Рустам Минниханов: «Вот с аэропорта едем — все равно колея появляется»

Президент Татарстана признался, что сам не раз открывал новые предприятия по производству битумов, «а потом оказывалось, что параметры не подтверждаются»

Рустам Минниханов: «Вот с аэропорта едем — все равно колея появляется»
Фото: предоставлено realnoevremya.ru пресс-службой президента РТ

«По российскому законодательству мы обязаны строить согласно ГОСТ Р (федеральный стандарт, — прим. авт.) только трассы федерального значения. Их меньше 10%. Все остальное — пожалуйста, стройте дороги по своим региональным стандартам СТО», — предложил замгендиректора башкирского АО «Институт нефтехимпереработки» Эльшад Теляшев радикальный способ избавления от колейности на региональных дорогах. На очередном заседании совета директоров «Татнефтехиминвест-холдинга» он раскритиковал моду на американские стандарты Performance Grade (PG) при выборе дорожного битума, предложив взять на вооружение башкирский опыт в строительстве дорог. Президент Татарстана Рустам Минниханов согласился сделать «пробную». Детали — в материале «Реального времени».

Снова о колейности

— Вот сколько [времени] я работаю, столько мы обсуждаем проблему высококачественных дорожных битумов, — сокрушался на заседании совета директоров «Татнефтехиминвест-холдинга» Рустам Минниханов.

Какая конкретно трасса на этот раз стала поводом для раздражения, он прямо не сказал, но зато позднее упомянул дорогу из Международного аэропорта «Казань», где недавно с помпой открывали развязку с участием российского вице-премьера Марата Хуснуллина.

— Вот с аэропорта едем — все равно колея появляется. Я уже говорю: давай крупный щебень попробуем, давай что-то другое (подберем, — прим. авт.), — вслух рассуждал президент Татарстана о «неизлечимости» колейности на дорогах.

Рустам Минниханов признался, что сам не раз открывал новые предприятия по производству битумов, «а потом оказывалось, что параметры не подтверждаются». Очевидно, что в поисках новых технологических решений в Казань пригласили команду башкирских коллег, которые продвинулись вперед.

— Это наш друг и партнер, — представил президент научного руководителя института — заместителя гендиректора АО «Институт нефтехимпереработки» Эльшада Теляшева. — Его как-то и критиковали, и дружили. В любом случае люди продвинулись вперед.

Performance Grade — лазейка для суррогатов

Как же производить супербитумы, что дадут долгую жизнь дороге, и без колеи? Спикер напомнил, что проблему радикального повышения качества дорог не раз поднимали в профессиональном сообществе, но вопрос колейности так и повис в воздухе.

Для начала он обозначил две причины преждевременного образования колеи на дорогах. Во-первых, это качество битума как необходимого связующего для укладки верхнего слоя дороги. По оценкам экспертов, его вклад в образование колеи составляет не менее 70%. Во-вторых, нормирование битума при строительстве дорог.

Заместитель гендиректора АО «Институт нефтехимпереработки» Эльшад Теляшев напомнил, что проблему радикального повышения качества дорог не раз поднимали в профессиональном сообществе, но вопрос колейности так и повис в воздухе. предоставлено realnoevremya.ru пресс-службой президента РТ

— Если класть мягкий асфальтобетон, то колея через два года будет обязательно, — пояснил Теляшев.

По словам замгендиректора АО «Институт нефтехимпереработки», главная причина колейности в том, что дорожники при выборе марки битума ориентируются на специально разработанную американскую шкалу Performance Grade (PG), основанную на реологических свойствах и температурных диапазонах его применения.

— На наш взгляд, PG в российском изложении становится пропуском для суррогатов. В ней присутствуют только шесть параметров, но нет истории создания этого битума, — пояснил он.

Почему 20 лет назад запретили нижнекамский битум

Затем Теляшев раскритиковал слепое увлечение западными стандартами, которое перекрыло доступ широкому применению российских битумов в дорожном строительстве.

— 20 лет назад в Нижнекамске впервые было запущено производство остаточных неокисленных битумов. Эта технология была запущена на ТАИФ-НК (тогда Нижнекамский НПЗ). Была применена уникальная технология без пара и выбрасывания вредных стоков. Использована современная гидроэжекторная вакуумная система. Производимый битум получил превосходные оценки специалистов РосДорНИИ по показателям прочности и водостойкости, — рассказал он.

Испытания этого битума показали великолепные результаты как на дорогах Татарстана, так и за пределами. Опыт изучали зарубежные компании, обсуждался экспорт в Финляндию. Но тогда выпуск этого битума был запрещен по причине несоответствия одному параметру — по хрупкости.

— Этот параметр ничего не показывает, а сейчас по всем мировым стандартам он исключен как неинформативный показатель, — рассказал Теляшев.

Надо строить по своим стандартам

Второй неудачный опыт применения дорожных битумов случился в Башкортостане. По словам Теляшева, в республике внедрили производство компаундированных неокисленных битумов. Это другой способ получения битумов с особыми свойствами.

— Он был использован на горном участке Белорецк — Учалы, который подвержен резким температурным перепадам. Тем не менее автодорога продержалась свыше 18 лет без колеи. Но тоже была запрещена российским Минтрансом, — посетовал он.

С того времени власти Башкортостана ввели собственные стандарты в строительстве дорог. И не пожалели.

— Есть радикальные решения — сделать собственные региональные стандарты. По законодательству согласно ГОСТ Р (российский стандарт строительства автомобильных дорог в РФ) мы обязаны строить только федеральные дороги. Их меньше 10%. Все остальное — пожалуйста, стройте дороги по своим региональным стандартам СТО, — призвал спикер. — Два года назад Башкирия перешла на собственные стандарты. Тогда весной будут новые дороги, которые «простоят» долго и не станут крошиться, — уверен Теляшев.

Далее он обратился к президенту Татарстана: «А помните, вы спросили, можно ли производить битум из ашальчинской нефти?» По его словам, через месяц уфимцы привезли асфальтобетонную плиту, ее себестоимость была ниже на 20—30% обычного — ее испытания показали высокую прочность, хвалился Теляшев. И в заключение подарил книгу о битумах и битумных материалах, выразив надежду на сотрудничество с Татарстаном.

— Давайте сделаем пробную — нам главное, чтобы дорога «стояла», — согласился Минниханов.

По его словам, у республиканских властей были намерения наладить производство битума.

«Давайте сделаем пробную — нам главное, чтобы дорога «стояла», — согласился Рустам Минниханов. предоставлено realnoevremya.ru пресс-службой президента РТ

— Мы тратим столько денег, чтобы сохранить верхний слой. Все равно надо искать пути решения проблемы. В ближайшее время выйдем на связь, — пообещал он и поручил разработать собственные стандарты в дорожном строительстве. — Все, что полезно, мы готовы брать.

Луиза Игнатьева

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ОбществоИнфраструктураВласть Татарстан

Новости партнеров