Максим Захаров: «Баланс потребления алкоголя нельзя установить общими мерами регулирования рынка»

Может ли уход гигантов пивной промышленности с российского рынка принести преимущества

Максим Захаров: «Баланс потребления алкоголя нельзя установить общими мерами регулирования рынка»
Фото: предоставлено realnoevremya.ru Максимом Захаровым

Пивоваренный концерн Heineken N.V. завершает начатую в марте 2022 года сделку по продаже своих российских активов группе компаний «Арнест». Она получила все необходимые одобрения. В результате ухода с российского рынка общий совокупный убыток концерна составит €300 миллионов. Варианта возвращения в Россию у компании нет. Как теперь будет устроен отечественный рынок и что ждет местных производителей, рассказывает в колонке для «Реального времени» Максим Захаров, управляющий партнер юридической фирмы Bishenov & Partners.

Топ-менеджмент Heineken Россия продолжит свою работу

Как обозначено в официальном источнике, стоимость актива оценили всего в €1 за 100% акций. Взамен группа «Арнест» взяла на себя ответственность за 1 800 сотрудников Heineken в России, предоставив гарантии трудоустройства на ближайшие года. Все оставшиеся активы, включая семь пивоваренных заводов концерна в России, перейдут к новым владельцам.

В рамках сделки новому владельцу перейдут все оставшиеся активы Heineken в России, включая семь пивоваренных заводов. На них в течение полугода будет прекращено производство пива под брендом Amstel (бренд Heineken был выведен из России в 2022 году). При этом покупатель на 3 года сохранит лицензии для ряда региональных брендов, которые необходимы для обеспечения непрерывности бизнеса и одобрения сделки.

В пресс-службе Heineken подчеркнули, что компания не будет оказывать поддержку этим брендам и получать какие-либо доходы, роялти или дивиденды из России. При этом работники пивоварен, которые перешли новому владельцу, не потеряют рабочие места — группа «Арнест» предоставила гарантии занятости на ближайшие 3 года 1 800 сотрудникам, пообещав увеличить их количество. Сохранение существующего уровня занятости было одним из условий для одобрения сделки правительственной комиссией, сообщили в Heineken.

«Хотя сделка заняла гораздо больше времени, чем мы рассчитывали, тем не менее она обеспечивает существующий уровень благосостояния наших сотрудников и позволяет нам ответственно покинуть страну», — отметил гендиректор и председатель правления Heineken Дольф ван ден Бринк.

realnoevremya.ru/Максим Платонов (архив)

В Heineken отметили, что топ-менеджмент Heineken Россия продолжит свою работу и будет отвечать перед группой «Арнест». Гендиректор «Heineken Россия» Георгиос Полименакос рассказал, что в рамках сделки «Арнест» взял на себя обязательства по инвестициям в производство в течение ближайших трех лет.

Группа «Арнест» — крупнейший в России производитель парфюмерно-косметической и хозяйственно-бытовой продукции в аэрозольной упаковке. Производства группы расположены в Невинномысске Ставропольского края и Новомосковске Тульской области. «Арнест» продает продукцию под брендами «Прелесть», Deonica, Symphony, «Дихлофос» и т. п. Также у холдинга есть собственное производство алюминиевых баллонов и комплектующих к ним.

Из годового отчета АО «Арнест» за 2022 год следует, что бенефициарным владельцем общества является родившийся в Невинномысске бизнесмен Алексей Сагал. В 2022 году выручка АО «Арнест» равнялась 11,2 млрд рублей, а его «дочки» — ООО «Аэрозоль Новомосковск» — 6,3 млрд рублей (данные СПАРК).

В ноябре 2022-го российский бизнес сменил название с Ball Beverage Packaging Rus на «Арнест упаковочные решения» (АУР). А новым собственником российских юрлиц вместо «Арнест Менеджмент» стало АО «Орикс», также подконтрольное Алексею Сагалу. По данным годового отчета «АУР Наро-Фоминск» (заводы в Московской и Челябинской областях) за 2022 год, компания до конца года выплатила своему владельцу, то есть АО «Орикс», дивиденды в размере 4,67 млрд рублей. В декабре 2022-го «АУР Всеволожск» (завод в Ленинградской области) выплатил 4,02 млрд рублей дивидендов из нераспределенной прибыли прошлых лет. Суммарный дивидендный доход за 3 месяца 2022 года у АО «Орикс» составил 8,69 млрд рублей. За вычетом 13%-ного налога на дивиденды — 7,56 млрд рублей.

realnoevremya.ru/Максим Платонов (архив)

Arnest погасит историческую задолженность российского бизнеса в €100 млн

Кроме того, помимо бренда Heineken®, который был выведен из России в 2022 году, в течение 6 месяцев будет свернуто производство Amstel. Никакие другие международные бренды не будут лицензироваться в России, за исключением трехлетней лицензии для некоторых более мелких региональных брендов, которые необходимы для обеспечения непрерывности бизнеса и безопасного одобрения сделок.

Heineken не будет оказывать поддержку бренда и не будет получать никаких доходов или гонораров из России. Варианта возвращения на российский рынок нет. В результате выхода из России Heineken ожидает, что общие неденежные исключительные убытки составят €300 млн, включая совокупные потери от курсовой разницы, относящиеся к России, которые в настоящее время отражены в капитале. Это включает в себя обязательство Arnest Group погасить историческую межфирменную задолженность российского бизнеса в размере около €100 млн, причитающуюся Heineken, в рассрочку.

При этом участники рынка считают, что сделка окажет незначительное влияние на разводненную прибыль на акцию (beia), а прогноз Heineken на 2023 год не изменится с момента продажи.

realnoevremya.ru/Максим Платонов (архив)

Была выбрана стратегия продажи 100% акций за €1

Еще в марте 2022 Heineken объявил о решении полностью уйти из России на фоне событий на Украине. Однако продолжал наращивать свою выручку путем продажи новых продуктов. Об этом свидетельствовало увеличение выручки за первое полугодие 2023-го. По данным «Интерфакса», в первом полугодии 2023 года компания сократила чистую прибыль на 8,6%, хотя выручка выросла на 6,4%. Чистая прибыль в январе — июне составила €1,156 млрд, по сравнению с €1,265 млрд за аналогичный период прошлого года. Выручка выросла до €17,436 млрд против €16,407 млрд годом ранее. Объемы проданного пива в органическом выражении сократились на 5,6%.

При этом реализация продукции под брендом Heineken выросла на 1,7% (на 3,7% без учета России). В регионе EMEA (Африка, Ближний Восток и Восточная Европа) объемы продаж упали на 6,5%. В Азиатско-Тихоокеанском регионе — на 13,2%, в Европе — на 4,8%, в Северной и Южной Америке — на 1,5%. Heineken ожидает, что органический рост операционной прибыли без учета разовых факторов и амортизации связанных с приобретениями нематериальных активов в 2023 году составит до 6%. Котировки акций Heineken снижаются на 4,9% в ходе торгов в Амстердаме в понедельник.

realnoevremya.ru/Максим Платонов (архив)

Что касается деятельности в России, то по мнению самой компании, убыток от обесценения российских активов оценивается в €201 млн (€88 млн — в декабре 2022 года и €113 млн — в июне 2023 года). Их чистая балансовая стоимость по состоянию на 30 июня 2023 года равна нулю, отметили в Heineken. Видимо, поэтому была выбрана стратегия продажи 100% акций за €1, причем без возможности пересмотра, как обычно сопровождается в других аналогичны сделках. Напомним, что при продаже компаний с иностранным участим по недружественным странам должен составлять более 50%.

Для лиц из «недружественных» государств февраль 2022 года стал отправной точкой

Напомним, что согласно указу президента России от №79 от 28.02.2022 с 28 февраля 2022 года иностранные государства стали делиться на «дружественные» и «недружественные». Для лиц из «недружественных» государств данная дата стала отправной точкой, после которой на нормативно-правовом уровне появилось значительное количество изъятий и ограничений, которыми необходимо руководствоваться резидентам РФ (в т. ч. резидентам из «дружественных государств») при совершении ими сделок с имуществом с лицами из «недружественных государств» или исполнения обязательств перед этими лицами, если они являются кредиторами по сделке.

Правообладателем ряда международных товарных знаков «Heineken» является голландская компания «Brouwerijen B.V.». Однако на территории России права на использование товарных знаков предоставлены ООО «Объединенные Пивоварни Хейнекен». Согласно первому списку от 7 марта 2022 года (последнее пополнение списка произошло 3 августа текущего года, — прим. ред.) Нидерланды относятся к «недружественным» странам. Соответственно в таком случае сделка подпадает по правовое регулирование:

  1. Указы президента России (№81 от 01.03.2022, 95 от 05.03.2022, 254 от 04.05.2022, 618 от 08.09.2022, 737 от 15.10.2022, 138 от 03.03.2023 и другие).
  2. Постановление правительства России от 06.03.2022 №295.
  3. Разъяснения Минфина (выписки из протоколов подкомиссии) и Банка России в пределах полномочий, предоставленных им указами президента.
realnoevremya.ru/Динар Фатыхов (архив)

Указ президента России от №79 от 28.02.2022 — это своего рода «Конституция» для российского рынка M&A в военных условиях. указами президента №81 от 01.03.2022, 618 от 08.09.2022, 737 от 15.10.2022 и 138 от 03.03.2023 регулируется порядок совершения сделок с отдельными видами имущества. Постановлением правительства от 06.03.2022 №295 определен «базовый» порядок обращения в подкомиссию с заявлением о выдаче разрешения на совершение сделки с лицом из «недружественного государства» и минимально необходимый пакет документов, прилагаемых к нему.

Разъяснениями Минфина в форме выписок из протоколов заседания подкомиссии регулируется все: от документов, которые прилагаются к заявлению о выдаче разрешения на совершение сделки с лицом из «недружественного государства» до размера добровольного платежа в бюджет и утверждения критериев эффективности для новых собственников. Банк России в части отношений российских резидентов с иностранными лицами из «недружественных государств» регулирует вопросы, связанные с функционированием финансового сектора и биржевого сопровождения сделок. Поэтому он интересен нам в меньшей степени.

Решением подкомиссии правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Россию от 07.07.2023 № 171/5 опубликованного на сайте Минфина 12.07.2023г. обновлены требования к сделкам, совершаемым с лицами из «недружественных государств», установлены новые требования к сделкам с акциями и долями российских компаний, совершаемых с лицами из «недружественных стран».

Как на сегодняшний день поделен рынок пива в России

Доля, принадлежащая Heineken на российском пивном рынке, составляла примерно 10%. При этом 27,3% занимала датская пивоваренная корпорация Carlsberg Group представленная пивоваренной компанией «Балтика», которая, в соответствии с указом президента России от 16.07.2023 № 520, перешла под управление в Росимущество.

Бельгийской компании AB InBev, которая еще в апреле 2022 года продала свою долю в совместном предприятии AB InBev Efes в России принадлежит 25%. Оно было создано в 2018 году. Контролирующим акционером является турецкая Anadolu Efes. Компания управляет 11 заводами в России, на которых выпускается пиво под брендами «Клинское», «Белый медведь», «Сибирская корона», Velkopopovicky Kozel и другими. Остальные 37,7% принадлежат остальным компаниям в России.

Место иностранных компаний, которые ушли с рынка, либо сократили свое производство, сейчас занимают отечественные производители.

realnoevremya.ru/Максим Платонов (архив)

Крупнейшую сумму налогов в России по итогам 2022 года уплатили американские фирмы

По мнению отраслевых экспертов, уход мировых гигантов с российского рынка несет только преимущества для него, так как сохраняются и рабочие места, и имущество, и производство, а соответственно доля налоговых отчислений в ближайшем будущем должна остаться в прежнем уровне. Но при условии надлежащего подхода к управлению бизнесом в России.

В 2022-м самую крупную сумму налогов в России среди иностранных компаний по итогам 2022 года уплатили американские фирмы — $712 млн. На третьем месте (после Германии) — фирмы из Швейцарии. Далее по списку идут Япония, Великобритания, Китай и Франция. Самый существенный прирост продаж был зафиксирован в таких российских отраслях (там, где сохраняется западное присутствие, — прим. ред.), как алкоголь и табак, потребительские товары повседневного спроса, автотранспорт, продукты питания и фармацевтика.

— Прогнозы за 2023 год останутся, я думаю, в таком же эквиваленте или на 10% ниже, а вот в 2024 году возможно существенное снижение пополнение бюджета, так как уровень менталитета управления отличается от западного подхода, — говорит эксперт.

realnoevremya.ru/Максим Платонов (архив)

Согласно прогнозу, производство пива в России к 2027 году составит 845 934 тысячи декалитров.

В натуральном выражении доля локального пива в январе — апреле 2023 года составила 68,4% против 66% год назад. Доля лицензионного пенного напитка сократилась на 1,2 п.п. — с 28,3 до 27,1%, импортного — на 1,4 п.п. — с 5,1 до 3,7%. Из-за санкционных ограничений по таким категориям, как хмель, дрожжи, бумага для этикеток, пищевые и технические масла, смазки, проблемы еще сохраняются. Переориентирование на другие рынки и выстраивание новых логистических маршрутов, безусловно, повлекло за собой дополнительные финансовые расходы для пивоваров. Однако уже налажена эффективная работа по импортозамещению за счет сотрудничества с Минпромторгом.

Хмель в Россию по-прежнему поступает только через импорт

Российские хмелеводы покрывают потребности пивоварения не более чем на 3—4%. При этом отечественный хмель сейчас уступает по качественным характеристикам зарубежному. Доля отечественного солода — 80%, импортного — 20%. Среднее потребление в европейских странах сейчас составляет 100 литров пива на человека в год.

— У нас в России в прошлом году оно снизилось на 1,2%, до 51,6 литра. При этом потребление крепкого алкоголя выросло на 6,6% в натуральных показателях, вина — сократилось. Следствием регулирования пивоварения мерами алкогольного рынка и роста акцизов стало падение производства почти на 40%, закрытие 14 крупных заводов, что привело к сокращению рабочих мест и налоговых отчислений, — говорит эксперт.

По мнению главы Ассоциации производителей пива Вячеслава Мамонтова, баланс потребления алкоголя нельзя установить общими мерами регулирования рынка, необходим закон, который будет регулировать и развивать не только категорию пива, но и смежные с ним отрасли — тот же хмель, например. В этом случае индустрии нужен комплексный подход. И актуальным здесь можно считать опыт виноделов, у которых такой закон есть.

— Отдельное законодательство для разных сегментов рынка — это путь к формированию сбалансированной структуры потребления, что даст возможность нормально сосуществовать различным сегментам рынка, — считает эксперт.

realnoevremya.ru/Максим Платонов (архив)

А есть ли законодательные инициативы? В настоящий момент нет. Весь хмель при этом как импортировался из-за рубежа, так и импортируется. Хотя высококачественный хмель в российской средней полосе можно выращивать. А ведь это — основной компонент в сырье для пива. В России только один производитель сырья — в городе Чебоксары. Остальное — это немецкий и американский хмель.

По словам представителей Ассоциации производителей пива, у российского хмелеводства есть две главные проблемы, первая — нехватка качественного посадочного материала. Решить эту проблему помогли бы различные формы субсидирования, включая компенсацию затрат на закладку хмельников, стимулирование выращивания хмеля российскими сельхозпроизводителями, а также упрощение процедуры государственной регистрации сортов и условий ввоза в Россию импортных саженцев хмеля. Нужны программы импортозамещения с целью поддержки бизнеса.

Максим Захаров
Справка

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции «Реального времени».

ПромышленностьЭкономикаБизнес
комментарии 2

комментарии

  • Анонимно 29 окт
    Полный двор у нас, например, хмеля, а покупаем у иностранцев
    Ответить
    Анонимно 29 окт
    Он не подходит))) смешно
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров