Соборная мечеть: из «Кырлая» в Бишбалту

Что кроется за сменой места во внезапно опубликованном проекте победителей конкурса?

Соборная мечеть: из «Кырлая» в Бишбалту
Фото: скриншот realnoevremya.ru с сайта ginzburg-architects.com

Замершая после заложения камня в основание история с Соборной мечетью получила новый виток — к сожалению, не продуктивный. Один из победителей прошлогоднего конкурса — «Гинзбург Архитектс» выложил на сайте новый эскиз, указав, что мечеть будет стоять на улице Большой в Адмиралтейской слободе.

На улице Большой, на правом берегу Казанки

Если победивший в конкурсе эскиз больше обращался к среднеазиатской архитектуре, то в работе «Ак Лалэ» («Белый тюльпан») заметны попытки поэкспериментировать с формой. Сопровождающая надпись гласит: «Продолжается поиск наиболее достойного места расположения Соборной мечети в Казани. Для участка на улице Большой, на правом берегу реки Казанки при ее впадении в Волгу, мастерская предложила новую концепцию комплекса мечети с молитвенным залом на 10 000 человек».

Международный конкурс на эскизный проект нового культового сооружения запустили 1 апреля 2022 года, прием заявок длился до 15 апреля, а конкретного технического задания не было, кроме нескольких параметров: это должна быть мечеть на 10 000 человек, размещенная на территории в 8,2 га.

20 мая торжественно был заложен камень в основание мечети на месте парка «Кырлай», который в начале апреля разобрали (и тут же возникла новая тема с его переносом).

8 июля в Казанской ратуше, задержав церемонию на два часа, из 18 финалистов объявили победителей, породив новую интригу, поскольку их оказалось два. Для москвичей из «Гинзбург Архитектс» это был первый проект мечети. Для одного из создателей мечети «Кул-Шариф» Айвара Саттарова — очередной, но желанный. По его словам, он мечтал о нем 26 лет. Оба победителя получили по 2,5 млн рублей.

Проекты отличались визуально, так что было понятно, что объединить их вряд ли получится.

«В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань», — процитировал Саттаров. Сейчас он ответил, что уже не участвует в этом проекте: «Все, что я хотел, я сказал в конкурсном проекте!»

Другие варианты: Троицкий лес, парк Молодоженов

При этом споры о месте продолжались. Целая группа архитекторов выступила против строительства на месте «Кырлая», опубликовав в конце мая 2022 года письмо. В нем указывалось, что место строительства должно отвечать требованиям транспортной доступности, в частности, здесь должна «располагаться обширная аванплощадь в несколько гектаров, способная принять и распределить тысячи людей в дни мусульманских религиозных праздников», а также «должны располагаться емкие парковки, рассчитанные на несколько тысяч автомобилей».

Кроме того, в письме указывалось на соблюдение принципа «духа места»: «знаковые объекты должны быть непосредственно связаны с историей территории — то есть располагаться в местах, давно и глубоко связанных с историческими культурными традициями».

В ответ архитекторы предлагали три варианта размещения Соборной мечети: мыс на Волге в Адмиралтейской слободе, Троицкий лес (территория недействующей радиовышки возле третьей транспортной дамбы) и заброшенный парк Молодоженов.

Среди подписавших письмо — директор Дома-музея Аксенова Ирина Аксенова, один из авторов концепции Камаловского театра Герман Бакулин, заведующий кафедрой градостроительства КГАСУ Александр Дембич, а также Марсель Искандаров, Николай Новиков и другие.

Как видим, Адмиралтейская слобода есть в списке. Некоторые опрошенные эксперты считают, что таким образом прощупывается общественное мнение на предмет переноса: «Хотя… Мнение-то давно прощупано, петиций было две по пять тысяч голосов».

Как «Ак Лалэ» встанет в Адмиралтейской слободе. Скриншот realnoevremya.ru с сайта ginzburg-architects.com

Напротив кремля, но не центр

Адмиралтейская слобода, действительно, только становится местом, где ожидается застройка новыми ЖК и появление дублера Кировской дамбы. Улица Большая — часть слободы Бишбалта, одной из древнейших татарских слобод. Но даже если мечеть встанет там, инфраструктура вокруг нее не вырастет в одночасье. Рядом пролегает трамвайный маршрут, но от него до Большой надо еще идти, преодолевая единственный проезд над железнодорожными путями (из-за чего возникает пробка, по этой дороге машины едут в Аракчино и далее).

Слухи о переносе всколыхнули сети, поскольку находящаяся напротив кремля слобода до сих пор воспринимается как удаленная от центра глухомань. Словом, поспешность решений вновь привела к тому, что благородное дело постройки мечети разделяет, а не объединяет жителей города.

Духовное управление мусульман РТ на наш запрос ответило, что у них сведений нет. Для Республиканского фонда содействия духовно-нравственному развитию общества «Игелек-Доброта» это первый проект. Его возглавил Ильнур Рахимов, в декабре 2021 года ставший также директором музея-заповедника «Казанский Кремль».

— Нам пока нечего комментировать, — ответил «Реальному времени» Рахимов. — Проект, который опубликовали на сайте мастерской Гинзбурга, — частная инициатива самой мастерской. Такой проект они когда-то разрабатывали и решили, видимо, на сайте своем об этом написать, чтобы показать возможности и опыт мастерской.

Радиф Кашапов
ОбществоВластьИнфраструктура Татарстан
комментарии 20

комментарии

  • Анонимно 08 май
    Что кроется за сменой места во внезапно опубликованном проекте победителей конкурса? - ответ прост: "Маленький нахес Гинзбургов из Москвы" (важное примечание - одного из 2-х победителей)
    Ответить
    Анонимно 08 май
    Эта провокация залетных с "2-мя победителями" мастерски удалась, спокойно строили бы Соборную мечеть в "Кырлае" по красивому проекту своего местного архитектора Саттарова и горя бы не знали, а теперь получили закономерный гемморой с маасквичами
    Ответить
    Анонимно 08 май
    "2-х победителей", в принципе не бывает в природе, это простно нонсенс, Победитель - всегда один!, но кому то очень хотелось скрестить ежа с енотом, вот и результат на лицо.
    Ответить
  • Анонимно 08 май
    конструкция будет просто гигантской, мне кажется красивее будет размеры уменьшить
    Ответить
    Анонимно 08 май
    Молельный деревянный дом в частном секторе на околице, как в дореволюционной России???
    Ответить
  • Анонимно 08 май
    мощнейший проект, конечно
    Ответить
  • Анонимно 09 май
    Надо строить на месте стадиона , напротив Кремля, надо еще доложить мечеть и на речном порту. Что бы стоили высоко, и все пассажиры из далека видели.
    Ответить
    Анонимно 11 май
    Казанцы уже устали от ваших мечетей
    Ответить
    Анонимно 11 май
    Знаем мы этих залетных "казанцев" со "святого озера" в Москве
    Ответить
  • Анонимно 09 май
    Что бы стоили высоко, и все пассажиры из далека видели." Ну стоить мечеть действительно будет высоко.
    Ответить
  • Анонимно 09 май
    Исторически татарское население жило за Булаком и Кабаном.Вот там и место мечети в веками намоленных местах.Тем более сейчас потихоньку начинается снос от речного порта и до промбазы.Да и район стадиона с мёртвым ЦУМом чем плох.
    Ответить
    Анонимно 09 май
    На первоначальном месте "Кырлая" и точка!

    Нечего тут фантазировать, все мечтают имперцы, куда-то Соборную мечеть с глаз долой на околицу Казани, в промзону вынести
    Ответить
    Анонимно 09 май
    При чём тут имперцы.Мечеть на фоне городского пляжа такого наверно ещё ни кто не придумал.Это уже сразу заложенный конфликт.
    Ответить
    Анонимно 09 май
    какого пляжа, если там купаться нельзя?
    Ответить
    Анонимно 24 май
    а загорать тоже нельзя что ли?
    Ответить
    Анонимно 09 май
    исторически татарское население здесь живет 1000 лет везде.
    Ответить
    Анонимно 09 май
    Тысячу лет назад здесь жили скорей всего марийцы.
    Ответить
    Анонимно 11 май
    В Марий Эл - да, в Казани - нет
    Ответить
  • Анонимно 10 май
    Даже на своей земле не можем уже решить где нам мечеть построить. Когда нам хоть здесь перестанут мешать, возле Чаши не дали (было бы идеальное место и для проведения никахов), сейчас и в кырлае нельзя. Такую большую мечеть целесообразно строить в центре, и добираться всем удобно, и для туристов красота (зачем в дыре такой проект). Скоро уже доберемся до времен, когда высокие минореты нельзя было делать или вообще не разрешали строить мечети.
    Ответить
  • Анонимно 12 май
    После того, как в апреле 2022 г. были представлены эскизы Казанской соборной мечети, началось обсуждение её названия. В СМИ представители общественности по этому вопросу выразили разные мнения. Но татарстанские ученые и представители духовенства сошлись на том, чтобы мечеть носила имя хана Улуг Мухаммада. В частности, к.и.н., руководитель Центра исследований Золотой Орды и татарских ханств Института истории АН РТ, И.М. Миргалеев, обозначил, что это название одновременно содержит в себе имя пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и хана, сыгравшего важную роль в истории татар.

    После того, как в апреле 2022 г. были представлены эскизы Казанской соборной мечети, началось обсуждение её названия. В СМИ представители общественности по этому вопросу выразили разные мнения. Но татарстанские ученые и представители духовенства сошлись на том, чтобы мечеть носила имя хана Улуг Мухаммада. В частности, к.и.н., руководитель Центра исследований Золотой Орды и татарских ханств Института истории АН РТ, И.М. Миргалеев, обозначил, что это название одновременно содержит в себе имя пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и хана, сыгравшего важную роль в истории татар.

    Как известно, хан Улуг Мухаммад являлся выдающимся правителем в истории татар, он был последним полновесным золотоордынским ханом и основателем Казанского ханства. Вместе с тем, это имя весьма символично и указывает на имя пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), являющегося олицетворением духовного начала. Именно в честь Пророка великий татарский хан и был назван Мухаммадом. Эта традиция вытекает из слов самого пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), который сказал: «У кого бы не родился сын, если он, полюбив меня и желая получит благодать от моего имени, назовет его моим именем, то и отец и сын попадут в рай...»
    И в своей политической деятельности Улуг Мухаммад следовал заповедям пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Он, в отличие от других огланов (принцев крови), не рвался к власти. В татарской летописи «Кара таварих» говорится, что беки (главы правящих кланов) сами предложили Улуг Мухаммаду стать ханом. Улуг Мухаммад отказался, но беки проявили настойчивость: «Понесли хана в середину войска и, тотчас подняв его на белом покрывале, сделали ханом». Поведение Улуг Мухаммада при избрании на ханское место соответствует поведению первых праведных халифов (да будет доволен ими Аллах). Еще одним свидетельством приверженности его Исламу является то, что на печати Улуг Мухаммада было написано: «Справедливый правитель», тогда как у многих других ханов того времени значилось: «Величайший правитель». На печати Улуг Мухаммада отражен и его главный девиз: «Справедливый будет царствовать, а тиран погибнет». Именно справедливость является важнейшим качеством правителя, о чем говорится в многочисленных изречениях пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). В одном из хадисов сказано, что «...наведение порядка в течение одного часа лучше поклонения в течение шестидесяти лет... несправедливость, творимая правителем в течение одного часа, перед Великим, Всевышним Аллахом хуже грехов, совершённых в течение шестидесяти лет». На этом акцентировал внимание в произведении «Нуры содур» и выдающийся казанский мыслитель XVI в. Мухаммадьяр, где сказано:

    «Бер сэгать гадел кыйлмак яхшырак
    Кем гыйбадэт алтмыш елдин азаграк»
    (Лучше один час совершать справедливость
    Чем поклоняться шестьдесят лет).

    В тяжелые времена рождаются сильные люди. Правление Улуг Мухаммада пришлось на время глобальных перемен, когда кризис Золотой Орды привел к образованию отдельных татарских ханств. Улуг Мухаммад пытался остановить начавшуюся задолго до него смуту и укрепить единство государства. Будучи ханом Золотой Орды в 1420-1430-е гг., он добился существенных успехов и во внешней политике. Ему удалось установить союзнические отношения с Османским государством и Великим княжеством Литовским. Улуг Мухаммад дал ярлык на великое княжение Василию II. Московские бояре посчитали это решение справедливым, однако некоторые представители золотоордынской аристократии остались недовольны этим и восстали против хана. В результате этого противостояния в 1437 г. Улуг Мухаммад вынужден был отступить к границам Руси, где рассчитывал получить поддержку Василия II. Но великий князь отправил войска против хана. В битве под г. Белевым Улуг Мухаммад одержал победу над силами великого князя. В данном случае даже русские летописцы указали на неправоту Василия II, поражение которого расценивалось как следствие того, что он нарушил договор с ханом. При этом действия хана Улуг Мухаммада оценивались летописцами как «покорность» и «смирение». Казанский летописец писал, что хан «больше надеясь на Бога и на свою правоту, нежели на силу и на своих немногочисленных ратников».
    После этих событий Улуг Мухаммад отправился к Казани, которая в то время была в упадке. Местные жители обратились к хану с просьбой защитить их от разорительных вражеских набегов. Тогда Улуг Мухаммад неподалеку от старой Казани воздвиг новую крепость и стал собирать здесь воинов из Крыма, Азова, Астрахани и других улусов Золотой Орды. В последствие Казань превратилась в крупный политический центр, опираясь на который к 1445 г. Улуг Мухаммад на время даже вернул власть над Крымом, Московской Русью и западной частью Великой Степи.
    В эти смутные времена Улуг Мухаммад проявил необычайное мужество и стойкость в следовании принципам справедливости. Это привело к сохранению татарской государственности и духовности. Вместе с тем он является основателем династии казанских ханов, часть которых до сих пор покоится в Казанском кремле. Таким образом, имя Улуг Мухаммада олицетворяет образ справедливого мусульманского правителя и неразрывно связано с историей татар в целом и Казани, в частности.
    Абу Дауд передал от Абу Хурайры слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Кто не благодарит людей, тот не благодарит Аллаха». Очевидно, что столь значительный вклад Улуг Мухаммада в развитие Казани, как крупного мусульманского города и центра государственности татар, требует благодарности потомков. А лучшим проявлением благодарности было бы назвать соборную мечеть Казани именем Улуг Мухаммада.
    При этом в другом изречении пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) сказано: «Правитель (возвеличивающий слово Аллаха и не отступающий от справедливости) является тенью Аллаха на земле, у него ищут убежище слабые, при помощи него защищается притесненный, кто почтил правителя Аллаха в этом мире, того почтит Аллах в День воскресения». Таким образом, наречение главной мечети Казани именем Улуг Мухаммада является богоугодным делом, поскольку в этом есть проявление почтения к справедливому правителю – «к правителю Аллаха».


    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров