Но я другому отдана, я буду век ему верна

Оперный театр представил балет об архимандрите-синологе

Но я другому отдана, я буду век ему верна
Фото: предоставлено realnoevremya.ru пресс-службой Министерства культуры РТ

Театр оперы и балета представил премьеру балета «Иакинф», основанную на сюжетах из жизни архимандрита Русской православной церкви и одного из основоположников русской синологии, отца Иакинфа (Никиты) Бичурина. Это второй опыт композитора Резеды Ахияровой и поэта Рената Хариса после «Золотой Орды» 2013 года в хореографическом искусстве, в ходе которого им пришлось решать множество вопросов, часть которых осталась открытыми.

Кто такой Иакинф?

У Бичурина — чувашские и русские корни, он родился в Чебоксарском уезде в 1777 году. Известен он тем, что долгое время жил в Китае, где профессионально овладел языком и письменностью, став первым признанным в Европе российским китаеведом.

В Чувашском драматическом театре идет спектакль «Эп сÿннĕ чух — эс çун!» («Угаснет свет во мне, а ты гори!») Михаила Сунтала. В нем Бичурин становится монахом после смерти любимой девушки, сожительствует с беглой девушкой, ссылается в Тобольск, работает в Китае, ссылается в Валаамский монастырь, а в Петербурге общается с Пушкиным.

Постановка приурочена к 300-летию Казанской духовной семинарии, в которой Бичурин учился. Возможно, потому в либретто Рената Хариса все прямолинейнее. И в буклете, к примеру, его сибирский этап жизни не описан.

Балет начинается с городской суеты, в которой можно увидеть представителей двух национальностей, в том числе мулл. Двое из толпы — Никита Бичурин и его двоюродный брат Александр (Вагнер Карвальо). Они идут в парк, где встречают Татьяну (Аманду Гомес) и ее подругу Наталью (Александра Елагина). Им обоим нравится Татьяна, но девушка выбирает Александра. Никита становится монахом, в келье его пытается вернуть к мирской жизни Наталья, а потом его отправляют в Китай. Здесь он наблюдает сцены празднования Нового года, а потом продает оклад иконы и крест, чтобы купить необходимые ему китайские материалы, поскольку деньги у него украл дьяк. Он изучат философию Востока (через танцы иероглифов и бойцов), но потом его обвиняют во всех смертных грехах и ссылают на Валаам, где барон фон Канштадт (Артем Белов) изучает его рукописи. После на петербургском балу он представляет публике Бичурина, тот вновь встречает Татьяну, но вскоре уходит, после чего мы видим, как его душа возносится на небеса.

Версия чувашского театра ближе к действительности. Хотя объяснение пострижения неудачной любовью чаще упоминается историками. Но известно, к примеру, что в Петербурге Иакинф вел вполне себе светский образ к жизни.

«Я написал универсальный синопсис либретто, который мог стать и оперой, и балетом, и драматической пьесой...» — пишет Харис в буклете о балете. Директор театра Рауфаль Мухаметзянов определил жанр — балет.

В сценическом оформлении акцент был сделан на образе иероглифа. скриншот realnoevremya.ru из видео «В казанском оперном театре состоялась мировая премьера авторского балета «Иакинф»»/youtube.com, аккаунт «ТНВ»

Давайте сделаем из этого балет

Итак, о жизни батюшки-синолога, ценность биографии которого, вероятно, заключается не только в его жизни (которую явно нужно облагородить), но и в мыслях, воплотили в движении. Балетмейстер Александр Толубенцев сравнил героя с образами Достоевского — Рогожина, Карамазова. Вместе тройка авторов создала многостилевой спектакль, в котором вроде есть все составляющие, но мало человеческой драмы.

Иакинфа танцуют два человека — Ильнур Гайфуллин и Михаил Тимаев. В ноябре ожидается, что эту партию примет и Олег Ивенко. Я смотрел балет во второй день, со страдающим Гайфуллиным. Обет монашества и службу он принимает как нечто тяжелое: у него изнеможенный вид, понурые плечи. Радуется он, только когда наблюдает праздничные танцы.

Да, Иакинф — служитель культа. И в постановке есть танец монахов, которые, держа перед собой подобия свеч, указывают ими, словно мечами, вставая в выразительные позы. В трехчасовом спектакле, кажется, без этого можно было бы обойтись.

В целом, разумеется, священник не может проявлять излишней эмоциональности в движениях. Поэтому активность Иакинфа, как танцора балета, приходится на первый акт, где он с братом долго добивается расположения Татьяны. В дальнейшем груз зрелищности на себя берут массовые сцены.

скриншот realnoevremya.ru из видео «д/ф «Люди-легенды: Никита Бичурин» (2019)»/youtube.com, аккаунт «Чувашкино» и архив электронной документации»

Скоро китайские гастроли?

А потому второй акт выглядит наиболее выигрышно, здесь даже есть выход исполнителя на гучжэне (Чжан Ю). Вероятно, оперный театр к обязательным гастролям по Нидерландам теперь добавит поездки в Китай. Ахиярова, лишь точечно показавшая элементы татарской и чувашской музыки, здесь показывает погруженность в восточную культуру. Также и Полубенцев, до этого работавший со знакомыми паттернами (как тут не вспомнить образ пьяного дьячка в исполнении Дмитрия Строителева), пробует и современный танец, и боевые искусства.

В третьей части Иакинф вновь поначалу «недвижим», пока не приходит череда любовных переживаний со вновь встреченной Татьяной. Здесь начинается форменный «Евгений Онегин» с полонезами и вальсами.

После это начинаешь думать: так ведь это поп-балет! Когда пишется поп-музыка, авторы просят прислать «какие-нибудь референсы». Так и здесь — разные стили музыки и танца сменяют друг друга, чтобы понравится слушателю, который ни в коем случае не должен заскучать.

Но за вдохновенной работой авторов словно не видно самого героя. Да, любил, ушел в монахи, ездил в Китай, но чему я должен переживать? Кажется, по такой методике можно сделать и балет про Шигабутдина Марджани, благо понятного материала тоже достаточно: 11 лет учебы в Бухаре, три брака, дружба-вражда с Юнусовыми, сгоревшее медресе, путешествие в Мекку. Поймет ли после этого зритель что-то о значимости самого богослова?

Радиф Кашапов
ОбществоКультураИстория Татарстан
комментарии 12

комментарии

  • Анонимно 01 окт
    Никита был в первую очередь гениальным учёным.
    И монашество помогало ему в этом - жизнь ученого и монаха во многом схожа.
    Показать внутреннюю жизнь гениального ученого, его переживания, сомнения, поиски и открытия через танец, балет может только гениальный танцор, в котором погиб гениальный учёный. Но разве такое возможно?
    Ро молодости феромоны затмевают страсть к познанию.
    Вроде от "несчастной любви " Никиту- Иакинфа излечила обычная казанская проститутка из Мокрой слободы? Казанские проститутки сыграли большую роль в становлении знаменитых гениальных людей, например, Толстого и Горького. С другой стороны казанским проституткам просто повезло, что они попались на глаза Алешке и Левке, когда в них кипели половые гормоны.
    Ответить
    Анонимно 01 окт
    "знаменитых гениальных людей"

    Гениальные люди тем и отличаются от не гениальных, что они всегда видят суть проблемы, и никогда не обзовут женщину плохим словом. Читайте Достоевского.
    Ответить
    Анонимно 01 окт
    Похоже ты не читал не только Достоевского, но Толстого с Горьким - они только каким словами женщин и мужчин не называли...
    Плохих и хороших слов нет - есть смысл, который человек вкладывает в слова. Похоже у тебя много плохих смыслов... читай больше классиков и меньше разных злобных, хамоватый и некультурных блогеров.
    Ответить
  • Анонимно 01 окт
    Зачем нужен был этот балет? Как будто нет других более важных тем?
    Ответить
    Анонимно 01 окт
    Предложи свои темы.
    Спасибо.
    А ещё лучше напиши и создай свой балет.
    Или только ЦУ и ЕБЦУ можешь раздавать?
    Никита-Иакинф всемирно известный учёный, его чтут во всем мире, включая Китай.
    Ответить
    Анонимно 01 окт
    Человек имеет право раздавать ЦУ, это и на его деньги делается. А про ученого лучше пьесу написать, а не балет.
    Ответить
  • Анонимно 01 окт
    Танцующие в трико муллы? Ну не думаю, что ДУМ это понравится. И неужели больше не нашлось достойных людей и достойных постановки событий.
    Ответить
    Анонимно 01 окт
    почему в трико?
    Ответить
  • Анонимно 01 окт
    Ну это же искусство, выглядит круто
    Ответить
  • Анонимно 01 окт
    Балет вообще спорный вид искусства.
    Например, Лев Толстой к концу жизни считал, что балет очень близок к порнографии.
    И водку Лев Николаевич в пожилом возрасте перестал пить и ругал тех, кто огненную воду пил.
    Но в молодости Левка был большой любитель женщин, алкоголя и на балет с удовольствием ходил поглядеть на полуобнажённых балерин, а Максиму Горькому в старости сказал, что он "в молодости был неутомимым е..рем".
    Сложная штука эта Жизнь...
    Ответить
  • Анонимно 03 дек
    Зря Вы так на Ильнура Гайфуллина. Он очень достоверно показал своего героя.
    Ответить
  • Анонимно 03 дек
    Да, он именно страдал. А знаете, что он и брат Александр заключили договор: кого не выберет Таня- тот уйдёт в монастырь.
    Оттуда- такая тоска и безысходность, ему деваться некуда. Он горячий пылкий юноша- и вдруг как в могилу себя опустил.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров