Уход Ford из Елабуги, новые китайские партнеры и «Атом»: итоги татарстанского автопрома
Несмотря на тяжелый год и санкции, республика сохранила сильные позиции в производстве автомобилей
КАМАЗ удержал лидерство на рынке грузовиков. «Соллерс» ищет нового партнера на смену сбежавшему из России Ford. Aurus запустил производство внедорожника Komendant и снова сменил гендиректора. С какими итогами татарстанский автопром завершает 2022 год — в обзоре аналитической службы «Реального времени».
ПАО «КАМАЗ» за январь—ноябрь 2022 года произвело 40 943 автомобиля, что на 8,5% меньше 2021 года. Самый большой спад производства пришелся на июнь и июль, тогда производство упало на 22,5% и 12,7% соответственно, посчитала аналитическая служба «Реального времени». Но уже в августе автогигант произвел на 88,4% грузовиков больше, чем в августе 2021 года.
Производство автомобилей ПАО «КАМАЗ» в 2021—2022 годах
Месяц | Производство в 2021 году, шт. | Производство в 2022 году, шт. | Динамика, % |
Январь | 1802 | 3368 | 87 |
Февраль | 3643 | 4119 | 13 |
Март | 4383 | 4099 | -6,5 |
Апрель | 4519 | 3845 | -15 |
Май | 2754 | 3501 | 27 |
Июнь | 4470 | 3464 | -22,5 |
Июль | 3870 | 3376 | -12,7 |
Август | 1952 | 3677 | 88,4 |
Сентябрь | 4175 | 3900 | -6,6 |
Октябрь | 4507 | 3785 | -16 |
Ноябрь | 4126 | 3809 | -7,7 |
Итого | 44735 | 40943 | -8,5 |
Источники: Автостат, АвтоСтатистика, Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), пресс-центр ПАО «КАМАЗ»
Продажи автомобилей КАМАЗ за 11 месяцев 2022 года упали сильнее производства и составили 26 773 автомобиля, что на 15,4% меньше показателей 2021 года.
Продажи автомобилей ПАО «КАМАЗ» в 2021—2022 годах
Месяц | Продажи в 2021 году, шт. | Продажи в 2022 году, шт. | Динамика, % |
Январь | 2031 | 193 | -5 |
Февраль | 2389 | 2411 | 0,9 |
Март | 2836 | 3325 | 17 |
Апрель | 3300 | 2220 | -32,7 |
Май | 3252 | 2245 | -31 |
Июнь | 2505 | 2130 | -15 |
Июль | 2500 | 2134 | -14,6 |
Август | 2511 | 2686 | 7 |
Сентябрь | 2700 | 2500 | -7,4 |
Октябрь | 2686 | 2573 | -4,2 |
Ноябрь | 2528 | 2619 | 3,6 |
Итого | 31648 | 26773 | -15,4 |
Источники: Автостат, АвтоСтатистика, Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), пресс-центр ПАО «КАМАЗ»
Несмотря на падение продаж, по данным «Автостат Инфо», КАМАЗ сохраняет лидерство на рынке грузовиков с большим отрывом от конкурентов. Доля КАМАЗа в объеме всех продаж на рынке грузовиков, например, в октябре 2022 года составила 35,7%, что несколько выше показателя в октябре прошлого года, когда его доля составила 33,8%.
В октябре 2022 года в топ-3 марок грузового рынка помимо КАМАЗа вошли также Shaanxi, который нарастил продажи относительно сентября с 1102 до 898 единиц, а также Sitrak, объем реализации у которого вырос за те же два месяца с 462 до 736 единиц техники.
КАМАЗ остается самой популярной маркой грузовиков в России, объем парка которого составляет 701 420 автомобилей. Второе место с показателем на уровне 439 245 зарегистрированных авто занимает ГАЗ, а третье — МАЗ (198 061 единицы). На долю ЗИЛ и «Урала» приходится по 188 823 и 115 898 грузовиков соответственно (по последним данным на начало второго полугодия).
В 2023 году автогигант увеличит инвестиции на треть
КАМАЗ в следующем году планирует направить на реализацию инвестиционной программы 20 млрд рублей. «Инвестпрограмма на следующий год в бизнес-плане заложена в 20 млрд рублей. В этом году было 14 млрд рублей, но около 15 млрд рублей мы потратим, сейчас проходят заключительные финансовые операции», — сообщил на пресс-конференции генеральный директор компании Сергей Когогин.
Производство электробусов КАМАЗ тоже отражено в инвестпрограмме следующего года. Уход от европейской компонентной базы, по словам Когогина, тяжело сказался в том числе и на этом сегменте, но все задачи решены, новый образец уже прошел тестовые испытания.
В феврале 2023 года КАМАЗ планирует начать производство обновленного электробуса с увеличенной долей российских компонентов и компонентов из дружественных стран, и в очередном тендере Москвы компания будет участвовать уже с новым электробусом.
«Соллерс» сдулся из-за санкций
Производство ООО «Соллерс» в Татарстане за 11 месяцев рухнуло на 83%. С апреля компания остановила производство автомобилей под брендом Ford в Елабуге. В особой экономической зоне «Алабуга» выпускались легкие коммерческие грузовики (LCV) Ford Transit. Однако после начала спецоперации на Украине с группой отказался работать партнер из США — Ford Motor Company. Персонал завода, более 1 тысячи человек, был отправлен в простой.
На Восточном экономическом форуме (ВЭФ) гендиректор группы «Соллерс» Николай Соболев заявил, что холдинг выводит на рынок собственный бренд. В Елабуге будут выпускать новые модели LCV под маркой «Соллерс». Рассматривается выпуск двух модификаций: автомобили бескапотной и полукапотной компоновки полной массой от 2,5 до 4,5 тонны. Общий объем инвестиций в проект с учетом инвестиций «Соллерс Алабуга» и инвестиций компаний-поставщиков составит более 5,5 млрд рублей.
Компания обязалась перед Минпромторгом России обеспечить высокий уровень локализации новых автомобилей, запустить производство дизельных двигателей, штамповочное производство, локализовать ключевые электронные модули, элементы шасси и изделия из пластика. В программе будут задействованы существующие предприятия-поставщики, а также будут созданы новые производства на территории ОЭЗ «Алабуга». Также планируется открыть Центр НИОКР и продуктового развития «Соллерс Авто».
Производство автомобилей «Соллерс» в Елабуге в 2021—2022 годах
Месяц | Производство в 2021 году, шт | Производство в 2022 году, шт | Динамика, % |
Январь | 965 | 1425 | 47,7 |
Февраль | 1380 | 1720 | 24,6 |
Март | 1810 | 511 | -71,7 |
Апрель | 2072 | 10 | -99,5 |
Май | 1813 | 1 | -99,9 |
Июнь | 2098 | 0 | -100 |
Июль | 2422 | 0 | -100 |
Август | 1369 | 0 | -100 |
Сентябрь | 2134 | 0 | -100 |
Октябрь | 2191 | 0 | -100 |
Ноябрь | 1957 | 0 | -100 |
Декабрь | 1290 | 0 | -100 |
Итого | 21501 | 3667 | -83 |
Источники: Автостат, АвтоСтатистика, Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ)
Продажи ООО «Соллерс» рухнули на 54,7%. При этом, по данным «Автостат Инфо», на начало второго полугодия в российском парке насчитывалось 197,6 тыс. автомобилей Ford Transit — это самая массовая иномарка в сегменте LCV. Марка находится на третьем месте по продажам после ГАЗа и УАЗа.
Продажи «Соллерс» в Елабуге в 2021—2022 годах
Месяц | Продажи в 2021 году, шт | Продажи в 2022 году, шт | Динамика, % |
Январь | 910 | 3102 | 240,9 |
Февраль | 1070 | 1005 | -6,07 |
Март | 1409 | 1763 | 25,1 |
Апрель | 1607 | 874 | -45,6 |
Май | 1813 | 781 | -57 |
Июнь | 1540 | 238 | -84,5 |
Июль | 1770 | 248 | -86 |
Август | 1789 | 167 | -90,6 |
Сентябрь | 1914 | 156 | -92 |
Октябрь | 2003 | 162 | -92 |
Ноябрь | 1605 | 352 | -78 |
Итого | 19553 | 8848 | -54,7 |
Источники: Автостат, АвтоСтатистика, Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ)
Потенциальным партнером «Соллерса» для организации нового производства называли китайский JAC.
26 ноября 2022 года на площадке «Соллерс» в Елабуге состоялся запуск проекта по организации производства LCV под брендом «Соллерс». Новые российские автомобили получили названия Argo и Atlant.
Пока на заводе ведется крупноузловая сборка автомобилей, уточнили в пресс-службе компании. Мощности завода проходят подготовку к старту производства автомобилей по технологии полного цикла. Запущен процесс по модернизации и настройке оборудования, выстраиваются технические и технологические решения.
У Aurus снова сменился гендиректор
Новым генеральным директором Aurus 28 декабря назначен Андрей Панков, который с 2015 по 2019 годы занимал должность гендиректора автоконцерна Renault в РФ, говорится в сообщении компании. Он сменил на посту Николая Ходосевича, который руководил компанией с января 2022 года. В прошлом декабре на Aurus также менялся гендиректор: тогда с должности ушел Адиль Ширинов, который покинул пост по собственному желанию и сосредоточился на работе в УАЗе и «Соллерс Форд».
Серийное производство седанов Aurus Senat стартовало в мае 2021 года на заводе в Елабуге, где в конце ноября 2022 года также начался выпуск нового люксового внедорожника Aurus Komendant. В производственное, логистическое и ИТ-оборудование и системы предприятия инвестировано порядка 2 млрд рублей. Производственные мощности рассчитаны на выпуск до 5 тысяч автомобилей в год. Ранее Aurus выпускались на мощностях ФГУП «НАМИ» в формате мелкой сборки. В 2025 году производство в Елабуге планирует освоить удлиненную версию седана Senat.
С апреля 2020 произведено 128 автомобилей Aurus. В 2021 и 2022 году продано 20 и 12 машин соответственно.
Электромобили «Атом» начнут собирать в Набережных Челнах
Событием на рынке автопрома Татарстана стало анонсирование запуска производства электромобиля «Атом», в которое инвестировал гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин. В беседе с журналистами топ-менеджер рассказал, что вложил в разработку отечественного автомобиля на батарейках 30 млн рублей, эта сумма не входит в 360 млн рублей, выделенных непосредственно КАМАЗом.
Прототипы «Атома» должны появиться в первом квартале 2023 года, серийное производство намечено на последний квартал 2024 года. К 2030 году компания рассчитывает выйти на объем 472 тысячи автомобилей, две трети из которых будут идти на экспорт.
В презентации — четыре вида электромобилей: городская модель «Дуо» с двумя дверьми, семейный «Фэмили», отдельные авто для такси с салоном, «ориентированным на пассажира и удобным доступом к багажу», и доставки — «с системой контроля качества и температурного режима пищи».
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.