«Як» для президента: история семейства самолетов в Татарстане

Сегодня, 1 апреля, легендарному авиаконструктору Александру Яковлеву исполняется 110 лет. Его «Яки» стали одними из самых популярных воздушных транспортных средств в Советском Союзе. Выпускать эти самолеты должны были в Казани. На Як-40 перевозили и первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Об истории семейства знаменитых самолетов в республике в своей колонке рассказал краевед Равиль Вениаминов, занимающийся историей авиации.

Любимый конструктор Сталина

Многие из тех, кто бывал в советское и постсоветское время в Казанском аэропорту, поднявшись на второй этаж аэровокзала, частенько могли наблюдать за маленьким пассажирским самолетом, стоящим на перроне. Большинство людей и не подозревали, что эта изящная крылатая машина является Бортом №1 для первого лица нашей республики. Самолет назывался Як-40 и был он до сих пор самым массовым реактивным пассажирским лайнером в истории России. Разработало этот уникальный летательный аппарат опытно-конструкторское бюро под руководством Александра Сергеевича Яковлева. 1 апреля 2016 года знаменитому авиаконструктору исполнилось бы 110 лет.

Интересно, что 1 апреля — это еще и Международный день птиц. «Авис» в переводе с латинского — птица. В начале XX века было принято решение называть управляемый полет авиацией. Получается, что А. С. Яковлев родился в День авиации.

В историю России А. С. Яковлев вошел как дважды Герой Социалистического Труда, лауреат 8 Сталинских, Ленинских и Государственных премий, награжденный 10 орденами Ленина. И еще он знаменит тем, что его самолетов и вертолетов было построено больше, чем у других советских конструкторов, — более 80 тысяч. Почему это случилось? Не будет секретом, что Александр Яковлев был любимым конструктором Иосифа Сталина. Именно в годы правления лучшего друга всех физкультурников были выпущены все основные самолеты Яковлева.

С приходом к власти Никиты Хрущева, который прохладно относился к конструкторской деятельности А. С. Яковлева, семейство «яков» стало уменьшаться. За десять лет в производство на авиационных заводах не было запущено ни одной новой машины автора «Рассказов авиаконструктора» (которые он написал как раз в середине 50-х). И только после того, как Хрущева сменил Леонид Брежнев, в серию были запущены пассажирские самолеты Як-40 и самолеты вертикально взлета и посадки Як-38. «Рассказы» же трансформировались в толстый том воспоминаний с многозначительным названием «Цель жизни» тиражом в сотни тысяч экземпляров.

От смирных «яков» до боевых

Расскажем про «яки» на казанских полях. Первым аппаратом А. С. Яковлева, появившимся в Казани в 1935 году, был легкий транспортный самолет АИР-6. Аббревиатура эта тогда расшифровывалась просто — Алексей Иванович Рыков, председатель Совнаркома СССР, оказавший в свое время помощь молодому конструктору. АИРами были все самолеты Яковлева вплоть до ареста Рыкова в 1937 году. В сентябре 1935 года в рамках всесоюзного агитационного перелета в Казань прилетела большая группа легких самолетов, в том числе четыре АИР-6. Примерно в это же время Казанский летный отряд получил первые АИР-6 для эксплуатации в качестве транспортных и санитарных самолетов. После 1936 года их переименовали в Я-6 (всего выпустили 128 экз.).

В годы Великой Отечественной войны в Казань эвакуировали несколько аэроклубов, в том числе из Москвы и Ленинграда. Достоверно неизвестно, но есть вероятность, что в числе самолетов, на которых у нас шла подготовка пилотов, были учебно-тренировочные самолеты Яковлева УТ-1 и УТ-2 (8,5 тыс.). На некоторых фотографиях аэродрома 22-го авиазавода видны истребители, очень похожие на Як-9. Вероятно, эти самолеты летели на фронт из Новосибирска и Омска, где их выпускали, и делали промежуточные посадки в Казани.

Всю войну в Казани на 16-м моторном заводе выпускали моторы М-105/ВК-105 (более 18 тыс. экз.), которые устанавливались и на истребители Яковлева в том числе, от Як-1 до Як-9 (около 40 тыс.). Еще один казанский двигатель, на этот раз реактивный РД-1, устанавливался на опытном истребителе Як-3. После войны казанцы освоили в производстве реактивные двигатели РД-500 для серийных истребителей Яковлева Як-23 и АЛ-5 для опытного самолета Як-1000.

Мирные «яки»

Интересный факт: был момент, когда самолеты Яковлева должны были изготовляться в нашем городе. В июне 1951 года казанскому авиазаводу №387 было приказано освоить и приступить к выпуску легких самолетов Як-12Р и обеспечить их выпуск уже в сентябре в количестве 150 штук. И заводчане выполнили приказ, уже были готовы к этой работе, но неожиданно пришел другой приказ: начать выпуск вертолетов Ми-1. Впрочем, запчасти для Як-12 в Казани выпускали два года.

Однако эти самолеты в Казани все же появились. В 1952 году Казанский 168-й летный отряд получил два первых транспортных самолета Як-12 (4458 экз.). Затем прилетели еще два, и все они использовались в эскадрилье почтовой и санитарной авиации вплоть до 1960-х. В наше время один Як-12 можно наблюдать на аэродроме в Куркачах: это Як-12М советника генерального директора ОАО «Казанское авиапредприятие» и большого любителя неба Магомеда Закаржаева. Машина была приобретена им в конце 1990-х, когда Закаржаев был генеральным директором авиакомпании «Татарстан». Несмотря на почтенный возраст (выпущен в 1957 году), самолет все еще на крыле, хотя и поменял окраску. Автору довелось полетать на нем в 2003 году (перелет Казань — Бегишево — Казань). Надо отметить, что эта машина легка в управлении и устойчива в полете, так что от нее можно получить удовольствие. Тем более, что есть с чем сравнивать: автор летал в Англии на нескольких аналогичных машинах, в том числе на Пайпер «Кэб» и Цессна-140.

В 1950-е в Казани появился еще один самолет Яковлева — Як-11 (4166 экз.). В 1953 году на аэродроме 22-го авиазавода летал Як-11 — буксировщик мишени ПМ-3. Работы до середины 1950-х по летающим мишеням проводились в ОКБ-387 под руководством Г. И. Бакшаева. Была разработана и испытывалась с помощью Як-11 еще одна мишень ПМ-6.

Тем временем «яки» у нас летали еще в одном месте. Казанский аэроклуб, готовя летчиков, использовал для этого учебные самолеты Як-18 (8,5 тыс.). Эти машины эксплуатировались у нас долго, вплоть до замены их на более прогрессивные Як-52 (около 2 тыс.). Сейчас на аэродроме в Куркачах можно видеть три такие «учебные парты».

Здесь же обитают и их комфортабельные родственники Як-18Т (613 экз.) с закрытой кабиной на четыре человека. В 2003 году в строю находилось два самолета, один из них у авиационно-технического клуба «Импульс», который возглавлял Евгений Ковбасенко, сын летчика-испытателя КАПО Михаила Ковбасенко.

Реактивные «яки»

И, наконец, в Куркачах можно увидеть еще один самолет ОКБ Яковлева — Як-40 авиакомпании «Тулпар». А попал он туда не случайно. В авиационных кругах Казани уже давно живет идея создать авиационный музей. Дело это очень сложное, хотя будущих экспонатов уже достаточно. Вот и решил председатель совета директоров группы компаний «Тулпар» Азат Хаким в 2011 году выделить списанный Як-40 для будущего музея. И ждет эта машина своей участи на аэродроме в Куркачах.

Про Як-40 говорить можно много. Это один из самых массовых реактивных лайнеров (1136 экз.), к нам они стали поступать в конце 1960-х, и в Татарстане их в 1980-х насчитывалось до 35 машин. Як-40 возил первого президента РТ М. Ш. Шаймиева. Эти самолеты и сейчас летают, но, вследствие их неэкономичности, только на нерегулярных линиях.

К сожалению, казанские машины не обошла статистика катастроф. 14 августа 1982 года в районе Базарных Матак разбился Як-40, принадлежавший транспортному авиаотряду КМПО. 24 января 1988 года под Нижневартовском произошла еще одна катастрофа с казанским Як-40, но тогда экипаж был не наш. А вот 9 апреля 1974 года в старом Казанском аэропорту обошлось без жертв.

2 октября 1985 года в Казани впервые приземлился самолет Як-42 (179 экз.). С этого периода в Татарстане началась эксплуатация этого экономичного, надежного и неприхотливого лайнера. К началу 2000-х в авиакомпании «Татарстан» числилось восемь таких машин. Ныне Як-42 очень редко увидишь в небе. Однако на грузовом терминале Международного аэропорта Казань в октябре 2013 года фотографы-споттеры зафиксировали несколько Як-42 в разной степени состояния. На 2015 год в России в реестре состояло 25 самолетов Як-42.

Заканчивая тему «Яков» в Казани, можно еще упомянуть работу моторостроителей на КМПО в середине 1980-х над подъемными двигателями РД-41 тягой 4100 кгс для сверхзвукового истребителя вертикального взлета и посадки Як-141 (2 экз.). А еще одну боевую машину ОКБ Яковлева, правда, не всю, можно увидеть в шестом здании КНИТУ-КАИ. Там, в ангаре, расположена передняя часть самолета типа Як-27/28 (1300 экз.) с кабиной пилота и передней застекленной кабиной штурмана, что является уникальным, учитывая, что самолет был рассчитан на скорость около 2 тыс. км/ч.

В заключение можно сказать, что мы еще можем увидеть эти красивые крылатые машины и в Казанском аэропорту, и в Куркачах, и, быть может, на авиашоу, которое в августе 2014 года с успехом прошло на Казанском авиазаводе, и было обещано его повторить через два года, то есть этим летом. Будем ждать!

Равиль Вениаминов

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров