Пророчество викингов

Как видят жизнь в самой загадочной стране герои «Старшей Эдды» и других книг об Исландии

«Старшая Эдда» — одно из самых важных произведений не только исландской, но и всей скандинавской культуры. Этот поэтический эпос содержит мифологические сюжеты, которые существовали в устной традиции скандинавских народов и были записаны на исландском языке в XIII веке. Они отражают верования и образ жизни викингов, а их значение для понимания скандинавской культуры трудно переоценить.

«Прорицание вёльвы» — это средневековое стихотворение «Старшей Эдды». Оно описывает возникновение мира и его конец в соответствии с северной мифологией. Эта история рассказана чародейкой, или вёльвой — что переводится как предсказательница. Она призвана богом Одином, повелителем магии и знаний. Согласно этому литературному тексту, начало мира было ничем. А потом пришли боги и создали девять областей северной космологии, каким-то образом связанных с Мировым Древом — Иггдрасиль.

В то же время судьба всего была заложена группой волшебниц. В самом начале две божественные семьи вели войну, которая закончилась перемирием и строительством стены вокруг их божественной крепости Асгард. Однако они не будут жить в мире вечно, поскольку вселенная была обречена с самого момента создания. У каждого бога свой специфический враг, с которым он будет сражаться. Многие из богов будут убиты, включая главного — Одина.

Северяне VIII или IX века нашей эры, которых мы обычно называем викингами, на самом деле не имели никаких письменных источников о своей религии. Они вырезали изображения на камне, создавали деревянные идолы и достаточно часто рассказывали стихи о том, каким, по их мнению, был мир. Несколько столетий спустя после эпохи этих смелых моряков, торговцев и исследователей исландцы записали эти стихи, рассказанные предками. Эта поэтическая коллекция называется «Эддой». И она наш самый драгоценный источник информации о том, какими могли быть представления северян о мироустройстве.

Эти тексты написаны на древнеисландском языке. Поскольку исландский язык не сильно изменился с тех времен, то древние тексты доступны для чтения и понимания современным жителям Исландии.

«Старшая Эдда» представляет собой аллитерационный стих. В нем регулярно повторяется начальный звук слова. Именно из-за этой формы в русском переводе возникли споры, которые не утихают по сегодняшний день. Есть два основных перевода: первый — С. Свириденко, сделанный в 1917 году, а второй — Андрея Корсуна, который был опубликован в 1963-м, год его смерти. До сих пор скандинависты не могут решить, какой перевод более точный. В издании «Старшей Эдды» от издательства «МИФ» приведен комментарий советского скандинависта Михаила Стеблина-Каменского, который заявляет, что перевод Свириденко неверный. Он дает подробную аргументацию своего мнения, но основные претензии — это попытка сохранить аллитерационный стих, который в русском языке просто невозможен, и, как следствие, появление в переводе Свириденко для сохранения поэтической формы дополнительных слов, которых не было в оригинальном тексте «Эдды».

Согласно скандинавской мифологии, Имир — великан, был первым существом, появившимся из бездны до создания мира, от него произошел род великанов, которые считались старше богов. Согласно другому источнику, боги убили Имира и использовали его тело для создания мира: реки и моря возникли из его крови, земля — из его мяса, горы — из костей, облака — из мозга, а небесный свод — из черепа.

Создание людей произошло из Ясеня и Ольхи — двух деревьев, которые были оживлены богами. Вёльва описывает, что мировое дерево Иггдрасиль осеняет землю, а в его чертоге живут три Норны, богини судьбы, которые назначают судьбу каждому человеку. Боги счастливо живут на полях Идавёлль до тех пор, пока не начнется первая война. Причиной ее станет смерть светлого бога Бальдра по вине Локи. Это стало первым знаком наступающей «гибели богов».

Предсказывая будущее, вёльва говорит о «волчьем веке» и о кровавых конфликтах, которые приведут к концу мира. Волк съест Одина, змей одолеет Тора, а небесные светила упадут на землю, которая сгорит в огне мирового пожара. Но после гибели богов вёльва видит новую землю, которая будет очищена и возродится, а боги восстанут для новой блаженной жизни на полях Идавёлль.

Есть предположение, что на последнюю часть поэмы могло повлиять христианство. Но однозначно заявлять об этом нельзя. Вообще, христианизация Скандинавии — это болезненная историческая тема с кровавыми походами. Вероятнее всего, поэт, записавший прорицание вёльвы, был язычником. Это подтверждают тональность, образы, архаичные языковые особенности и стиль поэзии.

Оригинальное стихотворение может показаться довольно загадочным как нам, так и поздним средневековым исландцам, но не людям, для которых оно было предназначено. С другой стороны, оно имеет единство, которого не хватает во многих других поэмах, что заставляет сомневаться, являются ли представленные мифы подлинными или автор украсил их и добавил собственные мысли. В конце концов, мифология по своей природе подвержена творческой переоценке.

Неизвестно, думали ли древние исландцы, да и скандинавы в целом о возрождении после разрушительного финального события. История их вселенной движется в одном четком направлении, и никто не мог ничего сделать, чтобы предотвратить войну богов. Единственное, что им оставалось, — достойно драться до конца.

Издательство: «МИФ»
Перевод: Андрей Корсун
Количество страниц: 352
Год: 2023
Возрастное ограничение: 16+

Что читать

Сигридур Хагалин Бьёрнсдоттир. «Вулканы, любовь и прочие бедствия», Polyandria NoAge (16+)

Книга «Вулканы, любовь и прочие бедствия» рассказывает о знаменитом исландском вулканологе, который сталкивается с трудной задачей предсказания и предотвращения извержения вулкана. Хотя периодически в книге появляется техническое описание магмы и вулканической активности, это не лишает повествования сути. Протагонистка, которая обычно не проявляет эмоций, вынуждена столкнуться со своими чувствами, когда она переживает личный и профессиональный кризис. Книга полна напряжения и реализма. Читатель легко сможет визуализировать события по мере их развития. Несмотря на то, что книгу критикуют за неправдоподобную любовную линию, она не лишена увлекательного сюжета и юмора. В целом «Вулканы, любовь и прочие бедствия» — это увлекательное и приятное чтение, даже для тех, кто обычно не интересуется вулканами.

Арндис Тораринсдоттир, Хюльда Сигрун Бьярнадоттир. «Дом вдали от мира», «МИФ» (12+)

Бьорк вместе с семьей в первый раз отправляется навестить бабушку, которая живет на острове. Однако все идет не по плану. Семья обнаруживает, что застряла там на всю зиму. А Бьорк приходится немало потрудиться, чтобы приспособиться к другой среде. Кроме того, на острове происходят странные события, и девочка решает во всем разобраться. Книга затрагивает такие темы, как семейные узы, дружба, одиночество и самопознание. Кроме того, она подчеркивает важность решения экологических проблем и то, как простые изменения могут оказать значительное влияние. История рассказана от лица Бьорк, что позволяет читателям переживать происходящее вместе с ней. Несмотря на типичную тему тайны, уникальная обстановка книги удерживает внимание читателя. Это отличный выбор для чтения с детьми.

Рагнар Йонассон. «Затмение», «Азбука» (16+)

«Затмение» — третья книга в серии «Темная Исландия» Рагнара Йонассона. История вращается вокруг расследования убийства в небольшом городке на севере Исландии, где главные персонажи, Томас и Ари Тор, должны найти правду среди лжи, полуправды и невысказанных мыслей. У книги сложный, многоуровневый сюжет с широким набором персонажей, и все что-то скрывают, и это не дает им покоя. У автора уникальная способность извлекать нечто нереальное из обычной, на первый взгляд истории, создавая атмосферу медленного горения, которая держит читателя в напряжении. Несмотря на темный и угнетающий характер книги, между ее страницами есть что-то еще более зловещее, что делает ее исключительной в этой серии. Книга понравится тем, кто любит хорошо выстроенные детективные истории с неожиданными поворотами.

Уна Харт. «Когда запоют мертвецы», Inspiria (16+)

«Когда запоют мертвецы» — произведение Уны Харт, которое переносит читателя в XVII век в Исландию и рассказывает о жизни пастора Эйрика Магнуссона и девушки Тоурдис Маркусдоттир. Эйрик увлечен изучением божественного слова и гальдставов, несмотря на запрет последнего. В своих приключениях он сталкивается с чудовищами и даже рискует вынужденной женитьбой. Тоурдис, прагматичная и обладающая магическим даром, приручает морское чудовище и направляет мужчин на путь истинный. Книга разбита на разделы, каждый из которых представляет собой отдельную историю, связанную с общей сюжетной линией и напоминающую дух скандинавских саг, что придает произведению подлинность. Мир, описанный в книге, глубок, детализирован и содержит элементы фольклора. Это произведение для тех, кто хочет погрузиться в исландскую мифологию, не боится темноты и безысходности, а также ценит магический реализм.

Йон Кальман Стефанссон. «Летний свет, а затем наступает ночь», Polyandria NoAge (16+)

Книга «Летний свет, а затем наступает ночь» исландского автора Йона Кальмана Стефанссона — это лирическая и поэтическая книга, которая выиграла исландскую литературную премию в 2005 году. Книга сочетает в себе реальность и фантастические элементы. Представляет собой почти поток сознания, написанный с длинными предложениями и множеством запятых. Действие книги происходит в типичной, но неназванной исландской деревне. Это истории разных ее жителей. Они показаны как коллективно, так и индивидуально. Тут есть директор вязальной компании, который начал видеть сны на латыни, Йонас и его зрелищные настенные росписи, а также водитель грузовика Якоб.

Бергсвейн Биргиссон. «Ответ на письмо Хельги», Inspiria (16+)

Это короткая романтическая история нелегкой любви, которая длится на протяжении всей жизни главного героя. Жесткое и дикое, но в то же время красивое и интимное повествование развивается в сельской местности Исландии, с упоминаниями литературы, мифов и фольклора страны. Автор обладает безупречным стилем, каждое слово на своем месте. Герой осознает собственные недостатки и достижения в жизни. Роман демонстрирует упущенные возможности и жизненные решения, которые ничего не меняют и меняют все. Это история о страсти и боли. «Ответ на письмо Хельги» — это небольшое литературное произведение исландского происхождения, которое необходимо для себя открыть.

Сьон. «Скугга-Бальдур», ИД «Городец» (16+)

«Скугга-Бальдур» от Сьона — это захватывающе красивая повесть, которая разворачивается на фоне сурового зимнего пейзажа Исландии в 1883 году. В книге объединены различные элементы сказки, волшебной фантастики и мифа. История разделена на четыре части, каждая из которых фокусируется на разных персонажах и их историях. Повествование нелинейно и служит постепенному раскрытию истинной природы героев. Стиль, особенно в первой и третьей частях, напоминает серию лирических стихотворений. Сьон позволяет нам заглянуть в мысли охотника и его добычи, когда они пытаются обойти друг друга. Эта книга затрагивает темы добра и зла, вины и невиновности, благотворительности и лицемерия, сострадания и фанатизма, а также непорочной красоты природы и жестокости, коррупции и алчности человека. Как и во всех великих баснях и мифах, актуальность его послания выходит за пределы времени и места. Мы писали подробную рецензию на эту книгу.

Марк Курлански. «Треска», «Синдбад» (16+)

Книга Марка Курлански рассматривает историю и значение трески, раскрывая ее не только как популярный продукт. Треска — многофункциональный и ценный товар, где каждая часть рыбы имеет свое применение, включая кости, печень и кожу. Тресковая рыбалка оказала значительное влияние на сообщества, для которых существование зависело от улова. Особенно это влияние сильно на Ньюфаундленде, в Новой Англии и Исландии. Однако избыточная рыбалка привела к истощению запасов трески, вызвав снижение жизненного уровня и экономики тех, кто зависит от рыбы. Книга исследует политику тресковой рыбалки, раскрывая, как страны воевали из-за этого ресурса. Несмотря на сложность темы, привлекательный стиль повествования Курлански гарантирует, что читатели будут заинтересованы и получат полное понимание исторического, культурного и экономического значения трески.

Екатерина Петрова — автор telegram-канала «Булочки с маком» и основательница первого книжного онлайн-клуба по подписке «Макулатура».

Екатерина Петрова (фото и иллюстрации автора)
ОбществоКультура

Новости партнеров