Китайские школы: коммунистическая атрибутика, аскетизм и зависть к российской форме

Чем среднее образование в Поднебесной похоже на советскую модель?

Россия и Китай готовят немало совместных проектов, в том числе в сфере образования. Так, недавно в «Реальном времени» выходил материал китаянки, учащейся в Казани. Вместе с тем Россия тоже отправляет своих специалистов в Поднебесную, чтобы они ознакомились с тем, как готовят будущих строителей коммунизма. Какие идеи Мао внедрены в школьное образование, рассказал в своей авторской колонке директор казанского лицея №7 для одаренных детей Альберт Ахметов, побывавший в КНР и посетивший там несколько провинциальных школ.

Советское прекрасное далеко

Образование, несмотря на кажущуюся консервативность, меняется достаточно быстро для того, чтобы соответствовать изменениям времени. В сегодняшнем глобализированном мире очень важно быть в контакте с другими странами, обмениваться педагогическим опытом и быть в курсе изменений, происходящих у коллег за рубежом. Сравнивая плюсы и минусы образования соседей, мы можем взглянуть на систему образования России со стороны, проанализировать и, возможно, улучшить. Именно с этой целью Управлением образования Казани и Институтом Конфуция КФУ была организована поездка директоров казанских школ в Китайскую Народную Республику.

В программу нашей поездки органично вписались как экскурсионные поездки, так и посещение трех школ города Чанша провинции Хунань и Хунаньского педагогического университета. В рамках одной колонки очень трудно рассказать о всех плюсах и минусах образования в Китае, да и поездка была достаточно короткой для того, чтобы иметь возможность как следует познакомиться со школами. Но все же постараемся. Итак…

«В Китае существует культ личности Мао Цзэдуна, и он очень силен. Об этом говорят плакаты в школах с его цитатами, огромная очередь в мавзолей в Пекине, гигантский музейный комплекс в родной деревне Мао – Шаошань – и многое другое». Фото ru.ce.cn

Система образования КНР схожа с советской, и коммунистическое настоящее КНР имеет много общего с нашим коммунистическим прошлым. В некоторых школах дети носят пионерские галстуки, на мероприятиях звучат горны и барабаны. Есть и отдельная пионерская комната с присущей ей атрибутикой.

В Китае существует культ личности Мао Цзэдуна, и он очень силен. Об этом говорят плакаты в школах с его цитатами, огромная очередь в мавзолей в Пекине, гигантский музейный комплекс в родной деревне Мао – Шаошань – и многое другое. Мао Цзэдун и его идеология до сих пор являются несомненным стержнем и национальной философией, объединяющей народ Китая.

Большие школы

Школы в Китае очень большие: 2-3 тыс. учащихся (для сравнения: в Казани в среднем 700-900 учеников) учатся в одном учреждении. Школы с количеством обучающихся 1000-1500 у нас считаются большими, и их в Казани около 30.

Да, наверное, с таким населением в Китае маленьких школ и не может быть, экономически нецелесообразно в каждом спальном районе строить школу. Поэтому при некоторых школах есть интернаты для проживания учащихся из провинции и отдаленных районов города.

Классы в китайских школах тоже очень большие: одновременно обучается 55-60 учащихся в одном классе. Для сравнения: средняя наполняемость в наших школах – 25 человек. Кроме того, у нас на некоторых предметах, таких как иностранный язык, труд, информатика и татарский язык, классы делятся на подгруппы.

Несмотря на большое количество учащихся, кабинеты сравнительно маленькие – примерно 60-70 кв. м. В них нет места для учебников, сменной или верхней одежды

Школы, которые мы посетили, не имеют кабинетной системы, и учащиеся одного класса весь день проводят в своем кабинете, а учителя-предметники ходят по классам. Несмотря на большое количество учащихся, кабинеты сравнительно маленькие – примерно 60-70 кв. м. В них нет места для учебников, сменной или верхней одежды. Учебные кабинеты так же, как и интернат, оформлены в очень аскетичном стиле.

В то же самое время школы имеют достаточно хорошо оборудованные лаборатории, во многих классах мы увидели интерактивные доски.

У нас возник вопрос: неужели нельзя создать более комфортные условия для учащихся в классах? На что сопровождающий нас волонтер ответил, что народ Китая не стремится к комфорту и довольствуется малым. Возможно, это является частью воспитательной системы, мы же стараемся во всем создать «тепличные» условия для детей, при этом зачастую балуя их.

Для каждой ступени – отдельная школа

Общеобразовательные учреждения в Китае разделены по ступеням образования, то есть для начальных классов одна школа, для средних – вторая, для старшего звена – третья. Ученик за время получения общего образования поменяет три школы.

Данный подход, безусловно, заслуживает внимания, и среди очевидных плюсов можно отметить возможность сконцентрировать педагогические ресурсы в одной школе, то есть самых хороших учителей начальных классов собрать в одной школе – начальной, всех сильных учителей естественно-научного цикла – в другой. Таким образом, в школе создается большая команда учителей физики, химии и т.д. Появляется больше возможностей для обмена опытом в рамках методического объединения учителей-предметников.

«Общеобразовательные учреждения в Китае разделены по ступеням образования, то есть для начальных классов одна школа, для средних – вторая, для старшего звена – третья». Фото periskop.livejournal.com

У нас же зачастую в школах по одному учителю географии, химии, ОБЖ, в малокомплектных школах в одиночестве остаются также учителя биологии и физики.

Кроме того, при китайском подходе появляется возможность сконцентрировать и материальные ресурсы в рамках одной школы в зависимости от целей учреждения, то есть начальную школу оборудовать по всем требованиям для этого типа школ, среднюю же – оборудовать хорошими научными лабораториями.

Форма унисекс

Школьная форма в школах Китая есть. Каждое образовательное учреждение вправе выбирать школьную форму самостоятельно. Но в основном это кроссовки и спортивный костюм с вышитой эмблемой и названием школы на груди и спине. Для мальчиков и девочек она одинаковая (этакий унисекс).

На уроках за партой и на уроках физической культуры дети в одинаковой форме, не переодеваются. (Неужели не потеют?) Второй обуви тоже нет, климатические условия (в провинции Хунань) позволяют круглый год ходить в одних и тех же кроссовках. А открытые коридоры и переход между классами через улицу делают второю обувь бессмысленной.

На встрече с учащимися старшей школы города Чжучжоу дети с бурными эмоциями узнали о школьной форме в нашей стране, о том, что девочки ходят в сарафанах, блузках и юбочках, а мальчики — в костюмах. Они признались, что тоже хотят такую форму у себя в школе. И понять их можно: девочки и мальчики хотят одеваться по-разному. В то же время данная форма очень заметна, и ученика той или иной школы видно издалека на улицах города, поэтому с урока не убежишь, заметят сразу.

Школьная форма в школах Китая есть. Каждое образовательное учреждение вправе выбирать школьную форму самостоятельно. Но в основном это кроссовки и спортивный костюм с вышитой эмблемой и названием школы на груди и спине

Зарплата учителей

Средняя заработная плата учителя в переводе на рубли составляет 40 тысяч рублей, что по меркам Китая считается очень хорошей. Если судить о ценах на продукты питания, то они ненамного превышают наши российские, а некоторые товары на порядок дешевле.

Наш волонтер Чжан Вэйкан, который все эти дни был с нами рядом, учится на четвертом курсе Хунаньского педагогического института и мечтает стать преподавателем, потому что профессия учителя в школе и вузовского преподавателя является хорошо оплачиваемой и уважаемой.

Открытые дети

В Китае идея коммунизма интегрирована в некоторые школьные предметы, такие как нравственность в начальной школе, политика и философия – в старшей. Поэтому будущих коммунистов воспитывают со школьной скамьи.

За время поездки нам удалось пообщаться с разными детьми, от начальной до старшей школы. Первое, что бросилось в глаза, – дети очень открытые и приветливые, с радостью идут на контакт, не боятся задавать и отвечать на любые вопросы.

Такое отношение чаще встречается в западных школах, и от китайских детей я ждал более сдержанного и скованного общения с иностранцами. К счастью, я ошибался. Дети в Китае так же, как и любые дети, живут и радуются, мечтают стать космонавтами, великими спортсменами и покорителями Арктики.

Первое, что бросилось в глаза, – дети очень открытые и приветливые, с радостью идут на контакт, не боятся задавать и отвечать на любые вопросы.

Несмотря на большое расстояние, а также огромные отличия в культуре и традициях между нашими народами, точек соприкосновения очень много. Они являются опорой для создания и поддержания дружеских отношений. Одной из таких важных точек является образование. Нам есть чему поучиться и чем поделиться с китайскими коллегами. Надеемся, что в дальнейшем дружеские отношения будут только крепнуть.

Альберт Ахметов, фото предоставлены автором
Справка

Альберт Мунирович Ахметов – директор лицея-интерната №7 г. Казани.

  • Родился в 1981 году в г. Туймазы (Башкортостан).
  • В 2004 году окончил Татарский государственный гуманитарный институт (учитель английского и арабского языков).
  • В 2011 году – Институт развития образования РТ (менеджмент в сфере образования).
  • С 2001 года работает в лицее-интернате №7 г. Казани учителем английского языка, завучем (с 2006 года). С 2009 года – директор.
  • Возглавляемый им лицей два года подряд входит в рейтинг Минобразования РФ «100 лучших школ России».
  • Обладатель гранта «Наш лучший директор» (2012 год), обладатель почетного знака «Директор года – 2014» (Минобразования РФ).

Новости партнеров