Татарстан предлагает Москве усложнить процедуру развода

Татарстанские парламентарии подготовили поправки в Семейный кодекс РФ, которые усложняют процедуру развода. О необходимости укреплять семьи таким образом заявил президент Татарстана Рустам Минниханов еще в ноябре прошлого года, но в окончательном виде, в котором он пойдет на утверждение Госсовета, документ оформился только сейчас. Сами депутаты полагают, что таким образом дадут супругам время «образумиться» и сохранить семью. Эксперты «Реального времени» отмечают, что даже разводиться людей надо учить.

Госдума вернула проект с поправками

Комитет по социальной политике Госсовета РТ включил в повестку дня заседания парламента законопроект «О внесении изменений в Семейный кодекс РФ и статью 233 Гражданского процессуального кодекса РФ», усложняющий процедуру разводов. Как объявила председатель комитета Светлана Захарова, первый вариант документа был сформирован в ноябре, направлен на нулевое чтение в аппарат Госдумы России, после чего законопроект с федеральными правками вернулся обратно в Госсовет. Судя по всему, после обсуждения в Госдуме татарстанский парламент видит возможность для его принятия на федеральном уровне.

При этом, напомним, идея ужесточения процедуры разводов принадлежит Минниханову, который с августа прошлого года заявлял о том, что проблема назрела. «Не секрет, что сегодня к разводам относятся равнодушно. Мы должны изменить эту систему», — взял на себя ответственность президент.

Так, предлагается увеличить с 1 месяца до 3 срок, в течение которого органы ЗАГС или суд принимают решение о расторжении брака. При этом, если у пары есть несовершеннолетние дети, суд может принять такое решение в течение 3 месяцев только при согласии обеих сторон. Депутаты полагают, что срок в 3 месяца не повлечет затягивания судебного процесса, но даст супругам дополнительное время для «взвешенного решения», так как во многих случаях решение расторгнуть брак носит «спонтанный» и «необдуманный» характер.

Если же в паре, имеющей несовершеннолетних детей, одна сторона не согласна на развод, срок рассмотрения дела судом увеличивается до полугода.

«Практика рассмотрения дел о расторжении брака в судебном порядке свидетельствует о том, что суд не всегда принимает меры к примирению супругов при отсутствии согласия одного из них. Вместе с тем, прохождение примирительных процедур может обеспечить сохранение браков, потенциал которых еще не исчерпан», — пишут законодатели, подкрепляя свое мнение статистикой: в Татарстане, где внедрена такая практика, разводов в прошлом году стало меньше на 11%. В 2014 году было зарегистрировано почти 13,5 тыс. разводов. Примирительные процедуры в судах должны стать обязательными, считают в Госсовете, ссылаясь на аналогичную советскую практику.

Одному из супругов развод не дадут

Кроме того, депутаты Татарстана предлагают отменить заочную процедуру развода, так как «это позволит свести к минимуму случаи расторжения брака без выяснения мнения другой стороны». Отметим, что почти половина браков, а именно 45%, расторгается заочно, то есть без ответчика. Часто он может не являться в суд специально, чтобы затягивать процесс, а потом оспаривать это решение, говорится в пояснительной записке. «Предусмотренные законопроектом изменения соответствуют принципам приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи», — значится в документе. Предлагаемые поправки не нарушают чьих-либо прав, уверены законодатели. Они напоминают, что брак строится и расторгается на принципах добровольности, однако Семейный кодекс РФ допускает ограничение прав граждан в семье в той мере, «в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан».

За сохранение семьи любой ценой — только 10% россиян

Социологическое исследование, проведенное Научно-исследовательским центром семьи и демографии Академии наук РТ совместно с татарстанским ЗАГСом, свидетельствует, что наиболее кризисным периодом для молодой семьи являются первые пять лет совместной жизни — 36% разводов совершается в это время, а 64% семей распадаются в первые 10 лет брака. «Более 10 тысяч детей в Республике Татарстан ежегодно вместе с родителями переживают кризисные ситуации в семье, заканчивающиеся расторжением брака. Необходимо понимать всю остроту последствий необдуманных разводов супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей», — уверяют депутаты. Статистические данные, по их мнению, говорят сами за себя: граждане слишком лояльны к разводам, и, судя по всему, депутаты полагают, что это отношение можно поменять на государственном уровне. Так, согласно исследованию ВЦИОМ, проведенному в 2014 году, большинство россиян считают разводы, в принципе, допустимыми. Для каждого четвертого расторжение брака является возможным при «фактическом распаде семьи», причем за четверть века эта доля заметно снизилась — с 39% в 1990 году. Половина опрошенных считает, что все зависит от конкретного случая, хотя в 1990 так думали 36%.

Почти каждый десятый уверен, что ничто не должно и не может препятствовать желанию людей разорвать супружеские узы, а за сохранение брака любой ценой выступают только около 10% опрошенных. «В такой ситуации задача по укреплению института брака, повышению его значимости для граждан требует реагирования на государственном уровне. Введение предлагаемых законопроектом мер даст супругам дополнительное время на обдумывание своего решения, позволит сохранить значительное количество браков, защитить права и законные интересы несовершеннолетних детей и положительно повлияет на общество в целом», — считают в татарстанском парламенте.

Отметим, что из законопроекта, по сравнению с изначальным вариантом, был исключен, пожалуй, самый «жесткий» пункт, который запрещал мужу требовать развода, пока ребенку не исполнилось 3 года. Сейчас закон ограничивает его в этом праве на 1 год.

«Часто мамы начинают препятствовать общению папы с ребенком»

«Реальное время» опросило экспертов о целесообразности законопроекта.

  • Гузель Удачина

    Гузель Удачина уполномоченный по правам ребенка в РТ

    Я бы воздержалась от прогнозов, будет он принят или нет. Но со всей ответственностью могу заявить, что проблема соблюдения прав детей в семьях, которые находятся в ситуации развода, приобрела невероятные масштабы. Если с 2010 года по количеству обращений на 1 месте всегда стояли обращения по соблюдению жилищных прав детей, то 2015-ый дал существенный рост по вопросам соблюдения прав детей при разводе родителей. То, что происходит в семьях, это та сфера, где нужны изменения, ребенок в такой семье очень ущербный. Ребенок является свидетелем конфликтов, в ситуации развода решается, как правило, с кем из родителей останется ребенок, и далеко не все семьи способны цивилизованно решить вопрос. Этот вопрос становится предметом спора и выносится в суды, это безумно травматично для ребенка, прежде всего, так как для него, несмотря на развод, мама с папой продолжают оставаться близкими людьми.

    По определению порядка посещения ребенка тоже идет война среди родственников, среди близких когда-то друг другу людей. Часто мама начинает препятствовать общению папы с ребенком. Я приглашаю ее на прием и объясняю, что это право ребенка – общаться с отдельно проживающим родителем, это норма семейного законодательства. Если она не реализовывается, то вопрос будет решаться через суд, а суд – это всегда плохо, всегда стресс для ребенка. Поэтому то, что этот вопрос поднимается Госсоветом, я полностью поддерживаю. Это попытка предложить родителям обсудить свою семейную ситуации в цивилизованном порядке с привлечением службы психологической. Никто не говорит, что надо умалять права человека, если они решили развестись. Но это попытка помочь людям сделать это цивилизованно, без войны.

    В свое время, когда мы ездили получать опыт в Норвегию, нам понравилось, что родители, которые имеют несовершеннолетних детей и хотят развестись, обязаны были проходить полугодичную процедуру психологической коррекции взаимоотношений, прежде чем прийти в суд. Это попытка ввести нечто подобное, ни в коем случае речь не идет о силовом побуждении.

  • Юрий Соленов

    Юрий Соленов председатель регионального общественного объединения РТ «Союз отцов»

    Это реально может быть принято, потому что в Госдуме недавно было заседание партийного проекта «Крепкая семья». И это более серьезное отношение со стороны государства к институту семьи и брака. Законопроект рассматривает не просто отсрочку, а в конечном итоге приведет к тому, о чем мы уже говорим много лет – созданию службы медиаторов в судах, которые рассматривали бы индивидуально каждый бракоразводный процесс, где дети не достигли совершеннолетия.

    Если мы говорим, что Татарстан впереди планеты всей по многим показателям, это говорит о том, что в семьях воспитываются такие замечательные люди, которые приносят олимпийские награды. Поэтому, рассматривая такие поправки, мы смотрим в будущее, что они приведут к внедрению в школах уроков семьяведения, факультативов, где будут учить, как сохранять семью. Я понимаю, что в столице и статистика другая по бракоразводным процессам, по одиноким семьям, а в Санкт-Петербурге вообще распространяются гостевые браки. Вопрос стоит в повышении духовных ценностей, чтобы молодежь понимала, что значит создать семью и ответственность друг перед другом, а не чисто потребительское отношение. Когда они вступят в брак, а отдавать ничего не хотят.

Дина Валиуллина
Справка

Самый высокий показатель разводов в России — в Магаданской области (752 развода на 1 000 браков), Еврейской автономной области (741), Мурманской области (698), Камчатском крае (677), Хабаровском крае (653), Ямало-Ненецком автономном округе (649), Тамбовской области (637).

Новости партнеров