Импортозамещение в литературе
Главный редактор «Альпины. Прозы» Татьяна Соловьева — о «детях 90-х», новых голосах русскоязычной прозы
Последние полтора года книжный рынок, да и не только, сильно штормит. Об этом литературный обозреватель «Реального времени» Екатерина Петрова еще летом разговаривала с главным редактором и генеральным директором издательства «Альпина нон-фикшн» Павлом Подкосовым и генеральным директором издательства МИФ Дмитрием Утробиным. Но это были беседы о книжной индустрии как о бизнесе. А что же происходит с его творческой частью? В выпуске «Книжная полка» Екатерина Петрова поговорила с главным редактором издательства «Альпина. Проза» Татьяной Соловьевой о том, что сейчас происходит в современной русскоязычной литературе, что она собой представляет и куда идет.
Если книжную индустрию штормить начало полтора года назад, то в русскоязычной литературе изменения начались гораздо раньше. Еще лет пять назад звездами русскоязычной литературы были авторы, которые начали писательскую карьеру в 90-х. Они конкурировали не только друг с другом, но и в целом со всей мировой литературой, которая в тот период начала активно переводиться и издаваться в России. Так сформировался довольно большой и активный пласт современных русскоязычных авторов, которым сейчас 50+. Как показывают многочисленные опросы, современные активные читатели — это люди в основном до 35 лет. Между ними и авторами — огромный поколенческий разрыв. Поэтому рано или поздно должен был появиться голос нового поколения.
«Это связано еще и с тем, что в той же зарубежной литературе голос новых тридцатилетних звучал довольно отчетливо. Поэтому большое количество молодых людей задумались: а у нас-то что? Поколение миллениалов, которое активно осмысляется в Европе, у нас совершенно другое. Наши 90-е были не такими, как в Европе: резкий экономический и политический сломы. Российские миллениалы — это люди, которые родились в беспокойные и неспокойные 90-е. Но и издатели поняли, что нужны новые формы высказывания и нужен выход на новую аудиторию, которая хочет читать. Новые голоса зазвучали, и оказалось, что их много», — говорит главный редактор издательства «Альпина. Проза» Татьяна Соловьева.
Произведения современных авторов разных поколений сильно отличаются во взглядах на темы, которые они поднимают. Писатели, чья юность пришлась на 90-е, в своих книгах осмысляли то, что происходило в 1980-х годах и начале 90-х, но до активного политического и социального слома. На 90-е они смотрели с позиций взрослых людей, хотя и очень молодых. Современные тридцатилетние авторы — это люди, которые родились в 90-е или были настолько маленькими, что еще не могли осознавать происходящих событий. Для них нет политики в том десятилетии. У них есть только детские воспоминания о внешних катаклизмах. Их активный период начинается с «сытых нулевых». Именно от «детей 90-х» литературный мир ждет новых высказываний и новых форм.
«Резкий социальный слом между 90-ми и 2000-ми они чувствуют без этических оценок, а нутром. И это отражается в их прозе», — отмечает Татьяна Соловьева.
Одним из драйверов роста количества молодых русскоязычных авторов стали писательские курсы и онлайн-школы. Активно они «выстрелили» в пандемию и до сих пор продолжают набирать обороты. Для многих начинающих писателей эти курсы дали не только профессиональный инструментарий, но и поддержку, помогли поверить в себя и начать писать.
Второй причиной бума на русскоязычных авторов стали санкции. Сложности с покупкой прав на издание книг американских, британских и скандинавских авторов заставили издательства посмотреть в сторону «отечественного производителя».
«Как бы ни противно звучало слово «импортозамещение», здесь в нем нет никакой плохой коннотации. Мы начали искать новые голоса в России. Это надежнее с точки зрения возможности заплатить автору за его текст. Любая проблема — это еще и вызов. Это окно возможностей. Даже если оно очень узкое. Но нужно его найти и попробовать использовать, иначе не будет никакого развития», — рассказывает Татьяна Соловьева.
В выпуске «Книжная полка» главный редактор издательства «Альпина. Проза» дала несколько советов о том, как не потеряться во всем разнообразии современной русскоязычной литературы.
«Нельзя ориентироваться на цену книги. Потому что у нас, в сфере культуры, есть принцип унификации цен. Полиграфически одинаковые книги будут стоить примерно одинаково. Нельзя сказать, что книжка за 800 р. понравится больше, чем книжка за 600 р.», — говорит Соловьева.
Для начала Татьяна предлагает каждому читателю определить для себя перечень жанров, которые нравятся. К примеру, если вы любите романтическое фэнтези, истории про попаданцев или фанфики, то существует огромное количество интернет-площадок, где можно прочитать такую литературу. Но если читателю интересна литература (в разных жанрах), которая прошла экспертную оценку, то Татьяна Соловьева дала три совета.
- Короткие и длинные списки крупных литературных премий. Среди них наиболее значимые — «Ясная Поляна», «Большая книга», «Новые горизонты», «Премия Андрея Белого». Это выжимка лучших книг, которые вышли за последний год.
- Рекомендательная критика. На книги из списков премий можно прочитать отзывы у литературных критиков и блогеров, чтобы понять, о чем примерно произведение. А затем соотнести со своими литературными вкусами. А также можно подписаться на блоги тех экспертов, с кем совпадают книжные пристрастия, и отталкиваться от их рекомендаций.
- Специализированные издательства. Если вы прочитали несколько книг одного издательства и они вам понравились, то вы можете следить за его новинками. Обычно издательство старается отбирать рукописи и авторов, которые попадают под критерии редакции. Поэтому есть большая вероятность, что книга молодого и неизвестного писателя вам понравится.
Кроме этого, в выпуске «Книжная полка» Татьяна Соловьева рассказывала про популярный литературный жанр автофикшен, а также пояснила, почему сейчас принято говорить «русскоязычная литература», а не «русская».
Екатерина Петрова — литературный обозреватель интернет-газеты «Реальное время», автор telegram-канала «Булочки с маком» и основательница первого книжного онлайн-клуба по подписке «Макулатура».
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.