Как рядовой татарстанец разоблачил «экономную экономику» Российского союза автостраховщиков

Татарстанское УФАС России может оштрафовать РСА на 1 млн рублей

Сегодня представители татарстанского УФАС России рассказали о расследовании, которое республиканские антимонопольщики провели по заявлению жителя Татарстана, лично пострадавшего от действий страховщика, регламентированных РСА. Выяснилось, что неправильно составленные справочники действовали аж с 2014 года, и для того, чтобы исправить ситуацию, у страховщиков есть всего три месяца. Тем временем представители страхового рынка с тезисами и подходом потребителей и антимонопольщиков не согласны.

Расчеты по всему Поволжью проводились по ценам Самары и Тольятти

На прошедшей сегодня пресс-конференции, посвященной нарушениям Российского союза автостраховщиков, заместитель руководителя УФАС РТ Павел Козел рассказал о подробностях претензий к РСА. Напомним, на минувшей неделе комиссия Управления федеральной антимонопольной службы по Татарстану признала Российский союз автостраховщиков нарушившим антимонопольное законодательство. РСА неправильно сформировал справочники средней стоимости запасных частей, материалов и нормо-часа работ, занизив цены, что привело к снижению размера выплат по ОСАГО страховщиками.

По словам Козела, с момента обнародования информации о действиях союза страховщиков в управление позвонили уже несколько десятков обеспокоенных человек, причем не только из РТ, но и со всей России. К слову, история «разоблачения» РСА тоже началась с рядового звонка в УФАС РТ. Как рассказал Козел, к ним поступило обращение от жителя РТ, который указывал на факт заниженных выплат по ОСАГО и просил разобраться в данной ситуации.

— Он был участником ДТП, ему выдали счет по ущербу, но когда он обратился к официальному дилеру, выяснилось, что сумма составила раза в три больше. У неофициального дилера он тоже не смог сделать необходимые работы, поскольку ценник «выстрелил» в два раза больше, — сообщил Козел.

Первым делом антимонопольщики установили, что для определения расходов по восстановлению имущества по договорам ОСАГО, в соответствии с рекомендациями ЦБ РФ, были утверждены справочники. А организация, несущая ответственность за них — это Российский союз автостраховщиков. Заглянув в эти справочники, специалисты УФАС РТ установили, что порядок их формирования противоречит методике ЦБ и тому смыслу, который в них изначально был заложен законодателем.

— Во-первых, согласно методике, Российская Федерация разделена на различные экономические регионы — их около 14, но когда РСА формировал свое техзадание, он для каждого экономического региона, в каждый из которых может входить до 10 субъектов, принимал решение опрашивать только один или несколько городов из этих регионов. Во всех миллионниках необходимо было опросить не менее 11 магазинов, и во всех райцентрах РФ необходимо было опросить не менее 8 субъектов. Еще одно обязательное условие — товар всегда должен быть в наличии, — пояснил Павел Козел. — Когда мы стали смотреть документацию, выяснилось, что по Поволжскому региону, в который входит 8 субъектов, все расчеты проводились по ценам Самары и Тольятти, кроме того, количество магазинов не было выдержано, а некоторые магазины не имели указанных запчастей в наличии.

«Можно и на два года дать предписание, но какой тогда в нем смысл?»

Как сообщил Павел Козел, сотрудники его ведомства решили ради интереса проверить расхождение реальных цен с указанными в справочниках и обнаружили, что по некоторым позициям цена совпадала, где-то цена отличалась незначительно, но где-то она могла различаться в два раза. Средний показатель расхождения по автозапчастям составил 30%, по материалам — до 25%, а наименьшая разница была по нормо-часам работ.

В скором времени РСА будет выдано предписание сроком на три месяца для исправления ситуации. По словам Козела, такой срок является значительным, так как союзу предстоит масштабная работа по формированию новых справочников.

— Мы заинтересованы в том, чтобы новые справочники имели объективный характер и не приводили к заниженным выплатам. Автостраховщики просили другого времени — просили где-то полгода, чтобы подгадать изменения к плановым датам — май или ноябрь, но мы дали им три месяца, чтобы не затягивать. Ведь можно и на два года дать предписание, но какой тогда в нем смысл? — высказался Павел Козел.

Также в пределах месяца будет запущено административное производство в отношении РСА. По словам заместителя руководителя УФАС РТ, штраф может составить до 1 миллиона рублей.

После выпуска новых справочников страховщики могут в очередной раз повысить тарифы по ОСАГО

Отметим, что методика разработки справочников была утверждена ЦБ в 2014 году, тогда же был утвержден первый документ, следовательно, «неправильные» справочники действовали с 2014 года. После обнародования подобной информации вполне возможен шквал обращений в УФАС возмущенных автовладельцев.
К слову, если вы уже получили выплаты по старым справочникам, деньги можно вернуть через суд, однако необходимо дождаться выпуска новых справочников, составленных в соответствии с законом. Также существует вероятность того, что после принятия новых справочников страховщики в очередной раз повысят тарифы по ОСАГО.

— Здесь мы выбираем между интересами частных лиц и интересами закона, я считаю, что должен соблюдаться закон. Возможно, в дальнейшем они будут пересматривать стоимость договоров ОСАГО, но они постоянно говорят, что это не выгодно, что они хотят отказаться от ОСАГО, цены тоже постепенно растут, поэтому, если стоимость будет увеличена, и увеличена необоснованно, то этим заинтересуется ФАС РФ. Но я думаю, что серьезных предпосылок для роста цен пока нет, — заключил Козел.

«Именно Татарстан разобрался досконально в вопросах страхования и разоблачил «жирующих» страховщиков»

«Реальное время» попросило прокомментировать данную ситуацию президента Союза страховщиков Татарстана Рустэма Сабирова. Наш собеседник отметил сомнительность «разоблачения» и предложил свой вариант решения всех проблем, связанных с возмещением ущерба страховыми компаниями.

— Именно вот Татарстан отличился. У нас сколько там… около сотни субъектов, и именно Татарстан разобрался досконально в вопросах страхования и занимается разоблачением страховщиков, «жирующих», «обирающих трудовой народ», — высказался Сабиров. — Может быть, кому-то хочется немного пропиариться. Я понимаю, что введение этой методики огромную массу автоюристов и тех, кто кормится вокруг них, лишило сна и возможности зарабатывать. Там же снимали маржу больше 100% порой. Естественно, и звонки анонимные, и все что угодно пускается в дело. Если кто-то хочет на этом зарабатывать, то подключаются все необходимые службы.

В защиту методики Рустэм Сабиров отметил, что списки регулярно обновляются, и, более того, он лично сталкивался с ситуациями, когда расчет ущерба по ним был намного выгоднее иных путей.

— Я недавно был приглашен на одну телевизионную программу, вместе со мной был адвокат, который рассказал, что он сам отремонтировал свою машину по одной стоимости, а потом решил узнать, а что там по единой методике, и оказалось, что по единой методике сумма выходила даже больше, чем он отремонтировал. То есть там даже запас прочности есть, — прокомментировал Сабиров.

Рустэм Сабиров отметил сомнительность «разоблачения». realnoevremya.ru/Романа Хасаева

Также спикер уверен, что выход из этой ситуации достаточно прост: следует по возможности исключить денежные выплаты в качестве компенсации.

— Допустим, у вас «Опель» 2010 года, страховая компания забирает ваш автомобиль и возвращает его вам в отремонтированном состоянии, и не будет никаких вопросов. Никто не будет пытаться на этом «Опеле» заработать себе еще один «Опель» или жене шубу. Как за рубежом: человек машину повредил — все, он получает ее в надлежащем состоянии. Пока есть возможность срубить деньги, используя «дырки» в законодательстве, будет существовать правовой беспредел. Там, где деньги, там жулье, — резюмировал наш собеседник.

Лина Саримова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров