«Динамо-Ак Барс» — самый титулованный клуб Казани
Сегодня в казанском Центре хоккея на траве завершится чемпионат страны со вполне ожидаемым исходом. Эксперты уверены, что чемпионом в 21-й раз в своей истории станет казанская команда «Динамо-Ак Барс». Спортивная редакция «Реального времени» рассказывает о первых годах становления команды, без которой сейчас не было бы самого титулованного клуба республики.
Нынешнее золото блестит благодаря фундаменту, заложенному в 80-е
У казанского хоккея на траве непрерывная история, начиная с 1980 года. Что любопытно, есть свои ветераны такие, как бывший голкипер Олег Елхов, экс-тренер Сергей Чернов, либо наш нынешний собеседник Игорь Павелкин, которые знают про любимую команду все, и даже больше. Чернов даже посвятил команде небольшую книгу, Елхов собрал виртуальный справочный музей, а Павелкин был среди авторов документального исторического фильма, куда, что логично, включил и историю создания в республике женского хоккея на траве. Павелкин наш бывший коллега, много лет работавший в телекомпании «Эфир», совмещая это с игрой и тренировками в хоккее на траве, то есть, по сути, будучи полупрофессионалом. Это всегда так умиляло болельщиков футбола, когда в советские времена наши команды играли матчи еврокубков с представителями Скандинавии, Исландии, Норвегии, Финляндии или Швеции, а уже в российские — пересекались с командами малых стран Европы, как то Андорры, Лихтенштейна, Люксембурга, Сан Марино. Там сама жизнь вынуждала спортсменов совмещать любимый вид спорта с основной или параллельной работой, поскольку ощущалась нехватка населения, а у нас в стране это диктовали «суровые законы рынка».
Что любопытно, автор очерка пересекался с интервьюером на мини-футбольных площадках, когда игрались товарищеские матчи между командами СМИ. И даже однажды в официальном чемпионате Казани по мини-футболу 1997 года, защищая ворота команды одного из казанских банков и конкурируя с командой «Эфира», заявившегося тогда на старт. Кстати, наш матч тогда завершился вничью, кажется — 7:7, но даже победа одной или другой команды не помешала бы состоявшемуся общению, поскольку, если два архивариуса начинают общение на исторически темы, то «пусть весь мир подождет». Проведение Олимпиады в Москве привело к тому, что спортивные общества по всей стране начали открывать команды по игровым видам спорта, объяснил Игорь Павелкин в год создания в Казани команды «Буревестник» в 1980 году, на базе КХТИ, ныне КНИТУ-КХТИ.
Учились играть, перенимая опыт девушек
Тут надо пояснить, что первые потуги по созданию советского хоккея на траве предпринимались в 50-е годы на базе футбола, а в 70-е годы был создан чемпионат СССР на базе команд по хоккею с мячом. Причем сам факт того, что два хоккея — ледовый и травяной в корне отличались друг от друга правилами, инвентарем, даже анатомией, поскольку на льду скользят, по траве бегают, задействуя разные группы мышц, мало кого интересовал. Поскольку ледовый хоккей можно было задействовать только пять (максимум шесть) месяцев в году, играя на естественном льду футбольных стадионов, то травяной хоккей помогал представителям бенди продлить сезон. Ранее, кстати, это было прерогативой футбола и хоккея с шайбой, появление хоккея на траве сократило совместителей бенди и футбола до минимума, в конечном итоге сведя их на нет. Зато появление травяного хоккея помогало части бендистов, выбравших новый вид спорта, расширять географию. Норвегия, Финляндия, Швеция, плюс СССР, этакая бендийная «Ориджинал Фор» (по аналогии с «оригинальной шестеркой» команд НХЛ), успело приесться за три десятка лет, пока к четверке команд не присоединилась сборная США. И то, как вспоминал ныне покойный Александр Теняков, экс-наставник хоккейной «Ракеты», произошло это прибавление за счет того, что на высшем уровне договаривались Михаил Горбачев и Рональд Рейган, развивая в СССР бейсбол, а в Америке «русский хоккей». В плане географии у хоккея на траве проблем никогда не было, его развивали на всех пяти континентах Земного шара, как и в плане историчности. На Олимпиадах соревнования стали проводиться с 1912 года, уступая в этом плане только водному поло и футболу, правда, в плане равноправия полов травяной хоккей отстал от баскетбола, волейбола, гандбола, будучи включенным в олимпийскую программы только в 1980 году. Зато опередили женский футбол (дебют на ОИ в 1996 году) и женское водное поло (дебют в 2000-м).
Но Казань, согласно истории и воспоминаниям Павелкина, стала одним из немногих регионов СССР, где создание женской команды ТТУ, позже переименованной в «Спартак», плюс «Буревестник», опередило мужской «Буревестник», просуществовавший таким образом 6 лет, с 1980 по 1986 годы. Что любопытно, в Казани отказались от практики создания команды по травяному хоккею на базе ледового, не обеспокоив тем самым коллег из команды «Ракета», выступавшей на уровне первой лиги, хотя такой легендарный голкипер, как Леонард Мухамедзянов, совмещал два вида спорта. Уроженец Бугульмы защищал ворота казанского «Спартака», затем «Ракеты», после чего служил в армии, будучи игроком свердловского СКА, а демобилизовался в ульяновскую «Волгу». Он освоил вместе с партнерами по команде травяной хоккей, выигрывая дважды чемпионство страны на траве и однажды чемпионство мира на льду. Это помимо других достижений.
Первый тренер хоккейной команды был баскетболистом
Зная это, казанским энтузиастам следовало бы обратиться к земляку, чтобы помог чем мог в освоении новой игры, но... Никто же не знал. И даже имея в земляках такого человека, как Насых Абдулхаков, футбольный судья быстро освоил новый вид спорта, и, по воспоминаниям ветеранов, даже судил матчи казанской Олимпиады, чему, увы, нет документальных свидетельств, первопроходцы казанского хоккея на траве осваивали его методом проб и ошибок. И общения с коллегами из женского хоккея, которые вышли на уровень первой лиги чуть ранее. Объективности ради, им было легче, поскольку женского хоккея с мячом на тот момент не было уже пару десятков лет, и ведущие команды страны набирали игроков с бору по сосенке, из разных видов спорта. Знаменитая в ту пору «Андижанка» из Андижана и вовсе была создана на базе секции по гандболу, когда Мирон (Мириман) Ким решил сам и переориентировал своих воспитанниц на занятия новым игровым видом спорта.
Что касается мужской команды Казани, то первым ее наставником стал Владимир Стариков, по своей спортивной специализации бывший баскетболистом. Казанскому баскетболу, кстати, огромное спасибо, что подготовил для спорта республики такого великого тренера, как Владимир Житлов, оставившего блистательный след в советском фехтовании, за Старикова, за то, что не бросил хоккей на траве. А один из создателей баскетбольного «УНИКСа» Александр Щербаков предоставил базу для занятий травяным хоккеистам.
Правда, мужская команда вскоре покинула и вуз и общество «Буревестник», с 1987 по 1991 годы, перейдя под крыло порохового завода и назвавшись «Лучом», о чем напомнил Павелкин.
— К распаду Советского Союза в 1991 году, мы вышли в чемпионат первой лиги, где команды считались профессиональными, или, как было принято называть их во времена Союза, «команды мастеров», — вспоминал Павелкин. И для них требовалось целевое финансирование.
Турнир в Англии с командами мусульманской общины
Развал Союза, развал предприятий оборонной промышленности и приближение порохового завода к состоянию банкротства — это звенья одной цепи. И эта «цепь», как удавка, могла бы придушить казанский хоккей, как это собственно произошло в Москве со знаменитыми «Филями» («Реальное время» писало ранее материал о том, как прекратила существование команда, которую можно называть «молочным братом» футбольного «Рубина»), командами Куйбышева, которых после развала Союза на какое-то время стало две, вместо одного «Подшипника», существовавшего ранее, а вскоре не осталось ни одной. Упомянутый Ульяновск, Ленинград, который также поначалу имел две команды — «Красная Заря» и «Волна», затем одну, сейчас ни одной. Новосибирск, Ярославль, Дзержинск, Нижегородской области, чья команда под названием «Уран» выступала и в хоккее с мячом и в хоккее на траве, но атомная промышленность «умирала» параллельно с оборонкой, погребая под своими останками оба «Урана», дмитровоградский «Нейтрон» из хоккея с мячом. Но бенди было легче выжить, поскольку «русский хоккей» развивался преимущественно в РСФСР, и команды Белоруссии, Латвии, Украины, Эстонии спокойно «отмирали» еще во времена СССР, оставив только казахстанское бенди. А травяной хоккей был «интернациональным» видом спорта, более того, на начальном этапе создания чемпионатов России, у нас даже играли «Бюзмеин» из Туркменистана и осколки легендарного алма-атинского «Динамо». Но в целом хоккей на траве 90-х — это смесь мультипликационного «Щелкунчика» или «Титаника». Тут и там команды исчезали, как мультяшные крысята, нюхнувшие яду, или пассажиры «Титаника», уходящие под воду. Востребованные игроки разъезжались за границу, заменить их было некем.
И тут оказалось, что «голь на выдумку хитра» — это не только поговорка, а «не жили хорошо, нечего и начинать» — это рецепт выживания, который не хуже, чем лекции об успехе от инфоцыган. Если наши куда более успешные соседи в одночасье потеряли своих лидеров, бывших востребованными за рубежом, то Казани, находившейся между второй и первой лигой чемпионата СССР, некого было терять. Наоборот, где-то мы даже приобрели, как детского наставника из Узбекистана Тимура Мирасова, его земляков Игоря Мулладжанова и Тимура Шацкого, а затем и армянского наставника Араика Маргаряна. С развалом СССР для хоккеистов Казани мало что изменилось, поскольку они и ранее ничего особенного не имели в плане инфраструктуры, играя в хоккей на «траве», вместо которой выступало резиновое покрытие запасного поля Центрального стадиона. Которое, кстати, сами же перестилали, готовя к сезону или домашним матчам. Тут мы напоминаем о казанском любительском мини-футболе, который делил с командой мастеров по травяному хоккею «резинку», проводя на ней матчи чемпионатов и Кубков Казани по «миньке», ломая руки и ноги игроков, когда они попадали в дыры между разъезжавшимися в разные стороны резиновыми ковриками. Но все-таки разница между любителями и профессионалами была.
— В 1993 году мы поехали в Англию для проведения международных товарищеских игр с командами местных мусульманских общин, в которых было порядка трех миллионов человек — снова погружаемся мы в воспоминания Павелкина. Игры состоялись в Лондоне, Кентербери, Гилленгеме.
Это была одна из первых международных поездок спортивной команды Татарстана, возможно, только ватерполисты «Синтеза» опередили травяных хоккеистов, начав выезжать еще в ГДР, в город Плауэн, затем уже в объединенную Германию, в город-побратим Казани Брауншвейг. Но у ватерполистов всегда был надежный спонсор — предприятие «Казаньоргсинтез», который воспользовался изменениями в трудовом законодательстве, позволявшем предприятиям оставлять часть валютной выручки у себя, и тратить по собственному разумению. А хоккеистам в поездке помогали предприятие «Казанькомпрессормаш» и завод «Газоаппарат», а из частных лиц поэт и журналист Равиль Бухараев, живший и работавший в Англии и бывший членом той самой мусульманской общины. Таких поездок было две в Англию, одна в Татарстане, с играми в Казани и Зеленодольске.
Медали в спортобществе «Динамо»
И уже в середине девяностых, в 1994 году, казанский хоккей добрался до Ирана, города Тебриза, где проводился международный турнир, посвященный 15-летию Исламской революции, и среди участников были национальные сборные Ирана, национальной общины азербайджанцев Ирана, плюс сборные Азербайджана, Армении, Грузии, Узбекистана и Татарстана, единственной в этом списке команды из региона России, а не национальной сборной.
Проиграли в группе Армении, азербайджанской общине Ирана и в матче 3-е место национальной сборной Ирана. А годами ранее в подобном турнире принимала участие сборная Армении под руководством нынешнего наставника «Динамо-Ак Барс» Араика Маргаряна.
Последняя параллель с коллегами из других игровых командных видов спорта опять напоминает о баскетболе. Если «Баскет-Холл» был возведен в 2003 году, будучи целиком и полностью обязан фактом начала строительства нынешнему президенту клуба Евгению Богачеву, то Центр хоккея на траве — это второе и последнее капитальное строительство Татарстана в его доуниверсиадскую эпоху, когда спортивные объекты стали появляться как грибы после дождя. Куратор команды Асгат Сафаров, руководитель физкультурно-спортивного общества «Динамо», которое взяло под крыло хоккейную команду с 2000 года, не ограничилось тем, что предоставило ей базу на многофункциональном стадионе «Динамо», а пробило строительство специализированного центра, в ответ на победы команды в национальном чемпионате, поставленные в буквальном смысле на поток. Тут Игорь Павелкин отметил не только руководство динамовского спортивного общества, но и персонально известного казанского гребца-академика, титулованного ветерана динамовского спортобщества Александра Плюшкина, послужившего в некоторой степени лоббистом интересов травяного хоккея Казани.
Спортивная редакция «Реального времени» поздравляет хоккеистов «Динамо-Ак Барс» с 21-м чемпионством, имея возможность часть коллектива называть одноклубниками, поскольку уже 4 года подряд мы вместе защищаем цвета сборной СМИ Татарстана на импровизированном турнире по хоккею на льду в валенках. Именно мастера травяного хоккея стабильно усиливают сборную журналистов, дважды вице-чемпионов этого турнира, достойно противостоящих сборной «Динамо РТ».
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.