Казанские дизайнеры помогут победить османизм в главной мечети Симферополя

Татарстанских специалистов пустили в совместный с Чечней проект республики в Крыму стоимостью порядка 2 млрд рублей

Как стало известно «Реальному времени», казанская дизайн-студия возьмет на себя работу по созданию экстерьеров и интерьеров строящейся под протекцией Татарстана и Чечни самой большой мечети в Крыму, лишившейся после инцидента со сбитым бомбардировщиком Су-24 своих турецких подрядчиков. Руководитель студии «АРТМУС» Дмитрий Мусин рассказал нашему изданию о том, как им удалось попасть в данный проект, почему турецкий подход к интерьеру — не всегда правильный выбор и какие дизайнерские решения могут быть применены в новой Соборной мечети.

Засекреченные подрядчики и прощание с турецким застройщиком

Строительство крымско-татарской Соборной мечети в Симферополе стартовало 1 апреля. По некоторым данным, крымские татары ждали этого события более 12 лет, так как периодически на пути застройки возникали разного рода препятствия. К работам были привлечены несколько российских строительных компаний, пришедших на замену турецкой компании «Эрбек», несмотря на то, что ранее с ней уже были определены договоренности по объекту.

Дело в том, что руководство республики разорвало все деловые контакты с Турцией, в том числе и с «Эрбеком», после того, как в ноябре турецкий истребитель сбил в Сирии российский бомбардировщик Су-24.

Название компаний-подрядчиков пока держится в строгом секрете, однако ранее в СМИ появилась информация о возможном участии «КрымСтроя». На вопрос «Реального времени» о том, кто может составить компанию крымской организации, руководитель казанской дизайн-студии «АРТМУС» Дмитрий Мусин сообщил, что не может предоставить ответ, так как он не владеет такими данными.

Также сообщалось о том, что благодаря «внебюджетным источникам» на строительство мечети удалось собрать около 2 млрд рублей, а Татарстан и Чечня выступили с предложением частично профинансировать возведение культового объекта.

«В первую очередь мы показали свои возможности крымскому муфтияту»

По словам руководителей ООО «АРТМУС» Дмитрия и Лилии Мусиных, вряд ли можно сказать, что студию пригласили в проект — все вышло несколько иначе.

— Изначально проводилась работа будущими или потенциальными генподрядчиками, эти люди были очень хорошо о нас осведомлены, мы встречались не раз на объектах именно мусульманской архитектуры. В первую очередь мы показали свои возможности крымскому муфтияту. Когда это было, я уже не помню, но, безусловно, мы видели реакцию и прекрасно понимали, что из себя представляем. За этим, видимо, последовали какие-то подвижки у команды, которая занимается этой мечетью, — прокомментировал Мусин.

Как отмечает наш собеседник, пока студия провела некую ознакомительную презентацию, цель которой — показать, что опытные люди в сфере архитектурно-художественного решения, интерьеров и экстерьеров мечетей есть не только за границей (то есть в Турции), но и в России. Весомым аргументом в пользу этого заявления выступает целый ряд крупных объектов, над которыми уже успел поработать «АРТМУС». К примеру, мечеть «Ярдэм» на улице Серова — последняя работа компании в Казани, пристрой к мечети Марджани, женский молельный зал и мужской конференц-зал в той же мечети. Также на счету компании числится интерьер культового объекта в пос. Борисоглебское, соборная мечеть в Нижнекамске и строящаяся соборная мечеть в Уфе.

«Я не стесняюсь это говорить: турецкая экспансия нас немножко настораживает»

Как сообщил Дмитрий Мусин, о конкретной концепции интерьера и экстерьера симферопольской мечети пока говорить рано, однако у художников есть конкретное направление: они собираются оставить в качестве основы османский стиль, но в то же время сделать основной упор на то, что эта мечеть крымско-татарская, а не турецкая.

— Я не стесняюсь это говорить: турецкая экспансия как художественное наследие нас немножко настораживает. Начиная с XVI века исламская архитектура Крыма развивалась под влиянием искусства Османской архитектуры. Османский стиль выработал яркие характерные формы и приемы, которые воплощаются в современных мечетях. Настораживает прямое цитирование архитектуры Турции (Османского периода) в данном проекте, не отражены в архитектуре традиции культуры и этноса крымских татар , — прокомментировал Мусин.

Также руководитель дизайн-студии сообщил, что он является большим противником турецкого подхода к интерьерам, а конкретно к росписи. Однако Мусин поспешил подчеркнуть, что против турецких мечетей он ничего не имеет.

Насколько реальны сроки, обозначенные руководством Крыма?

Несмотря на то, что официально строительству Соборной мечети уже был дан старт, казанская компания еще не приступила к работе — торжественное открытие в Симферополе было скорее ознакомлением крымской общественности со специалистами из Татарстана. На данный момент открытыми остаются множество вопросов, в том числе вопросы технологии декорирования и возможности корректировки архитектуры мечети. Конкретный день, в который казанцам, наконец, «дадут зеленый свет», будет определен не раньше чем через две недели.

Если говорить о сроках завершения строительства, то мечеть должна быть полностью возведена к 2019 году. Мусин отмечает, что срок в три года, обозначенный руководством Республики Крым, не так уж и велик для столь масштабного объекта. Согласно проекту, комплекс Соборной мечети в Симферополе включает в себя мечеть, административное здание, прилегающую территорию в 2,7 га. Сама же мечеть будет состоять из основного здания с куполом и внутреннего двора с колоннадами и местом для омовения перед совершением намаза.

Общая вместимость мечети составит около 4 тыс. человек, при этом в главном молельном зале одновременно смогут разместиться 1,5 тыс. мужчин и 900 женщин. В дни больших религиозных праздников предусмотрено совершение намаза на территории внутреннего двора вместимостью в 1,1 тыс. человек. У мечети будет четыре минарета по 50 м высотой.


Лина Саримова

Новости партнеров