Заведения благочестия: текие и медресе

Из истории крымских татар, династии Гераев и потомков Джучидов

Заведения благочестия: текие и медресе
Фото: Зынджирлы-медресе. Салачик, Бахчисарай/использована realnoevremya.ru иллюстрация из книги «История крымских татар»

Одним из крупнейших государств, наследников Золотой Орды, было Крымское ханство — часть большого этнокультурного пространства на обширном участке Евразии. Ханы из крымской династии Гераев являлись потомками Джучидов, поэтому их представители правили в Казанском и Астраханском ханствах. Институт истории им. Марджани выпустил новое издание пятитомника «История крымских татар». Третий том посвящен одному из ключевых исторических этапов развития этого народа — периоду Крымского ханства (XV—XVIII вв.). Полных и завершенных исследований по крымским татарам до сих пор не было, новая книга татарстанских авторов заполняет некоторые пробелы в истории этого тюркского народа.

Заведения благочестия: текие и медресе

В Крыму существовали и другие учреждения, связанные с религиозным культом. К ним относятся ханака, или текие, которые служили обителями дервишей. Возникновение их связано с распространением суфизма — мистического течения в исламе. Суфизм, возникший уже в VII в., сначала считался еретическим отклонением от ислама, но уже в XI в. был официально признан. Дервишские ордена суфиев имели строгую иерархическую организацию, во главе которой стоял шейх (пир), обладающий неограниченной властью. Члены общины суфиев жили в специально отведенных зданиях и совершали совместные обряды и мистические радения. Поэтому композиционным центром в большинстве текие является большой купольный зал для коллективных ритуалов. Вокруг него группируются молельни, жилище основателя, худжры членов общины, кухня, кладовые. В больших текие часть помещений может быть сгруппирована вокруг частично или полностью перекрытого двора. В отличие от ортодоксального ислама, для суфизма характерен культ святых могил, поэтому ханака (текие) обычно строятся при гробницах, в которых похоронены почитаемые члены суфийского ордена. Часто текие строились как большие благотворительные комплексы, выполнявшие различные функции. В их состав входили отдельно стоящая мечеть, минарет, общественная столовая с кухней, жилые помещения для шейха и его семьи, купольная галерея с худжрами для паломников, общественные источники, сады, водоемы, мазары и кладбище (Стародуб, 1989. с. 276—277). Текие получили распространение в Крыму уже в XIII в. Ибн Баттута, проезжавший через Крым в 1332—33 гг., описывает «скит» шейха Эльхоросани в Солхате. Эвлия Челеби в XVII в. упоминает многочисленные текие в Крыму: девять в Бахчисарае, одно в Азизе, три в Гёзлеве, три в Ак-Месджите; четыре в Карасубазаре, одно в Керчи.

Рис. 39. Текие: 1 — Хан-джами в Карасубазаре (план); 2–3, 6 — Хан-джами, фото 20-х гг.; 4 — михраб мечети Хан-джами; 5 — Карло Боссоли, вид Карасубазара, 1842 г., справа, вероятно, Хан-Джами; 7 — текие в Карасубазарском районе, фото 20-х гг. (по. Б.Н. 3асыпкин, 1927; Мечети.., 2016; Мирас.., т. 3, 2016). использована realnoevremya.ru иллюстрация из книги «История крымских татар»

На основе анализа разнообразных источников Н. Абдульвапов описывает возможное месторасположение мусульманских духовно-религиозных центров, связанных с суфизмом. К ним относится обитель при могиле Гази Мансура (в окрестностях Чуфут-Кале), которая была основана, по преданию, в первой трети XV в. и, вероятно, обновлена ханом Менгли Гераем I и впоследствии получила значительную материальную поддержку со стороны последнего крымского хана Шагин Герая. Просуществовала она вплоть до 1930-х гг. Еще одна обитель находилась в Азизе, на территории древнего кладбища средневекового городища Эски-Юрт, в окружении ряда мавзолеев крымской знати. Она была построена (или обновлена) предположительно в середине XVII в. ханом Мехмед Гераем IV (1641—44, 1654—66) и принадлежала братству «вращающихся дервишей» мевлеви. В 1914 г. для нее было отстроено новое здание, которое одновременно стало исполнять функции и мечети. Просуществовала обитель-мечеть до 1950-х гг., когда была разрушена и на ее месте возник городской базар. Также религиозными центрами Н. Абдульвапов считает селения Колеч-Мечеть, Шейх-Кой и две обители при могилах Чобан Ата и Кемаль Ата в Старом Крыму.

Несмотря на обилие исторических сведений о текие в Крыму, дать развернутый анализ их архитектуры невозможно, так как они не дошли до наших дней. Б.Н. Засыпкин описывает еще существовавшее в то время Текие-Хан-Джами в Карасубазаре. Со ссылкой на У.А. Боданинского он приводит дату постройки обители — 1727 г. (правление Менгли Герая II). Считается, что оно построено шейхами, выходцами из Конии. Как большинство текие, обитель в Карасубазаре состояла из комплекса построек, но к 20 гг. XX в. сохранилось только главное здание обители (рис. 39.1-6). Здание было прямоугольным в плане (рис. 39.1) размерами примерно 23х13,7 м. Стены его были сложены из бутового камня на глиняном растворе с примесью песка и соломы и оштукатурены. Крыша покрыта черепицей. Вход в здание находился с северной стороны. Перед дверью было сооружено двойное крыльцо с площадкой, перекрытое односкатной крышей, которую поддерживали четыре деревянные колонны.

Внутреннее пространство здания разделено на две неравные части. С северной, меньшей части находились три помещения: кухня с камином и коридор, ведущий к минарету, с западной стороны и служебное помещение с восточной. Проход в южной стене вел в помещение мечети размерами 8,1х14,5 м, перекрытое деревянным потолком, в центре которого был сделан резной деревянный плафон. В южной стене напротив входа находился михраб (рис. 39.4), низ которого выложен майоликовыми плитками с изображением цветочного орнамента. Б.Н. Засыпкин приводит его подробное описание: «...михраб представляет собой почти точную аналогию михрабу мечети Шор-Джами и представляет из себя семигранную нишу, увенчанную полусводом из семи основных рядов разных рельефных арабесок, но только не сталактитов. По углам ниши две тонкие витые ¾ колонки с простыми коническими капителями. Гладь стены и тимпана ограничена прямоугольной рамой. В тимпане размещены пять плоских розеток, две из них рельефные. Весь михраб утерял архитектурное взаимоотношение своих частей, и его декоративность подчеркивается росписью и применением расписных плиток». С западной и восточной сторон молельного зала мечети находились боковые нефы, которые имели два этажа. В первом этаже находились худжры (кельи), по восемь с каждой стороны. Они соединялись с залом маленькими дверками и освещались небольшими окнами в виде бойниц, которые закрывались снаружи ставнями. На втором этаже находились галереи с обращенными к мечети окнами, закрытыми деревянными решетками (кафесами).

Рис. 40. Текие в Евпатории: 1 — план 1926 г. Б.Н. 3асыпкина (ГНИМА Арх. 1697, по Мирас.., 2016); 2 — план мечети и текие (по В.А. Кутайсов, Кутайсова, 2007); 3 — текие и мечеть, вид с севера; 4 — вид с юго-востока; 5 — юго-западный угол купольного зала, рис. У. Боданинского, 1925 г. (по В.А. Кутайсов, Кутайсова, 2007); 6 — северо-восточный угол купольного помещения; 7 — юго-восточный угол; 8 — южная стена (фото 2019 г.). использована realnoevremya.ru иллюстрация из книги «История крымских татар»

К западной стене мечети был пристроен минарет стандартной формы. Отличительной особенностью его является наличие двух шерефе (рис. 39.3). Б.Н. Засыпкин относит постройку здания текие к началу XVIII в. В 20-е гг. XX в. существовало текие в Карасубазарском районе (рис. 39.7). Структура его не ясна, на фотографии видно только, что оно состояло из нескольких пристроенных друг к другу зданий, одно из которых являлось мечетью с минаретом.

Достаточно известно текие в Азизе, построенное по указанию крымского хана Мухаммеда Герая в XVI в. (Свод, 2016а, с. 158). Здание его мечети было перестроено в начале XX в., и от старого текие остался только минарет в виде мимбара (рис. 38.3,4).

Единственный дошедший до наших дней комплекс текие — это текие «Шукурла-эфенди» в Евпатории. Комплекс состоит из мечети с минаретом, здания обители дервишей (рис. 40.2, 3) и примыкавшего к ним здания кофейни. Как показали археологические раскопки, в конце XVII начале XVIII вв. была возведена мечеть с минаретом. Затем при Шагин Герае (1777—1783 гг.) построена обитель, а обветшавшая мечеть отстроена заново. В конце XIX в. в комплекс включена кофейня.

Здание дервишской обители представляет собой квадратную в плане (со скошенными углами) постройку, ступенчато сужающуюся кверху. Конструктивно здание можно разделить на две части. По данным раскопок, первоначально было возведено квадратное (11,85х11,8) в плане здание, перекрытое куполом. С наружной стороны четверик его нижней части путем двойного среза углов с наружной стороны переходит в восьмиугольник, перекрытый шатровой крышей с черепичным покрытием. Стены здания толщиной 1,2 м сложены из блоков тщательно отесанного известняка. Снаружи центральную часть по периметру опоясывает невысокая пристройка, в которой расположены кельи. Внешние стены келий толщиной 0,6—0,65 м двухпанцирные, сложенные из разнокалиберного бута на глине. Пристройку перекрывает черепичная крыша, которая имеет небольшой скат к внешнему краю. Общие размеры здания составляют 17,5х17,26 м.

Главный вход в здание находится в центре западной стены. Проем перекрыт с внешней стороны стрельчатой, а с внутренней полуциркульной арками. Он вел в центральное помещение размерами 9,26х9,33 м, которое перекрыто сферическим куполом диаметром 9 м. Купол опирается на четыре паруса и четыре подпружные псевдоарки, оформленные в виде полуциркульных ниш в боковых стенах. Щелыга купола находится на высоте 9,5 м от уровня пола. К замковому камню купола крепится канат люстры, освещающей зал. В верхней части парусов вмонтированы керамические сосуды, исполняющие роль голосников. Стены и поверхность купола покрыты штукатуркой. В каждой из четырех стен устроено по два окна стрельчатого абриса. На карандашном рисунке У. Боданинского, выполненном в 1925 г. (рис. 40.5), видно, что вдоль стен зала проходила балюстрада, имевшая разрыв напротив входа. Под куполом была подвешена шестиугольная люстра, на которую устанавливали свечи. Кроме того, исследования показали, что по периметру стен был сделан деревянный балкон, от которого остались гнезда балок, но, судя по рисунку, в 20-е гг. его уже не было.

Рис. 41. Медресе: 1 — Орта-медресе; 2 — Улаклы и 3ынджирлы, планы; 3 — 3ынджирлы, вход; 4 — 3ынджирлы фасад; 5–8 — 3ынджирлы, интерьеры, фото 20-х гг. (по Мирас.., т. 1, 2016) использована realnoevremya.ru иллюстрация из книги «История крымских татар»

По периметру зала находится 19 дверных проемов, ведущих в кельи: по пять в северной, восточной и южной, и четыре в западной, так как пятый проем является входным. Все проемы имеют стрельчатое очертание, верхнее арочное завершение их немного заглублено в плоскость стены. На рисунке У. Боданинского видно, что проемы закрывались деревянными дверьми.

По планировке кельи делятся на три типа. Вдоль стен располагались небольшие прямоугольные в плане камеры размерами 2,12—2,2х1,1 м и высотой 1,7—2,0 м. Все кельи перекрыты полуциркульными сводами, напротив входа в стенах сделаны маленькие световые окна в виде амбразур, в сводах устроены вентиляционные окна, накрытые черепицей. Полы были глинобитными и находились по уровню несколько ниже, чем в зале и проходах, ведущих из него. В углах находились двойные спаренные кельи, которые также соединялись с центральным залом. Они состояли из небольшого тамбура, соединенного с пятиугольным помещением кельи дверным проемом размерами 1,3х0,6 м. Кельи были перекрыты сложными сводами и также имели световые и вентиляционные окна. В северо-западном углу находилась «келья шейха». Она состоит из помещения первого типа, которое соединено с большим пятиугольным помещением площадью около 7 кв. м. Эта комната разделена на две части полуциркульной аркой и имеет два арочных проема, которые соединяют ее с двором и центральным залом. В западной стене здесь помимо обычного светового окна сделано относительно большое прямоугольное окно. В этой келье был также устроен камин, заглубленный в стену.

Таким образом, два известных нам здания текие в Крыму имеют разные планировку и структуру. В Карасубазаре это прямоугольная в плане мечеть с плоским перекрытием, и кельи дервишей находятся в боковых нефах мечети и соединяются непосредственно с ней. В Гёзлеве здание текие центрическое, купольное. Кельи группируются вокруг квадратного зала для проведения ритуалов, а мечеть находится в соседнем здании. По планировке текие Карасубазара напоминает медресе Али Паша в Диярбакыре XIII в. и ханака (текие) в Баяликёе раннеосманского времени (рис. 43.1-2). Центрическое здание текие Шукурла-эфенди близко по планировке купольным медресе Малой Азии (рис. 43.3-5).

Рис. 42. Медресе 3ынджирлы, современный вид: 1 — фасад; 2 — вид сбоку; 3–7 — интерьеры (фото автора, 2019 г.). использована realnoevremya.ru иллюстрация из книги «История крымских татар»

Учреждениями, связанными с мусульманской религией, являются также медресе — высшие учебные заведения, в которых преподавали богословие (Коран и хадисы) и право (фикх). Часто наряду с этими предметами велось преподавание математики, риторики, языкознания, медицины. Медресе служили для подготовки не только духовных лиц, но и различных чиновников, в которых нуждалось государство. В Крыму эти учебные заведения были во всех крупных городах. Э. Челеби упоминает о них при описании Инкермана, Салачика, Бахчисарая, Азиза, Керчи и Качи. В Гёзлеве и Ак-Месджите было по два медресе, а в Карасубазаре целых пять. В 20-е гг. XX в., когда началось активное изучение культуры Крымского ханства, большая часть этих построек была уже утрачена.

В Бахчисарае находился комплекс Орта-медресе (рис. 41.1), который был построен в XVII в. и включал в себя медресе, мечеть, дюрбе и постоялый двор (хан). Здание медресе было перестроено в начале XX в., поэтому планировка первоначальной постройки не известна.

В архивах хранится чертеж медресе в деревне Улаклы, выполненный архитекторами группы Б.Н. Засыпкина (рис. 41.2). Это прямоугольное в плане здание размерами 18х21 м. К восточной, северной и западной стенам примыкали небольшие прямоугольные в плане комнаты, в которых, вероятно, находились худжры и помещения для занятий. Центральную часть здания занимало большое помещение, которое было полностью или частично открытым. О том, что здесь было много света, свидетельствует тот факт, что во всех комнатах, расположенных по периметру, имелись окна, выходящие не только на улицу, но и в центральный зал. Учитывая небольшие размеры здания и относительно холодный климат Крыма, можно предположить, что зал имел крышу, но в ней был сделан световой фонарь.

Единственное сохранившееся здание медресе эпохи Крымского ханства находится в Салачике. Оно было воздвигнуто в начале XVI в. при Менгли Герае. Основанием для датировки является вмонтированная над входом плита с тарихом, на котором указано имя хана и 1500—1501 гг. Название его переводится как «медресе с цепью», так как в дверном проеме висит цепь для того, чтобы каждый входящий в храм науки склонял голову. Здание одноэтажное, прямоугольное в плане (рис. 41.2). Размеры его 27 м с севера на юг и 25 м с востока на запад, общая площадь 675 кв. м. Стены сложены из обработанных каменных блоков, крыша была крыта черепицей. Главный южный фасад глухой, с входом посредине (рис. 41.3-4). Внутрь помещения ведут ступени, так как пол его находится на 1,2 м ниже уровня земли.

Рис. 43. Текие и медресе Малой Азии: 1 — текие в Баяликёе; 2 — медресе Али Паша в Дьярбакре; 3 — медресе Юсуфа бен Якуба; 4 — Каратай-медресе в Конье; 5 — Чукур-медресе в Токате; 6 — Хатуние в Карамане (по R. Hillenbrand, 1994; Е.И. Кононенко, 2017а). использована realnoevremya.ru иллюстрация из книги «История крымских татар»

Внутри вдоль восточной, северной и западной стен располагаются прямоугольные в плане комнаты. Все они соединяются с центральной частью здания. Комнаты перекрыты циркульными сводами и освещаются при помощи больших окон во внешних стенах. Отапливались они каминами. Небольшие помещения вдоль меридиональных стен могли быть худжрами учеников, в большей по размерам северо-восточной комнате мог помещаться наставник. Комнаты вдоль северной стены, которые также имеют большие размеры, возможно, использовались для занятий. В середине здания находится открытый дворик, в центре которого был сделан фонтан. Дворик окружен галереей, перекрытой десятью небольшими куполами на парусах. Купола поддерживают подпружные арки стрельчатого очертания, перекинутые от стен к массивным квадратным колоннам и между колоннами (рис. 41.5-8). Так как зимой в Крыму бывает достаточно холодно, можно предположить, что в древности дворик не был открытым. Скорее всего, его перекрывал световой фонарь. В 2003—2008 гг. была произведена полная реставрация здания (рис. 42).

Медресе Зынджирлы не находит прямых аналогий среди турецких памятников. В Малой Азии известны различные типы планировки подобных заведений. Так, медресе Сырчалы в Конье, Гёк-медресе в Токате и медресе мечети Хунад Хатун в Кайсери XIII в. имеют два айвана, один из которых является входным, а другой исполняет функции мечети. В областях, связанных с Ираном, господствует четырехайванная планировка: ряд худжр, опоясывающих внутренний двор, прерывается в середине айванами, которые имеют обычно сводчатое перекрытие. Перед худжрами расположены аркады на прямоугольных пилонах или колоннах круглого сечения, а в центре двора фонтан. Такова в общих чертах планировка Чифте Минаре в Эрзеруме, Гёк-медресе и медресе Музаффара Бюрюджие в Сивасе XIII в. В некоторых постройках внутренний двор перекрыт куполом. К ним относятся медресе Бююк Каратай и Индже Минаре в Конье XIII в. В османской Турции медресе стали строиться при больших мечетях или вокруг мечетей. Это были огромные многофункциональные комплексы с большой общей площадью.

Зынджирлы обычно сравнивают с дворовыми медресе Малой Азии. Но в нем нет обширного двора с айванами и сводчатыми галереями. Здесь комнаты пристроены только к трем стенам, а центральная часть разбита колоннами на 12 квадратных ячеек, 10 из которых перекрыты куполами. В результате площадь двора сводится всего к двум ячейкам. Среди дворовых медресе по планировке к нему ближе всего медресе Хатуние в Карамане 1382 г., у которого двор очень небольшой (рис. 43.6). Принципиальная разница заключается в том, что в Хатуние худжры перекрыты куполами, а ячейки галереи — стрельчатыми сводами. В Зынджирлы, напротив, худжры имеют сводчатое перекрытие, а секции галереи купольное. Планировка Улаклы еще более простая. Ее можно сравнить с медресе Али Паша в Дьярбакре (рис. 43.2), но тут также есть некоторые различия.

Авторский коллектив Института истории им. Ш. Марджани

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ОбществоИсторияКультура

Новости партнеров