Альберт Каримов предложил промышленникам фонд и спецконтракт

Депутаты Госсовета посетовали, что в развитии промышленности много мнений, но очень мало действий на федеральном уровне

Альберт Каримов предложил промышленникам фонд и спецконтракт
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Минпромторг Татарстана на основе федерального закона разработал законопроект о промышленной политике республики, который должен определить дальнейший вектор развития промышленности. Сами чиновники не скрывают, что во многом он повторяет уже существующие в республике меры, однако предлагает пару новых механизмов: создание регионального фонда развития промышленности для льготного кредитования предприятий, а также специнвестконтракт от имени республики. Поддержка в первую очередь может затронуть предприятия, работающие на оборонзаказ, и нефтехимию. Подробнее — в материале «Реального времени».

Новый закон о промполитике: поддержка экспорта, инноваций и создание промплощадок

Законопроект «О промышленной политике в Республике Татарстан» представил депутатам сегодня на заседании комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ министр промышленности и торговли Татарстана Альберт Каримов. Но отметил, что аналогичный федеральный закон был принят в прошлом году, но обсуждался порядка 10 лет. На его основе и писался аналогичный республиканский проект, не скрывает докладчик.

Важность документа Каримов подчеркнул тем, что промышленность составляет 40% валового регионального продукта Татарстана. Депутаты и чиновники заявляют об исключительной значимости законопроекта. «Он призван стать основой для реализации ключевых инструментов промышленной политики Республики Татарстан», — говорил Каримов.

Тем не менее содержание самого текста законопроекта весьма формальное и общее. Так, он регулирует отношения между структурами и ведомствами, участвующими в реализации промышленной политики, устанавливает цели и задачи, определяет основные термины — то есть по факту наделяет органы власти теми полномочиями, которые, по сути, у него уже есть. Так, например, кабинет министров он уполномочивает принимать нормативно-правовые акты и госпрограммы, направленные на развитие промышленной политики, заключать соглашения. А системообразующей целью промышленной политики он определяет, казалось бы, очевидные «повышение конкурентоспособности продукции и технического уровня промышленности, обеспечение выхода инновационной продукции и высоких технологий на внутренний и внешний рынки, замещение импортной продукции и перевод промышленности на основе инновационно активного промышленного производства в стадию устойчивого роста». Конкретика, по словам Каримова, будет содержаться в госпрограмме по развитию промышленности, которая уже разрабатывается и будет представлена после принятия законопроекта парламентом республики. Эти программы развития промышленности будут софинансироваться из федерального центра, пообещал он.

Ключевой пункт законопроекта — перечисление мер поддержки и стимулирования промышленности. Они включают в себя как уже существующие направления: финансовую поддержку научно-технической и инновационной деятельности, развития кадрового потенциала, инновационную и консультационную поддержку, льготы, — так и новые. Это, по словам Каримова, создание промышленных кластеров, фонда развития промышленности, заключение специальных инвестиционных контрактов (СПИК). Их законопроект перенял из своего федерального аналога. «Их утверждение необходимо для поддержки тех проектов по развитию промышленности, которые на сегодняшний день не попадают ни под федеральную поддержку, ни под поддержку малого и среднего предпринимательства», — пояснил он.

Фонд развития промышленности РТ даст предприятиям кредиты под 5% годовых

Так, речь идет о республиканском аналоге фонда развития промышленности, который был создан на федеральном уровне в прошлом году. «Это один из основных действующих инструментов поддержки, введенный законом о промышленной политике в России, его механизм был достаточно оперативно запущен, на его функционирование было выделено 20 миллиардов рублей, и с мая шло рассмотрение и утверждение проектов», — сказал Каримов.

Напомним, фонд уже поддержал 4 татарстанских проекта на 1,4 млрд рублей, ими стали АО «Интерскол-Алабуга», которое получило 500 млн рублей, производитель терефталевой кислоты и полиэтилентерефтала ООО «СафПэт», которому фонд выделил 700 млн рублей; ООО «Кама Кристалл Технолоджи» смогло получить почти 102 млн рублей, а проект по организации производства детских мочеприемников ООО «Паритет» — 102,4 млн рублей. Отметим, что многие из них и так реализованы в особых экономических зонах и промплощадках, где им предоставляются льготы. Готовится и дополнительный проект для финансирования, добавил министр.

«Чтобы реализовать у себя эффективную модель взаимодействия с предприятиями, регионам необходимы не только значительные финансовые средства, но и тщательный отбор проектов, контроль за их исполнением. Поэтому на федеральном уровне разрабатывается механизм совместной оценки проектов», — говорит Каримов.

Он представил один из возможных вариантов схемы финансирования фонда: размер займа от 20 до 100 млн рублей, доля займа федерального фонда развития промышленности — не более 70%, регионального — не менее 30%, срок займа — не более 5 лет под 5% годовых, а собственные средства инвестора не должны составлять менее 15%. Как сообщал министр на встрече с предпринимателями 25 февраля, создание фонда ожидается до конца года.

Однако предполагаемый объем фонда чиновники не называют. Не сообщил об этом и глава комитета Рафис Бурганов, отметив лишь, что это зависит от возможностей бюджета республики. При этом, как он позже объяснил «Реальному времени», проект может одновременно претендовать на поддержку как федерального, так и регионального фонда: их базы связаны не будут. Он не исключил, что большинство проектов будут пробовать получить средства из центра, а только после этого пойдут в региональный фонд. По мнению депутата, в числе первых такой возможностью воспользуются предприятия оборонной отрасли.

Специнвестконтракт для «Нижнекамскнефтехима»

Еще одной новой для Татарстана формой поддержки, взятой из федерального закона о промполитике, является специнвестконтракт. «На сегодняшний день он предусматривает возможность сохранения действующего налогового режима и льгот на весь срок реализации инвестпроекта. С одной стороны, может показаться, что механизм его действия схож с механизмом заключения соглашений об инвестиционной деятельности, которые уже действуют на территории республики, однако применение действующего республиканского законодательства к специнвестконтрактам несколько затруднительно, там отличаются и требования к проекту, и сроки, условия стимулирования, перечень документов», — объяснил Каримов.

Кроме того, по его словам, стороной специнвестконтрактов могут выступать не только инвестор и республика, но и органы федеральной и муниципальной власти. Сейчас по поручению президента РФ готовится возможность в рамках СПИКа снижать до 0% ставки налога на прибыль и применения повышающего коэффициента амортизации, возможность по участию в госзаказе вне конкурса. В середине года Каримов ожидает принятия соответствующих документов, к этому моменту СПИКи должны быть готовы к применению. «Специнвестконтракт станет, возможно, самой привлекательной формой поддержки таких масштабных проектов, как строительство нового олефинового комплекса на ПАО «Нижнекамскнефтехим» мощностью 600 тысяч тонн, который на данный момент находится на стадии проработки. Потому что, к сожалению, данный проект на сегодняшний день не попадает ни под одну программу поддержки федерального уровня», — посетовал министр. Так, СПИК подразумевает срок выхода проекта на операционную прибыль от 5 до 10 лет. Он может распространяться на создание или модернизацию промышленного производства, внедрение лучших технологий или на освоение производства продукции, не имеющей аналогов в РФ.

Кроме того, законопроект предусматривает меры поддержки экспортеров, создание технопарков и промплощадок и другие виды развития бизнеса, которые в той или иной мере реализуются в республике. Но при этом он не регулирует производство алкогольной продукции, спиртосодержащих пищевых продуктов, табачных изделий.

«Мы думаем, что вы очень быстро на этом фундаменте построите… определенные мысли имеете. Потому что сейчас очень много мнений, статей и прочего, но очень мало действий на федеральном уровне. Поэтому мы сейчас должны быстро, как в 90-е годы, в нужное русло эти процессы направить и помогать тем, от кого есть толк и поступления в бюджет», — заключил Бурганов. Депутаты поддержали законопроект в первом чтении.

1/63
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
Дина Валиуллина, фото Максима Платонова

Новости партнеров