Великие воины Татарии: Узбек, столп веры в стране татар
Военачальник, дипломат, великий правитель Улуса Джучи (Золотой Орды). Часть 7-я

«Реальное время» продолжает рассказывать о полководцах, военных организаторах и героях войн, которые либо представляли татарский народ, либо оказали серьезное влияние на его становление. Наша цель — показать боевой дух праотцев татар и других народов, населяющих Россию. Продолжаем цикл материалов рассказом о хане Улуса Джучи — Узбеке, одном из крупных политиков и полководцев, при котором этот ключевой регион Золотой Орды достиг наивысшего расцвета и могущества.
Смелость и удача
Купец и путешественник Ибн Батутта писал о нем: «Он один из тех семи царей, которые величайшие и могущественные цари мира».
Хан Улуса Джучи Узбек, был сыном Тогрылчи (Тогрылджи), побочного сына Менгу-Тимура. Он получил обычное придворное образование и готовил себя к военной карьере. При этом он проявлял влечение к знаниям и учился у суфийских проповедников, приняв ислам. В списке на престолонаследие он был далеко не главным претендентом на трон. Но его семья пользовалась поддержкой мусульманской части элиты, с тревогой наблюдавшей как при дворе Токты их оттесняли от трона. В стране назревал кризис и новая междоусобная война между мусульманами и буддистами, сторонниками разной политической ориентации. Но большой войны не желала татарская аристократия. Возник заговор. Его возглавили мать Узбека Баялунь, его дядя Байтемир и карачибек Кутлуг-Тимур. После смерти Токты зимой 1313 года они организовали заговор, в результате которого был убит сын Токты Ильбасмыша. На трон был возведен Узбек, который жестоко подавил сопротивление части эмиров — сторонников монгольской ориентации в основном несториан и буддистов.
Проявив смелость и использовав удачное стечение обстоятельств, Узбек, придя к власти, стал проводить политику централизации страны и объявил ислам государственной религией. Он даже чеканил монеты со своим полным именем — Султан Мухаммад Узбек-хан. Но при этом он придавал больше значение стабильности правящего военного сословия, помня, как ему ответили на призыв принять ислам: «Ты ожидай от нас покорности и повиновения, а какое тебе дело до нашей веры и каким образом мы покинем закон и устав (Йасу) Чингисхана и перейдем в веру арабов». Проявляя уважение к традициям и привилегиям аристократии, Узбек заставил элиту и чиновничество принять ислам.
При Узбек-хане продолжалась активная градостроительная политика, была отстроена новая столица государства Сарай ал-Джадид, развивалась международная торговля и упорядочена налоговая система. Все эти реформы и нововведения заложили прочный фундамент под успешную внешнюю политику.

Возвышение Москвы
Аль-Айни писал о хане: «Он был человек храбрый и отважный, религиозный и набожный, почитал правоведов, любил ученых, слушался [советов] их, доверял им, был милостив к ним, посещал шейхов и оказывал им добро».
Важной задачей Узбек-хана стало укрепления ханской власти на Руси. Вместо прямого правления и управления баскаками, он сделал ставку на сбор налога самими русскими князьями. В противовес усилению Тверского княжества Узбек сделал проводником своей политики московского князя Юрия Даниловича, дав ему великое владимирское княжение. А чтобы упрочить политический союз в 1317 году Юрию была отдана в жены сестра Узбек-хана Кончака. Это вызвало сопротивление Твери, которое вылилось в восстание, подавленное силой «великой рати» московских и татарских войск. Разгром Твери, усилил Москву, князья которой стали верными вассалами Узбека, что заметно усилило власть хана на Руси.
На юге Узбек провел большую войну с Польшей в ответ на попытку захватить Галицкое княжество польским королем Казимиром (1340 год) и внедрить там католичество, пользуясь покровительством папы римского Бенедикта XII. В 1341 году русско-татарские войска вторглись в Польшу и отбросили польское войско за Вислу. Потом окружили и осадили город Люблин. В результате власть Узбека в Галиции была восстановлена, а православные княжества заключили союз, «сохранив их ритуал, права и обычаи». Тем самым Узбек-хан укрепил свою власть в русских княжествах, защищая их от католического наступления.

Война и дипломатия на Ближнем Востоке
Аль-Муфаддаль ибн Абуль-Фадаиль писал о нем: «…Это молодой человек красивой наружности, отличного характера, прекрасный мусульманин, храбрый и энергичный».
Во время правления хана Узбека, войска Улуса Джучи продолжили войну против Ильханидов (Хулагуидов), династии правившей в Иране с середины XIII века. Стратегической целью Узбек-хана был захват северной части Великого Шелкового пути в Закавказье. Инициатива в военных действиях принадлежала Узбек-хану. Зимой 1318 года его войска, опираясь на крепость Дербент, вторглись в Закавказье и дошли до берега Куры, где их встретили войска Ильханидов. Локальные стычки ничем не завершились. Спустя нескольких лет затишья в 1325 году войска Ильханидов прорвались через Дербент и дошли до р. Терек, но отступили при известии о наступлении татарских войск. Война продолжилась спустя годы, когда хан Абу-Саид решил нанести решающее поражение Узбеку, но он умер в походе. В ответ хан Узбек в 1236 году вторгся в Закавказье и опять был остановлен на берегу Куры. Хотя эти войны не принесли победы Улусу Джучи, но они истощили силы Ильханидов, и уже сын Узбека Джанибек нанес им поражение, заняв Тебриз.
Эта война способствовала укреплению дипломатических и торговых связей с Мамлюкским Египтом, которые, кроме обычного военно-дипломатического союза против Ильханидов, дополнились религиозными и династическими связями, включая брак султана Египта и сестры Узбека Тулунбии (1319—1320 год).
Время правления хана Узбека стало эпохой наивысшего расцвета военной мощи Улуса Джучи, укрепления его международного авторитета. При нем татарское государство стало центром ислама на севере. Недаром арабские дипломаты уважительно называли ханов из рода Джучи (сына Чингисхана), правящих в Золотой Орде, «мечом ислама в северных землях».
Справка
Мы рассказываем о предках, а наши потомки будут рассказывать о вас — будущих настоящих героях Татарстана! Военная служба — дело настоящих мужчин. Сегодня время объединиться вместе против врага. Подпишите контракт и оставьте свой след в мировой истории.
Реклама. РОГО ДОСААФ РТ (heroes-tatarstan.ru)
комментарии
Но кроме исторического термина "татары" есть еще живое слово "татары". Кто по-настоящему знает и чувствует русский язык (из которого и взялся этот экзоэтноним для булгар волжско-камского региона), тот понимает, что слово-то это нехорошее. Его культурный код примерно означает: "чужой с востока и юга", "враг". Подтверждение см. в Толковом словаре русского языка (4 тома), где есть слово "татарва" - устаревшее, означает то же, что и слово "татары".
Так что это слово - наш "крест" уже долгие годы, который мешает сближению (в смысле - просто полному доверию) нашего народа и славянских народов, про запад вообще не говорю, tartar -это ад, а татары -исчадие ада. Те, кто с нами вырос, работал или лично знаком, те нам доверяют, а остальные - нет (и все из-за этого слова). Так что болгары/булгары/булгары-тюрки или другие этнонимы были бы лучше, ведь не все же из нас сейчас верующие - "мусульман" (так наш народ называл себя до советского периода).
И чудовищная история с Рамилем Шамсутдиновым - вероятно следствие того, что на подсознательном уровне у славян есть негативное отношение к слову "татарин". 100%-ной дружбы народов пока нет, и если не находить причины этого и ничего не менять, то подобное может повторяться. Еще в советское время ученые считали, что слово "татары" - не настоящий этноним, а прозвище - и добивались замены его на "булгары".
Но Алмуш все же был тюрком.
В 922 году на берегах Волги добровольно приняли ислам и племена славян.
Предками современных современных казанских татар являются и тюрки, и монголы, и финно-угоры, и славяне.
Эти же этносы являются и предками современных русских.
Татары и русские генетически это братья родные, только говорят на разных языках и исповедую разные религии Единобожия.
Так часто бывает в Истории.
Но доказательство есть.
Надо только внимательно читать Ибн Фадлан в научном переводе, а не фальсифицированной.
C.Х. Алишев, док.ист.наук: «История Казанского ханства» Казань 2003г. Стр. 14: «Сам народ до 1917 г. противился называть себя татарами. Писатели, поэты и другие деятели, под произведениями подписывая свое имя добавляли тахаллус «аль Булгари».
"Своим упорством против всех усилий миссионеров и властей татары навлекли на себя даже настоящее гонение, о бедствиях которых хранятся у них озлобленные предания даже доселе. Епископ Лука Конашевич насильно брал их детей в свои школы, ломал их мечети ... разобрал остатки уважающихся татарами булгарских сооружений." (П.Знаменский. Казанские татары. Казань, 1910, с.. 36).
«Современные татары по своему происхождению не имеют никакого отношения к монголам, татары являются прямыми потомками болгар, этноним татары в отношении их является исторической ошибкой». Борис Греков (1882-1953), академик, историк и общественный деятель, директор Московского института истории.
Арабу пришлось заплатить большой выкуп-штраф.
Это тоже интересно, но только с точки зрения науки, к который ты не имеешь н какого о ношения, любитель "жареных фактов".
Чуваши, народ болгарской, около Казани — Татищев В. Н. История Российская. — М.; Л., 1962. — Т. I. — С. 426.
Вниз по Каме жили биляры, или болгары, и чолматы… ныне остатки их чуваша, которых и вниз по Волге довольно — Татищев В. Н. История Российская. — М.; Л., 1962. — Т. I. — С. 428.
Оставшие болгарские народы чуваша — Татищев В. Н. История Российская. — М.; Л., 1964. — Т. IV. — С. 411.
Всякое такое странное в большом количестве здесь, чтобы "закопать" правдивую информацию в ворохе таких комментариев.
— Мудрак О.А , Язык во времени. Классификация тюркских языков
"На трон был возведен Узбек, который жестоко подавил сопротивление части эмиров — сторонников монгольской ориентации в основном несториан и буддистов".
Это откровенная фальсификация истории, а говоря по простому, по-народному это откровенное вранье.
Узбек войдя на престол убил 200 чингизидов, которые исповедовали веру своего великого предка - тенгрианство.
Об этом чуть ниже пишет и сам автор, который запутался (заврался?) В исторических источниках, приводя ответ чингизидов-тенгрианстов Узбеку:
" «Ты ожидай от нас покорности и повиновения, а какое тебе дело до нашей веры и каким образом мы покинем закон и устав (Йасу) Чингисхана и перейдем в веру арабов»".
Далее классическая, научная Логика и вовсе покидает автора:
"Проявляя уважение к традициям и привилегиям аристократии, Узбек заставил элиту и чиновничество принять ислам".
Но элита (чингизиды) и чиновничество исповедовали религию своего предка Чингизида - тенгрианство.
Заставив элиту Золотой Орды отказаться от тенгрианства и заставив ее принять ислам (200 чингизидов отказавшихся отказываться от религии Чингизхана- тенгрианства - были убиты), как мог Узбек "проявить уважение к традициям и привилегиям аристократии???".
И таких предложений, нарушающих Законы классической, научной Логики, а порой и откровенная фальсификации истории в тексте очень много.
И.Измайлов призывал к научной дискуссии по поводу его текстов, поэтому надеюсь, что он сам а не через "подставных" комментаторов (как обычно) откликнется на критику и даст ответ по поводу замечаний.
Мусульманка, сестра хана Узбека, Чингизида Кончака крестилась и нарожало православному князю Юрию множество чингизидов. И таких примеров множество, например, Ярославский князь Федор был женат на дочери Сарайского хана, в крещении Анна. Хан и особенно ханша так были рады, что пристроили дочку в хорошие руки, что дали в приданное за дочь Ярославскому князю 30 городов, в том числе Булгар и Казань. Чингизидка родила Федору двух русских, ярославских чудотворцев - Давида и Константина. Церковь их имени стоит в Казани на Арском кладбище - церковь Ярославских чудотворцев Федора, Давида и Константина. Среди русских очень много чингизидов, потомков Великого Монгола Чингизхана. И они об этом помнят.
Московское великое княжество было самым верным союзником великих ханов Золотой Орды. Поэтому, когда сепаратисты расчленили огромную Золотую Орду на мелкие нежизнеспособные "ханства", именно Москва последовательно выступала за восстановление территориальной целостности Золотой Орды. Русские чингизиды, потомки Чингизхана вместе с монгольскими и тюркскими Чингизидами восстановили территориальную целостность Золотой Орды и подавили сепаратистов.
Москва является законной наследницей Сараев и Каракорума.
Только обязываться и ругаться мозгов хватает?
Под миниатюрой текст: "Того же лета сяде царь Азбяк на царстве. И обесерменился".
По одной из аргументированных гипотез Лицевой летописный свод был создан в Свияжске для обучения детей в школах.
Детей учили, что первые цари у русских были Чингизидами, что соответствовало историческим фактам. Вот и хана Узбека русские летописи называют "царем", что соответствует "хану".
И потомок монгол и тюрок, историк Н.М.Карамзин широко использовал Лицевой летописный свод в своей "Истории".
Но после октября 1917 года марксисты написали новую историю, фальсифицированную.
Некоторые "научные деятели" продолжают фальсифицировать историю в политических и коммерческих целях.
Фантазировал картограф.
Да и лица у хана не видно...
По буквальному переводу с татарского, мать Сотника ЮЗбека Баянуль, приставучей скандалисткой была, его дядя ЖелезнымБогатымБаем (БайТемир), а КаращиБек - Кутлуг-Тимур - СмотрящимБеком - ЖелезнымКремень уважаемым мужиком.
- т.е в дословном переводе с тюркско-татарского, Йасу=Йазу, т.е. ПИСМЕННЫЙ Указ ЯСА=ЯЗА НАСТОЯЩЕГО (ЧинГИЗ=ШинЮЗ Сотенного) Хана.
- ясно же, что это татарское название нового города СараАЙ - ЖЕЛТО-Лунного, т.е. Солнечного!
Не надо Искандер "фантазировать" беспочвенно, опасное это дело. Во всех отношениях.
Статья "Русские чингизиды" была бы украшением любого научного журнала, например, "Золотоордынское обозрение".
Есть среди ее авторов настоящие учёные, способные не только пересказывать давно известное, но и создавать Новое Знание?
Хорошая книга!
Написали книгу и о казахских, узбекских и др. чингизидах.
И только "Золотоордынское обозрение" нашей академии молчит.
Мелочевкой занимаются? Для очередных диссертаций, которые никто не читает, "публикации" публикуют?
Нет даже научных статей о войне между мусульманами-булгарами и пришельцами 13 века тенгрианцами-монголами, в подчинении которых были тенгрианцы-тюрки.
Конечно " проходные" статьи ни о чем для диссертаций писать или издавать за счёт бюджета "исторические" книги-фэнтези гораздо легче, чем заниматься научными исследованиями по 24 часа в сутки.
Есть надежда, что новый Президент наведёт порядок в академии.
Своих татар не нашлось?
К узбекам пришлось обращаться?
Все равно он - понаехавший, не татарин.
Да и Татарстана тогда никакого не было.
Татары, вы уже определитесь кто вы: булгары, которых победили монголы или монголы, которые победили булгаров.
А то так и до биполярного расстройства недалеко.
(Абрар Каримуллин "Татары: этнос и этноним". - Казань: Татарское кн. изд-во, 1988.- 128 с.) см.стр.118.
Можно добавить еще, что утверждение, что этноним - "татары", абсолютно противоречит логике: какой же это этноним, когда слово "татары" - русское, а вот слово "булгары" - тюркское или еще более древнее.
"Если Узбек - ордынец, т.е. монгол, то как он может быть великим воином Татарии, т.е. булгаром?
Татары, вы уже определитесь кто вы: булгары, которых победили монголы или монголы, которые победили булгаров."
Если Вы историк, то напишите хотя бы статью в издание с большим тиражом, чтобы люди ("татары") узнали правдивую историю про свой настоящий этноним - булгары. А если не историк, то спасибо хотя бы за риторический вопрос.
Кратко. Подмена имени народа - булгар/тюрок/мусульман - на слово "татары" (которые в исторической памяти как русского народа, так и булгар-тюрок, - это захватчики - монголы и Орда) произошла уже позже взятия Казани войском Грозного. Инициаторами этого были православные миссионеры в поволжье, внушавшие православным, что булгары-мусульмане это потомки тех татар-захватчиков, а уже позже в 19-м веке к процессу внедрения слова "татары" подключились потомки чингизидов в России. Официальное закрепление этого слова произошло в 1920-м году против воли булгар-мусульман, но при участии татар-чингизидов.
Более подробно об этом - в научно-популярной книге Абрара Каримуллина "Татары: этнос и этноним", которую в течение 10 лет не издавали, но в перестройку в 1988 году все-таки напечатали.
Даже крещённые "татары" страдали от этого слова, вот как писал крещенный "татарин", православный священник Д. Григорьев:
«Едва ли начальству известно, что для крещёного татарина нет выше обиды, когда называют его татарином. Вот уже прошло 350 лет, как первые из казанских инородцев - мусульман приняли святое крещение, и стали называть себя крещёными, а начальство все еще продолжает называть их ненавистным именем татарин, и, главное, даже требует этого" (Д.Г. Григорьев «Зовите нас крещёнами».- Известия по Казанской епархии, 1906, № 14/15, с.450).
1906 год - 1552 год = 354 года, то есть Д. Григорьев упоминает события после взятия Казани войском Грозного, которое было началом затяжного (на три с половиной века) крестового похода на поволжских мусульман.
Веру часть мусульман тогда поменяла (кто принудительно, кто добровольно-принудительно, кто добровольно), но язык не поменяли, поэтому пословица, приведенная выше, общая как для булгар-мусульман, так и для кряшен.
Дикие орды акупантов кочевников захватили именьковцев-сакалиба. Народ сакалиба не улетел на Луну,народ сакалиба здесь живет под игом "булгаро-татаров"!!!
Из научно-популярной книги Абрара Каримуллина "Татары: этнос и этноним", Казань, Татарское книжное издательство, 1988.
Заметьте, что понятны без перевода чувашам, а не татарам, что подтверждает, что именно чуваши-булгары, а не казанские татары!
— Главный научный сотрудник Института языкознания РАН А. А. Чеченов
Тафаев Г. И. Древнеболгарская (древнечувашская) цивилизация Среднего Поволжья. — Чебоксары: Изд-во ГУП «ИПК «Чувашия», 2012. — 176 с.
Из научно-популярной книги Абрара Каримуллина "Татары: этнос и этноним", Казань, Татарское книжное издательство, 1988.
Заметьте, что понятны без перевода татарам, а не чувашам, что подтверждает, что именно чуваши-булгары, а не казанские татары!
Ител суы ака торур,
... ,
... , -
Кулен тэкый кушарур.
Ну что, чуваши, вставьте 2 строчки на своем языке.
А цель этого понятна, чтобы реальная информация затерялась "в стоге сена".