Банкиры Татарстана: «Прирост остатка задолженности по кредитным картам — ящик Пандоры»
Бизнес-бранч газеты «Реальное время» с представителями банковского сообщества Республики Татарстан. Часть 2
Очередной бизнес-бранч газеты «Реальное время» на тему «Тенденции розничного кредитования банковского сектора РТ 2014/2015 гг.» состоялся 18 марта в ресторане Chateau. Участие во встрече приняли представители татарстанского банковского сектора, которые обсудили ключевые тенденции и перспективы отрасли, переживающей период неопределенности, а может быть, формирования новой экономической реальности.
Окончание. Начало читайте здесь.
Участники:
Михаил Марин — заместитель управляющего отделением «Банк Татарстан» ОАО «Сбербанк России»
Александр Михалицын — и. о. управляющего ВТБ24 в Татарстане
Алексей Бойко — заместитель председателя правления банка «Аверс»
Марсель Зиляев — управляющий казанским филиалом ОАО «БИНБАНК»
Василя Муллина — заместитель директора татарстанского филиала ОАО «Россельхозбанк»
Ринат Сафин — заместитель начальника операционного офиса «Казанский» филиала «Уфимский» Уральского банка реконструкции и развития
Денис Удачин — заместитель директора по развитию розничного бизнеса «Локо-банк»
Сергей Кощеев — главный редактор деловой интернет-газеты «Реальное время»
Фаиль Гатаулин — руководитель аналитической службы деловой интернет-газеты «Реальное время»
Какой у меня сейчас уровень просрочки, меня не сильно волнует
Денис Удачин: Соглашусь с коллегами, сейчас главная задача — максимально снизить риски по портфелю. Розничное кредитование сегодня находится, скажем так, на промежуточном этапе. Нет задачи его сильно развивать. Объемы упали значительно и находятся сейчас на уровне «для галочки». Когда что изменится? Не знаем.
Кощеев: А ваш банк сейчас чем живет? Вы, мягко говоря, не особенно заметны на рынке в Татарстане.
Удачин: В Татарстане, может быть, да, но в целом по стране позиции у нас сильные. На самом деле, банк изначально был рассчитан на малый и средний бизнес. Потом ввиду экономических обстоятельств, когда в 2010 году все рьяно ринулись в розницу, «Локо-банк» тоже пошел в этот сектор и завоевал неплохие позиции. По объему автокредитного портфеля мы входили в топ-15 по России. Автокредиты являются одним из наиболее защищенных продуктов. Сейчас акцент делается на комиссионную составляющую.
Денис Удачин: «Сейчас главная задача — максимально снизить риски по портфелю»
Кощеев: И как себя чувствует сектор автокредитования?
Удачин: Объемы по автокредитованию упали значительно.
Кощеев: Из ста заявок по скольким вы отказываете? По ста?
Удачин: Порядка 75 процентов.
Кощеев: А в 2012 году?
Удачин: Тогда это было порядка 45 процентов, наверное.
Кощеев: Почти в два раза разница. А количество заявок по сравнению с 2012 годом как изменилось?
Удачин: Упало раза в три.
Кощеев: То есть даже от упавшего втрое количества заявок вы одобряете лишь 25 процентов. Но по сектору малого бизнеса, пожалуй, ситуация была бы еще хуже, потому что, как известно, он самый проблемный с точки зрения просроченной задолженности.
Марин: Сейчас такой проблемы уже нет. Сейчас и малый бизнес, и розничные заемщики по поведению и просрочке схожи.
Михалицын: Сейчас основная задача банков по работе с просроченной задолженностью, кроме формирования новой выдачи и работы со старым портфелем, — чтобы прирост просрочки находился в рамках плановых значений. Поэтому какой у меня сейчас уровень просрочки, меня не сильно волнует. Мне главное — сформировать качественный новый портфель. Если я формирую качественный портфель, то я понимаю, что умещаюсь в резервы. И при этом я должен выполнить план по продажам.
Бойко: Лукавство же. Кто из банкиров готов через год просто взять и списать 100 процентов своих резервов? 16 процентов портфеля просто взяли и ушли куда-то. Все ли на это готовы?
Михалицын: Если я создаю просроченную задолженность и соответствующие резервы в плановом уровне, меня это устраивает.
Марин: Уровень резервов как показатель качества я бы не рассматривал. Очень такой творческий показатель…
Бойко: Я бы тоже не рассматривал.
В период кризиса традиционно смещается акцент на более короткие виды кредитования
Кощеев: Ваша позиция понятна. Василя, каково ваше мнение насчет просрочки и какова ситуация по вашему кредитному портфелю?
Василя Муллина: По кредитному портфелю у нас сейчас, как и у многих других банков, здесь присутствующих, наблюдается небольшое снижение. Наш банк направлен на аграриев, поэтому ситуация лучше. В сельском хозяйстве все определено, все понятно. Сейчас стартуют сезонные полевые работы, идет импортозамещение, заявки по потребительским кредитам выросли в 3 раза. От фермеров и жителей села, которые ведут личное подсобное хозяйство, в день мы принимаем порядка 160-170 заявок на среднюю сумму около 240 тыс. рублей.
Кощеев: Может быть, у вас была низкая стартовая база? Какие позиции вы занимаете в Татарстане по кредитованию физлиц?
Василя Муллина: «У нас банк направлен на аграриев, поэтому ситуация лучше. В сельском хозяйстве все определено, все понятно»
Муллина: По кредитованию физлиц мы занимаем в Татарстане пятую позицию по объему портфеля. Рынок розничного кредитования в республике в прошлом году вырос на 11 процентов, и мы были в рынке, увеличив портфель на такую же величину.
Кощеев: Это субсидируемые кредиты?
Муллина: У нас только две программы субсидируются. Это строительство животноводческого помещения и приобретение крупного рогатого скота.
Кощеев: Сколько у вас в объеме выдачи приходится на кредиты с субсидируемой процентной ставкой?
Муллина: В объеме выдачи где-то порядка 30 процентов. Только треть. Остальные — обычные розничные кредиты. И просрочка у нас по физлицам минимальная.
Кощеев: И как же вам удалось этого добиться?
Муллина: Во-первых, нам очень сильно помогают главы районов. От них действительно идет очень большая поддержка. Во-вторых, по просрочке мы работаем на опережение. Если у клиента есть временные трудности, мы можем пролонгировать кредит максимум на год. Есть реструктуризация кредита. И третье — это цессия, продажа долгов коллекторам. В этом году мы, возможно, продадим портфель на 27-30 млн рублей.
Кощеев: Скажите, а чем занимаются те фермеры, которые приходят и берут у вас кредиты?
Муллина: Сейчас они берут деньги на весенние полевые работы, на покупку семян и удобрений, которые выросли в цене.
Кощеев: Но это все субсидируется?
Муллина: На каждый район есть определенные лимиты субсидий.
Кощеев: Хорошо, понятно. Ринат, пожалуйста, расскажите, как обстоят дела у вас, в Уральском банке реконструкции и развития.
Ринат Сафин: Ситуация стабильная. Направления работы у нас — лояльность клиентов, именно на лояльных клиентов мы делаем основной упор. У нас идет активный оборот кредитных карт, кредиты наличными. Клиентов по пластиковым картам у нас порядка 4 000 тысяч по Татарстану. Мы работаем с 2011 года в регионе, а полноценный офис открыли только в 2013 году. В основном, у нас сейчас работает лидогенерация, упор делаем на розничных клиентов, на зарплатные проекты.
Кощеев: А каков портфель кредитный? Средняя сумма кредита?
Сафин: Портфель озвучить я не готов. Средняя сумма — порядка 150 тысяч.
Кощеев: Коллеги, 150 тысяч по кредитной карте — это много или мало?
Муллина: Это нормально.
Михалицын: У меня даже меньше.
То ли все хорошо, то ли человеку просто не хватает денег на жизнь
Зиляев: В период кризиса традиционно смещается акцент на более короткие виды кредитования, хотя кредитные карты — это совсем другой продукт. Это как запасной кошелек. И мы от месяца к месяцу наблюдаем определенный прирост средней суммы именно остатка задолженности по кредитным картам.
Кощеев: Это мина замедленного действия.
Зиляев: Если человек удовлетворяет свои среднесрочные потребности, то нет. А если человек начинает расходовать лимиты по кредиткам на еду, то может быть, да. У нас средний лимит по кредитной карте составляет 50-60 тыс. руб. По мере того, как человек загружает лимит, качественно его обслуживает, может идти речь об увеличении лимитов.
Марсель Зиляев: «В период кризиса акцент традиционно смещается на более короткие виды кредитования»
Сейчас банки активнее обращают внимание на развитие кросс-продаж вкладчикам, наплыв которых мы ощущали в декабре прошлого года особенно. Мы научились продавать им кредитные карты, страховки. В этом направлении идет колоссальный рост объемов продаж. За последнее время проникновение кредитных продуктов среди вкладчиков выросло с нуля до 20-30 процентов. Размещая деньги в депозит, очень удобно взять карту, чтобы не снимать их со срочного депозита, если они неожиданно понадобятся.
Марин: Прирост остатка задолженности по кредитным картам лично для меня — ящик Пандоры. Я не понимаю, почему он растет. То ли все хорошо, то ли человеку просто не хватает денег на жизнь. На мой взгляд, прирост портфеля по кредитным картам неоднозначен.
Бойко: Природа этого непонятна.
Марин: Да. Скорее всего, там всего намешано, но чем быстрее я пойму, чего больше, тем лучше. Пока я смотрю на эту тенденцию больше негативно. Если бы новостной фон был позитивный, я бы радовался больше. Пока все обслуживается там, все хорошо. Но что будет дальше, время покажет.
Михалицын: Качество портфеля кредитных карт сильно зависит еще от того, как они выдавались. Может быть, человек приходил к нам, брал кредит наличными, а мы просто кнопочку нажали, подарили ему карту. Навыпускали таких карт, а реально кошелек у клиента маленький. Но если ты объясняешь все преимущества сервиса, нюансы, выгоды и прочее, тогда клиент пользуется картой более уверенно.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.