддержку других людей, понять, что у них есть схожий опыт и они справились с этим вот таким способом дает ощущение принятия. То, что поднимает наши переживания на уровень осознавания и возможности экологично обработать эти чувства — положительно влияет. Если осознаванию помогает аниме как один из вариантов — прекрасно. Главное — обработать этот чувственный опыт, — поделилась специалист.
Тема буллинга раскрывается обязательно во всех анимационных картинах, в которых присутствует школа или отношения одноклассников. Она занимает отдельное место в жанре «повседневность». Это связано с тем, что дети зачастую проявляют жестокость к тем, чьи интересы отличаются от «общепринятых». В этом возрасте ребята часто не понимают, каково быть изгоем и как это разрушает психику. После этого у ребенка формируются комплексы, которые с ним могут остаться на всю жизнь, если их не проработать с психологом.
В аниме тема школьного буллинга используется как способ пережить подобные ситуации через слияние с анимационными героями. Возможно, в своих картинах аниме-режиссеры отражают личные переживания или наблюдения, и это находит отклик, поскольку все люди в той или иной степени сталкиваются с подобным в своей жизни. Опытная анимешница Екатерина Охотникова из Казани рассказала о проявлениях школьного буллинга в своей жизни:
— Аниме я начала смотреть в 13 лет, а как мы знаем, это переходный возраст, когда все воспринимается иначе. У меня в классе были подружки, которые разделяли мои увлечения, а остальные одноклассники считали нас немного «ку-ку», потому что мы были чересчур эмоциональными и открытыми. Эмоциональных людей часто тянет к японской культуре, особенно к аниме. Проблемы в подростковом возрасте у меня были, но они были связаны с непринятием себя. Аниме меня спасало, потому что я видела, что проблемы не у одной меня, — сказала она.
«В жизни не появится «супер-возможность» из-за того, что ребенок был просто хорошим»
30 сентября в Татарстане прошел первый семейный аниме-фестиваль Yokai matsuri, собравший 8,2 тысячи детей и взрослых. Команда клуба японской культуры «Аниме лаборатория» делали спецпоказ аниме «Форма голоса». Зал был заполнен. Ребята все как один восприняли до самой глубины души это аниме. Многие не могли сдержать эмоций, выкрикивали осуждающие фразы в адрес главного героя прямо во время просмотра эпизодов с буллингом и даже плакали. Екатерина также согласилась представить свой анализ этой знаменитой аниме-мультипликации:
— Девочка из «Формы голоса», которая отличается из-за особенностей тела (инвалидность, — прим. ред.), перевелась в новую школу, где над ней издевается кучка задир. Учитель узнал об этом не от главной героини, а от мамы девочки, которая все поняла по количеству «потерянных» слуховых аппаратов. Ребенок не рассказывал даже маме. Терпел, потому что в аниме это приравнивается к доброте. Радует, что в этом аниме тот самый задира переосмысливает свое поведение и понимает, каково оказаться на месте изгоя. Он хотел покончить жизнь самоубийством и считал дни, но разговор с той самой девочкой, Нишимией Шоко, предотвратил роковой момент. Мальчик понимает, что прошлого не забыть, но старается всячески исправиться. Главная героиня с инвалидностью терпит издевательства, но все равно считает Исиду своим другом. Можно сказать, что аниме учит терпеть буллинг, хоть и показывает, как тяжело «изгою». Потом жертве предоставляется невероятная возможность, и она перестает ею быть, — рассказала Екатерина.
— Однако в реальной жизни не появится «супер-возможность» из-за того, что ребенок был просто хорошим и молчал. Аниме дает совет — терпи и за это тебе дадут волшебную возможность реализовать себя. За то, что ты был добрыми. Надо понимать, что человек не перестает быть добрым, если грамотно дает отпор задирам. Аниме прекрасно показывает, как тяжело человеку, который стал жертвой буллинга, и объясняет, почему не надо этим заниматься. Но все равно школьный буллинг извращен, потому что фраза «отвечай на зло добром» тоже, на мой взгляд, искажена, — поделилась Екатерина.
«Ребенок не хочет «возвращаться в реальность»
Действительно, в японской мультипликации часто подается идеальная картинка: добро, а самое главное, терпение, побеждают зло. Полностью погрузившись в мир аниме, ребенку не хочется возвращаться в суровую реальность и вновь оставаться с проблемой один на один. Мама девочки-подростка, учитель русского языка и литературы Ольга Бострикова согласилась рассказать о случае из своей педагогической практики:
«На мой взгляд, японская мультипликация искажает действительность, уводит в ирреальность. Дети стараются подражать героям, которых видят. В первую очередь внешне, что заставляет их утрачивать свою индивидуальность. Поэтому когда поднимается вопрос о включении в школьную программу по литературе изучения японской культуры, изложенной в виде комиксов, манги, я выражаю однозначный протест. Это смешение искусств: изобразительного и словесного. И, как следствие, и одно, и второе представлено в примитивном виде. Я привыкла, что литература заставляет думать, сопереживать, чувствовать. Читая, представляешь, слышишь, ощущаешь. Комиксы и манги не дают этого, обделяют. Ребенок не учится мыслить, не пополняет «свой сосуд» знаниями, словами. Просишь детей, которые увлечены этой культурой: «Расскажи о героях. Что заинтересовало? Чему научился?». А в ответ — тишина… За все годы одна девочка проявила особый интерес к аниме-культуре. Сейчас она в 8-м классе, занимается у меня индивидуально, по просьбе родителей. Юля аутист. Она одинока — в классе друзей нет, кружки не посещает, и даже с родной сестрой сложные отношения — та ее стесняется. Вот Юля любит манги, готова о них говорить постоянно, но смысл их передать не может. Между нами часто происходят однотипные диалоги:
— Юль, а куда эти девочки отправились? Зачем? Как их зовут?
— Мир покоряют. Еду ищут. Оружие, хотя оно у них есть. Одна — Пи. Вторая? Не помню имени…
Да и эти рассказы слушаю только я. Одноклассники смеются над девочкой, которая прячется в мире манги».
Получается, что с одной стороны, аниме показывает, как тяжело человеку, над которым издеваются, как у него появляются комплексы и как тяжело их преодолевать. С другой — дает ложное представление о том, как с этим справляться. Когда ребенок видит, что не его одного тревожит данная проблема, он чувствует своеобразную поддержку. Дети, увлекаясь аниме в подростковом возрасте, представляют, как вместе с главными героями преодолевают трудности, которые продемонстрированы в сюжете. С одной стороны, это мотивирует стремиться к лучшему. Но есть и другая сторона медали — ребенок не хочет «возвращаться в реальность».
Это связано с тем, что в аниме получается справиться с обидчиками, а в жизни — не всегда. Ребенок может и осознает, что нужно сделать для решения проблемы, но ему не хватает поддержки со стороны реального мира: родителей, друзей. И все-таки за решением таких сложных, глубоких проблем лучше всего обращаться к психологу, который сможет оказать квалифицированную помощь.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции «Реального времени».