Сергея Харламова в СИЗО освободят от углеводной диеты только с позволения медика и за счет родных
В УФСИН по РТ рассказали об удвоении числа ВИЧ-инфицированных женщин в РТ, «лишних» миллионах на антивирусную терапию и условиях для VIP-сидельца
Чем лучше выявляют и лечат туберкулез, гепатит и ВИЧ в колониях и СИЗО, тем выше шанс сдержать распространение болезней по эту сторону решетки. Такой вывод напрашивался по итогам сегодняшней пресс-конференции в УФСИН по РТ. Пока присутствующая на этой встрече заместитель главврача республиканского Центра СПИД Елена Курмашева не призналась: до эпидемиологов гражданских клиник после освобождения из-под стражи доходят и продолжают лечение лишь половина бывших зэков с ВИЧ. Здесь же корреспондент «Реального времени» пообщался с главным медиком УФСИН по РТ об условиях содержания VIP-заключенного Сергея Харламова.
ВИЧ-эпидемия косит женщин и обходит сознательную молодежь
Хотя большая часть пресс-конференции была посвящена проблемам медицины в системе исполнения наказаний, выступающие не смогли обойтись без оценки нынешней ситуации с ВИЧ в РТ в целом. На 1 января 2016 года в республике зарегистрировано 19,6 тыс. случаев ВИЧ. Показатель распространенности этой инфекции среди населения РТ в 1,7 раза ниже среднероссийского уровня, сообщила замглавврача центра по профилактике и борьбе со СПИДом РТ Елена Курмашева. В то же время за год заболеваемость ВИЧ в Татарстане выросла более чем на 4%.
В числе ВИЧ-инфицированных татарстанцев 80% — лица в возрасте 20-40 лет, 56% — потребители внутривенных наркотиков и 67% — мужчины. Впрочем, по данным минздрава РТ, в последние два года наблюдается «интенсивное вовлечение в эпидемию женщин»: по сравнению с 2006 годом их число удвоилось и составило 4,6 тысячи. Кроме того, угроза подцепить заразу в своей или чужой постели растет: в 2015 году передача ВИЧ половым путем среди выявленных в РТ случаев составила 63%.
Впрочем, медики отмечают и единственную положительную тенденцию: снижение заболеваемости вирусом иммунодефицита человека в рядах молодых людей 15-29 лет. Всего же на диспансерном учете в РТ состоят 11 тыс. 889 больных с ВИЧ, включая 143 ребенка.
Букет тюремных болезней
По сравнению с «волей», в татарстанских колониях и следственных изоляторах ВИЧ-инфицированных куда меньше — около 900 человек, из которых лишь 90 не являются потребителями внутривенных наркотиков. При этом почти половина сидельцев с ВИЧ (468 человек) одновременно страдают от гепатита и туберкулеза. Кстати, именно туберкулез чаще всего становится причиной смерти осужденных с ослабленным вирусом иммунитетом.
В 2015-м за решеткой в Татарстане умерли 23 ВИЧ-инфицированных, в том числе от СПИДа — 10 человек. Всего начиная с 1987 года жертвами инфекции в системе УФСИН по РТ стали 219 человек. Часть из них, согласно законодательству, имели право на освобождение от дальнейшего отбывания наказания в связи с тяжелым заболеванием и могли бы умереть на свободе.
Так, в 2015 году спецкомиссия врачей ФСИН и минздрава выдала девять заключений, подтверждающих наличие тяжелого заболевания из утвержденного постановлением правительства РФ №54 от 6.02.2004 г. перечня. Однако суды освободили лишь двух больных зэков. Еще одному осужденному и двум следственно-арестованным в этой милости было отказано, а четыре зэка скончались еще до суда, сообщил начальник медсанчасти УФСИН по РТ Махмут Хурматуллин.
Вопросы от ВИП-арестанта Харламова
Журналисту «Реального времени» удалось задать главному медику УФСИН по РТ и те вопросы, которые прозвучали от экс-капитана футбольного клуба «Рубин» Сергея Харламова на заседании Вахитовского райсуда Казани. Харламов тогда просил суд не продлять его арест, сообщая, что в числе его соседей в СИЗО — больные с открытой и закрытой формой туберкулеза и что акцент на углеводах в рационе арестантов бьет по организму спортсмена, привыкшего к белковой диете.
Махмут Хурматуллин сообщил, что ни один начальник СИЗО не имеет права нарушить приказ УФСИН об обеспечении питания подопечных. В то же время у арестантов есть возможность получать продуктовые передачи от родственников. «Если медработник изолятора посчитает, что белковое питание требуется для поддержания здоровья арестованного, мы разрешение на получение дополнительного питания даем. Я всегда на стороне того, чтобы не навредить человеку, но вопрос нужно решать индивидуально», — сообщил начальник медсанчасти.
Что до изоляции здоровых арестантов от больных туберкулезом, то Махмут Хурматуллин уверяет — с этим проблем нет: мол, все новички изоляторов проходят медосмотр и в случае выявления туберкулеза помещаются в отдельные палаты. Более того, начальник ведомственной санчасти уверяет, что арестованных туберкулезников содержат лишь в двух татарстанских изоляторах системы ФСИН — бугульминском СИЗО-3 и казанском СИЗО-2. В последнем «лимит наполнения туберкулезных палат» — 32 человека и «проблем с этим нет», сообщил сегодня начальник. А затем подтвердил, что жалобы от задержанных и осужденных поступают, было даже два судебных иска к УФСИН с требованием компенсации за подорванное здоровье. Суды зэки проиграли, потому что «фактов подтверждения не нашли», констатировал Хурматуллин.
«Золотые» пациенты за решеткой
Пользуясь присутствием прессы, представитель федеральной службы опроверг ранее звучавшие в СМИ заявления о дефиците антиретровирусных препаратов (далее АРВ-препараты) для поддержания иммунной системы зэков с ВИЧ. После горячей линии правозащитной организации «Зона права» в декабре 2015 года Генпрокуратура РФ по итогам своей проверки подтвердила, что перебои с АРВ-препаратами для осужденных имели место в девяти регионах страны, включая Ленинградскую, Свердловскую области и Мордовию. Татарстан упомянут не был.
По словам Хурматуллина, в 2015 году для осужденных с ВИЧ в Татарстан направлялись АРВ-препараты на общую сумму 32,5 млн рублей. А с учетом того, что из 900 ВИЧ-инфицированных зэков АРВ-терапию получает лишь каждый третий, бюджетные расходы на одного пациента за решеткой составили более 100 тыс. рублей в год.
Впрочем, с учетом освобождения, перевода и смерти осужденных в УФСИН по РТ образовались даже излишки этих АРВ-препаратов на общую сумму 3 млн рублей. Чтобы лекарства не пропали, медики УФСИН по РТ предложили их коллегам в других регионах. Первым откликнулся Новосибирск. Но отправлять ценный груз татарстанцы не спешат: ждут разрешения федерального центра.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.