Культовая архитектура Крымского ханства: кубические и «аркадные» мавзолеи

Из истории крымских татар, династии Гераев и потомков Джучидов

Культовая архитектура Крымского ханства: кубические и «аркадные» мавзолеи
Фото: использована realnoevremya.ru иллюстрация из книги «История крымских татар»

Одним из крупнейших государств, наследников Золотой Орды, было Крымское ханство — часть большого этнокультурного пространства на обширном участке Евразии. Ханы из крымской династии Гераев являлись потомками Джучидов, поэтому их представители правили в Казанском и Астраханском ханствах. Институт истории им. Марджани выпустил новое издание пятитомника «История крымских татар». Третий том посвящен одному из ключевых исторических этапов развития этого народа — периоду Крымского ханства (XV—XVIII вв.). Полных и завершенных исследований по крымским татарам до сих пор не было, новая книга татарстанских авторов заполняет некоторые пробелы в истории этого тюркского народа.

Кубические мавзолеи

В Крыму известно несколько кубических мавзолеев. Самую сложную архитектонику из них имеет Эски-Дюрбе в Бахчисарае.

Здание мавзолея представляет собой в плане квадрат 9,26 х 9,16 м (рис. 48), высота постройки 11 м. Стены сложены из обработанных блоков известняка. Толщина стен его 1,4 м. Верхняя часть постройки переходит путем среза углов под прямым углом в восьмигранный барабан, перекрытый полусферическим, несколько удлиненным куполом, диаметр которого в основании 6,4 м. Б.Н. Засыпкин указывает, что снаружи купол мог быть перекрыт шатром. Именно шатровое покрытие можно видеть на фотографиях 20-х гг. до реставрации памятника (рис. 48.1-3). Внутри переход к восьмиграннику осуществляется при помощи стрельчатых тромпов (рис. 48.7). Кладка купола сделана из тесаных блоков известняка, размеры которых уменьшаются по мере приближения к замку свода. Верхний край четверика и периметр восьмерика окантованы профилированным карнизом. С восточной стороны находится глубокий портал прямоугольной формы со стрельчатой аркой. По краю портал имеет профилированную раму. Пяты арки опираются на карнизы, поддерживаемые пояском мелких сталактитов (рис. 48.10). Тимпан арки украшен тремя рельефными розетками, на средней вырезан стилизованный цветок георгина, боковые украшены гирихом (рис. 48.9). Средняя розетка слегка наклонена книзу. В глубине портала сделан небольшой дверной проем с уплощенно-полукруглым верхом. Снаружи на плоскости стены проем обрамлен декоративной аркой с килевидным завершением.

Рис. 48. Эски-Дюрбе в Бахчисарае: 1 — вид с востока; 2 — вид с юга; 3 — вид с запада, фото 1928 г.; 4 — план; 5 — разрез; 6 — южный и восточный; 7 — тромпы, фото 1924 г.; 8 — восточный фасад, современный вид; 9 — тимпан арки портала; 10–карнизпятыаркипортала,фасады (по Мирас…, т. 2,3, 2016; фото автора, 2019 г.). использована realnoevremya.ru иллюстрация из книги «История крымских татар»

Окна расположены в два яруса и имеют различную форму. В северной стене в первом ярусе находятся два больших окна стрельчатого очертания, в западной внизу сделано прямоугольное окно со стрельчатым люнетом, в южной стене дверь со стрельчатым верхом ведет в пространство дворика. Во втором ярусе в трех стенах сделаны небольшие стрельчатые окна. Такой разнобой в форме окон, скорее всего, является результатом перестроек. Если сравнить Эски-Дюрбе с другими мавзолеями (и мечетями) Крымского ханства, можно предположить, что первоначально в первом ярусе находились окна прямоугольной формы со стрельчатыми люнетами над ними. Впоследствии проемы двух северных окон были расширены, а окно в южной стене превращено в дверь.

Эски-Дюрбе отличает от других мавзолеев Крыма наличие открытого замкнутого дворика, который примыкает к основному объему здания с южной стороны во всю его ширину. Размеры дворика 9,26 х 6,23 м. В нижней части его стены сделан ряд узких прямоугольных отверстий-бойниц, имеющих чисто декоративное значение. В боковых стенах сделано по шесть бойниц, а в южной восемь. Верхняя часть состоит из стрельчатых арок-пролетов 1,9 м шириной. Всего их семь: по две в боковых стенах и три в южной. Дворик был пристроен позднее, это видно по тому, что стены его примыкают встык к основному объему здания. Это подтвердили также раскопки, проведенные на памятнике. Предположительно этот дворик был пристроен для фамильного кладбища. Б.Н. Засыпкин сравнивал его с некрополями Бухары и Ташкента.

Дата постройки этого сооружения неизвестна, устная традиция говорит о том, что оно было построено еще до Гераев, ограниченные раскопки, проведенные здесь, дали материалы XVI—XVII вв.

Рис. 49. Кубические мавзолеи: 1 — в Азизе, фото 1924 г. (по Мирас…, т. 3, 2016); 2 — в Азизе, современный вид; 3 — в с. Айвовое (фото автора, 2019 г.). использована realnoevremya.ru иллюстрация из книги «История крымских татар»

Еще один кубический мавзолей находится в Азизе на территории бывшего суфийского монастыря. Здание его квадратное в плане со стороной 7,15 м (рис. 49.1-2). Кубический объем переходит в восьмигранник путем простого среза углов. Восьмигранник увенчан шатровым куполом. Стены здания гладкие, углы четверика и верхний край восьмерика опоясаны профилированным карнизом. В нижней части здания имеются прямоугольный дверной проем и пять прямоугольных оконных проемов. Внутри полусферический купол поддерживают паруса. Точная дата постройки мавзолея неизвестна. Его условно называют мавзолеем Ахмед-бея, так как рядом с ним была найдена плита с этим именем и датой 1557 г. Однако это ничего не доказывает.

Практически такой же мавзолей находится в с. Айвовое, бывший Эфендикой Бахчисарайского района. Здесь находился культовый центр (текие), от которого сохранилось только здание дюрбе. Возможно именно этот мавзолей описывал Э. Челеби: «Там большой мавзолей (Хызр Шаха-эфенди, — прим. авт.) в огромном здании с куполами каменной кладки. Действительно, Хызр-эфенди это азиз, молитва которого услышана, великий воин и храбрец, в равной степени как аскет, так и муджахед, великий султан святых нищих-суфиев. И его отец святой Мухаммед-эфенди, и его дед Хусейн-эфенди похоронены рядом с текие, под высоким куполом. Этот полный света купол расположен слева от текие».

Если это тот самый мавзолей, то в нем похоронены Хусейн-эфенди и его сын Мухаммед, и здание можно датировать XVII в.

Стены дюрбе толщиной 0,8 м возведены из тесаного и бутового камня-известняка и ракушечника на известковом растворе, внутри и снаружи оштукатурены (рис. 49.3). Постройка квадратная в плане, размерами 8,6 х 8,35 м, общая высота ее 8 м. Кубический объем путем среза углов переходит в восьмигранник, перекрытый полусферическим куполом на парусах. Снаружи купол имеет шатровое покрытие. Стены здания гладкие, лишенные декора, по верху восьмерика и углам четверика идет карниз. В южной стене сделан прямоугольный дверной проем, справа от которого находится небольшое прямоугольное окошко.

Рис. 50. «Аркадные» мавзолеи: 1 — мавзолей-ротонда в Бахчисарайском дворце; 2 — вариант реконструкции (фото и реконструкция автора); 3 — мавзолей у мечети Колеч (по Мирас…, т. 3, 2016); 4 — мавзолей эмира Байиндыра в Ахлате, 1472 г. использована realnoevremya.ru иллюстрация из книги «История крымских татар»

«Аркадные» мавзолеи

В Крыму есть мавзолеи, которые не имеют сплошных стен и которые практически никто не исследовал. Достаточно известной является мавзолей-ротонда Менгли Герая II (прав. 1724—1730 и 1737—1740 гг.). Это восьмигранное сооружение, внутри которого находится могила с надгробием хана (рис. 50.1). Сама постройка состоит из невысокого цоколя, на который по углам поставлены колонны на базах в виде усеченных пирамид. Стволы колонн в основании квадратные в плане, затем, при помощи скосов, они превращаются в восьмигранные, в верхней части, под капителями, снова становятся квадратными. Колонны поддерживают аркаду из восьми стрельчатых арок. В настоящее время сооружение не имеет крыши, но, скорее всего, изначально оно было перекрыто (рис. 50.2).

Еще одно подобное дюрбе находилось возле мечети Колеч. Оно известно по фотографиям 20-х гг. (рис.). Мавзолей квадратный в плане. На каменный цоколь поставлена аркада из шести полуциркульных арок. Две противоположные стороны цоколя перекрыты двумя арками, две другие стороны одной аркой большего пролета. Колонны цилиндрические, поставлены на квадратные в плане невысокие базы и имеют капители такой же формы (рис. 50.3). Можно предположить, что таких дюрбе было больше, но они не сохранились ввиду непрочности конструкции. Архитектура мечетей и других культовых построек Крымского ханства складывалась под влиянием Малой Азии. Именно с памятниками этого региона следует сравнить и крымские мавзолеи. В сельджукский период наиболее распространенной формой мавзолеев были так называемые башенные. Они представляли собой многогранные или цилиндрические каменные объемы, перекрытые полусферическими куполами, которые имели снаружи шатровое или коническое покрытие. Часто здания также имели квадратный в основании высокий цоколь, который при помощи треугольных скосов (так называемых «турецких треугольников») переходил к восьмиграннику. Также строились мавзолеи кубического объема с шатровыми куполами, но они были не так распространены. В османский период происходит полный отказ от шатровых куполов и восьмигранные и кубические мавзолеи перекрываются полусферическими куполами со свинцовыми крышами.

Рис. 51. Сельджукская цепь на фасаде: 1 — медресе Инже минар, 1260—1265 гг. (по H. Stierlin, 1998); 2 — мавзолей Джанике-ханым в Чуфут-Кале (фото автора); 3 — мавзолей на городище «Конские воды» (по М.В. Ельникову, 2013). использована realnoevremya.ru иллюстрация из книги «История крымских татар»

В Крыму самый ранний мавзолей дюрбе Хаджи Герая во многом сохраняет черты сельджукской архитектуры. Это восьмигранное в плане здание имело сильно выступающий развитый портал со сталактитовыми нишами в боковых стенках. Для сельджукских мавзолеев портал нехарактерен. В качестве сельджукского мавзолея с развитым, выступающим порталом можно, пожалуй, назвать только Али Кафер в Кайсери XIII в., причем здесь портал превращается в закрытый тамбур. Но в других зданиях, имеющих портал, таких как мечети, медресе, караван-сараи, в щековых стенах портала делались ниши с декорировкой ячеистыми сталактитами в верхней части. Такие порталы получили распространение и в Крыму, что хорошо видно на изображении медресе «Узбека» на картине художника М.М. Иванова. Также порталы с боковыми нишами есть в мавзолее Джанике-ханым (рис. 51.2), датировка которого точно не определена. С сельджукской архитектурой дюрбе Хаджи Герая связывает и богатая декорировка внешних поверхностей. Резным декором здесь покрыты не только угловые колонки, но и практически вся внутренняя поверхность портала. Сплошная резьба, покрывающая большие поверхности, достаточно часто встречается в сельджукских памятниках (Дёнер Кюмбет в Кайсери 1275 г., Худавенд Хатун тюрбе в Нигде 1312 г., портал медресе Инче Минаре 1265 г. в Конье, портал Гёк-медресе в Сивасе 1271 г. и др.) (рис. 51.1; 52.1-2). В османской архитектуре такая резьба полностью исчезает, и внешние поверхности зданий становятся гладкими. В Крыму сельджукские традиции сохранялись дольше, чем в Малой Азии, что, в частности, прослеживается в декоративном убранстве мавзолеев.

Рис. 52. Сельджукские башенные и кубические мавзолеи: 1 — Дёнер кюмбет, 1275 г.; 2 — Худавенд Хатун тюрбе, 1312 г.; 3 — тюрбе Караманоглу Алаеддин-бей, XIII в.; 4 — мавзолей в Сивасе, XIII в.; 5 — мавзолей визиря султана Кейкубада в Конье, 1239 г.; 6 — мавзолей Танривермиш в Кайсери, 1188 г.; 7 — мавзолей Ибрагима Теннури в Кайсери, 1485 г.; 8 — мавзолей в Токате, XIII в.; 9 — мавзолей Шах Кутлуг Хатун в Кайсери, 1349 г. использована realnoevremya.ru иллюстрация из книги «История крымских татар»

В настоящее время внешний купол дюрбе Хаджи Герая уплощенно полусферический, с металлическим покрытием. Это результат реставрации, причем реставраторы ориентировались на османские образцы. Однако есть все основания предполагать, что изначально внешний купол был шатровым, так как в этом мавзолее отчетливо просматривается сельджукское влияние, а все сельджукские мавзолеи были перекрыты шатрами. Кроме того, имеется рисунок 1769 г. одного из мавзолеев золотоордынского некрополя городища «Конские воды» на р. Мечетной в Поднепровье. Этот восьмигранный мавзолей имел большой выступающий портал с нишей стрельчатого очертания (рис. 51.3). Фасад портала украшен сельджукской цепью, и фланкирован колоннами, в боковых стенках портала были сделаны ниши. На рисунке отчетливо видно, что здание имело шатровую каменную крышу. Таким образом, эта постройка по архитектонике идентична малоазийским башенным мавзолеям, но имеет портал. Башенные мавзолеи с порталом были распространены в некоторых районах Золотой Орды, например, на Кавказе. Сходство архитектурных форм мавзолея с реки Мечетной и дюрбе Хаджи Герая позволяет считать, что последняя постройка также имела шатровую крышу. Ту же гипотезу можно применить к мавзолею Джанике-ханым в Чуфут-Кале, который имеет идентичную планировку и покрытие которого в виде невысокой черепичной шатровой крыши также является результатом ремонта.

Эски-Дюрбе, датировка которого пока не выяснена, предположительно также можно отнести к раннему периоду Крымского ханства, то есть к концу XV—XVI вв. Основной объем его имеет типичную для османской архитектуры форму: куб переходит в восьмигранник путем простого срезания углов. В то же время с сельджукской архитектурой этот памятник связывают наличие портала, шатровый купол и каменная резьба. Портал Эски-Дюрбе более скромный, ниши в боковых стенках его отсутствуют, но тимпан арки украшен тремя резными розетками. Этот элемент декора не просто встречается, а является стандартным для сельджукской архитектуры. Сельджукский стиль прослеживается и в пояске мелких сталактитов под карнизом, на который опирается арка портала. Подобные карнизы со сталактитами оформляют пяты подпружных арок барабана в церкви монастыря Сурб-Хач, в декоре которого отчетливо присутствуют сельджукские мотивы.

Рис. 53. Османские мавзолеи: 1 — Мустафы Шехзаде в Бурсе, 1553 г.; 2 — Сенаби Ахмет-паша в Анкаре, 1595 г.; 3 — Хайреддина Барбаросса в Стамбуле, 1541 г.; 4 — Махмуд-паша в Стамбуле, XVI в.; 5 — Сулеймана Великолепного в Стамбуле, 1566 г.; 6 — Хюрем-султан в Стамбуле, 1558 г.; 7 — Мехмета в Стамбуле, 1767 г.; 8 — кладбище при мечети Мурадийе в Бурсе, XV в.; 9 — мавзолей при мечети Мурадийе в Манисе, XV в.; 10 — мавзолей султана Ахмета в Стамбуле, 1619 г. использована realnoevremya.ru иллюстрация из книги «История крымских татар»

С сельджукским зодчеством связан также и Малый восьмигранник в Азизе. По своей форме он является точной копией небольших башенных мавзолеев Малой Азии, таких как мавзолей в Сивасе, XIII в., мавзолей визиря султана Кейкубада в Конье, 1239 г. и др. (рис. 52).

Остальные крымские мавзолеи построены в османских традициях (рис. 53). В квадратных в плане мавзолеях присутствует характерный для османского зодчества переход в восьмигранному барабану путем срезания углов (рис.53. 8-9). Несколько не типичен каменный шатровый купол, который перекрывает эти дюрбе, так как в османской архитектуре купола всегда полусферические, но это, вероятно, может свидетельствовать о ранней дате постройки, когда сельджукские традиции еще не были полностью утрачены.

Восьмигранные постройки абсолютно стандартны, экстерьер их предельно лаконичен. Выделяется только мавзолей Диляры-Бикеч, во внешнем облике которого отчетливо ощущается влияние «турецкого барокко».

Не совсем обычны «аркадные» мавзолеи, но их истоки также следует искать в Малой Азии. Примером подобного мавзолея является гробница Эмира Байиндыра 1472 г. в Ахлате (рис. 50.4), стены которой образует аркада, поддерживающая крышу. Еще один вариант аркадной композиции мавзолей Сулеймана Великолепного 1566 г., построенный Синаном в Стамбуле (рис. 53.5). Но здесь колоннада опоясывает закрытый восьмигранный мавзолей.

Авторский коллектив Института истории им. Ш. Марджани
ОбществоИсторияКультура

Новости партнеров