ТНВ нашел свое «ядро» в районах
Два проекта ТРК «Новый век» — телевидение и радио «Булгар радиосы» — оказались лидерами среди татарстанских медиапроектов по аудитории в районах РТ
В распоряжении «Реального времени» оказались результаты проведенного ЦАИР исследования медиапредпочтений жителей Татарстана. Как выяснилось, крупнейший республиканский телеканал ТНВ уверенно лидирует среди местных телеканалов в целом по РТ.
ТНВ среди федералов
В социологическом исследовании медиапредпочтений жителей Татарстана в части радио и телевидения, проведенным ЦАИР в декабре 2014 года – январе 2015 года, приняли участие 1 600 жителей Татарстана старше 14 лет.
Как выяснили исследователи, популярность телевидения в республике велика — ежедневно ТВ смотрят 74% татарстанцев, а 36% слушают радио. На вопрос, какие телевизионные каналы вы обычно смотрите (без подсказки), чаще всего жители республики называли пять крупнейших телеканалов. Первая кнопка страны заслужено заняла самую верхнюю строчку рейтинга — 57,8% вспомнили Первый канал. «Россия 1» на традиционном втором месте (43,9%). На третьем месте канал «скандалов, интриг и расследований» — НТВ (29,1%).
Крупнейший татарстанский телеканал ТНВ оказался на четвертом месте, сразу за «призовой тройкой» федералов. Телеканал «Новый век» — абсолютный лидер в крупных сельских районах Татарстана: в Арском (78,8%), Сабинском, Сармановском (77,5%), Азнакаевском (73,4%), Буинском (73,3%), Черемшанском (73,3%) районах. Особенно в тех, где в обиходе широко распространен татарский язык.
Также в десятку лидеров попали ТНТ (26,1%), СТС (25.6%). «Россию 2» и «Россию 24» в Татарстане смотрят 21,9% и 15,1% жителей республики соответственно. Замыкает «призову десятку» телеканал «Домашний» с долей 6,7%.
Буквально в шаге от десятки самых популярных телеканалов оказался еще один татароязычный музыкальный канал — «Майдан»: 5,6% респондентов, опрошенных специалистами ЦАИРа смотрят этот канал в кабельных сетях. Больше всего его поклонников оказалось в Азнакаевском (21,1%), Черемшанском (17,8%), Сармановском (17,5%), Сабинском (17,3%) районах.
«Яналыклар» — основной источник новостей для 30% опрошенных
Что же касается самых популярных новостных программ, то здесь безусловным лидером оказался выпуск новостей ТНВ. Почти 30% опрошенных на вопрос, какие местные новостные программы вы регулярно смотрите (без подсказки), назвали «Новости» ТНВ. Самые благодарные зрители у новостников телеканала в Сабах, Сарманово, Черемшане, Азнакаево, Буинске и Арске.
Что касается узнаваемости бренда ТНВ, то 92,7% опрошенных ответили, что знают такой телеканал. Причем более 70% из них смотрят его время от времени.
В ходе социологического исследования было выявлено и самое популярное время, когда у экрана собирается больше всего зрителей. 76,7% всех смотрящих время от времени ТНВ предпочитают передачи в промежутке с 18 до 21 часа, 20% — с 15 до 18 часов, а 19,3% — с 21 часа до 24 часов.
В пятерку самых популярных телевизионных жанров ТНВ относятся новости, информационные программы (74,8%), музыкальные программы (51,1%), развлекательные /ток-шоу (30,5%), спортивные трансляции (30,3%) и художественные фильмы (26,5%).
Если подойти к конкретным передачам ТНВ, то первое место по опросам респондентов у программы «Новости/Яналыклар» (45,2%), передачи «Башваткыч»/Головоломка (37,2%), «Мэдяният доньясында»/В мире культуры (18,4%) и концерты (24,8%).
Беспрекословным лидером в районах Татарстана по аудитории является и другой проект ТРК «Новый век» — радиостанция «Болгар радиосы». По данным ЦАИР, ее регулярно слушает 16,2% жителей республики — это почти вдвое больше, чем, например, у «Европы плюс» (8,7%). Тройка районов, где татароязычная FM-станция популярнее всего, — это Буинский, Черемшанский и Сармановский районы. После радио «Болгар» и «Европы плюс» идет «Русское радио» (7,2%). Отчасти успех «Болгар радиосы» можно объяснить культурой слушания на селе, когда приемник включен в течение всего дня, и его вещание является неким фоном повседневной жизни. В то время как в городе радиостанции чаще слушают по мере передвижения на личном или общественном транспорте, а не дома.
Выбирают из-за татарского языка
Исследователи ЦАИРа приходят к выводу, что ядром — наиболее значимым сегментом аудитории ТНВ и «Болгар радиосы» — являются жители сельской местности, ограниченные в выборе источников информации (прежде всего, о локальных событиях).
Одновременно подчеркивается, что телевизионный контент ТНВ интересен как татароязычной, так и русскоязычной аудитории. Русскоязычная аудитория представлена, в основном, жителями городов, а татароязычная — жителями сельской местности. «Соблюдение баланса интересов двух сегментов аудитории является приоритетным для поддержания и роста популярности ТНВ и привлечения рекламодателей», — дают рекомендацию социологи.
Среднестатистический зритель ТНВ обычно смотрит телеканал в домашней обстановке, преимущественно с 18 до 21 ч. А вот пик прослушивания «Болгар радиосы» приходится на утренние часы. Очевидно, «Болгар радиосы» интересует радиослушателей преимущественно в качестве музыкально-развлекательного фона утренних сборов и поездки на работу (наиболее популярная программа — утреннее «Чэк-чэк шоу»), тогда как ТНВ воспринимается телезрителями более серьезно — как информационный канал.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Исследование медиапредпочтений проводилось по формализованной анкете по целевой квотной выборке с использованием случайного метода отбора. Было выделено 3 географических зоны исследования. Первая — это центральная зона, которая включила Казань (приходится 66% опрошенных), Зеленодольск, Высокогорский, Арский, Зеленодольский, Лаишевский, Сабинский, Буинский районы. Всего здесь собрано 600 анкет. Вторая зона — Закамская (Набережные Челны (33,5% опрошенных), Нижнекамск (19,7%), Елабуга, Мензелинский, Менделеевский, Тукаевский, Мамадышский, Заинский, Актанышский районы). Здесь собрано 500 анкет. В третью зону вошел Юго-Восток Татарстана (500 анкет из Альметьевска (29,9%), Лениногорска, Азнакаевского, Сармановского, Черемшанского районов).
Целью исследования было определение ключевых показателей популярности (осведомленность, доля зрителей, контентные предпочтения) телерадиокомпании «Новый Век» (ТНВ/«ТНВ Планета» и «Болгар радиосы») в городах и районах Республики Татарстан.