«Куктау-20»: исследуем историю татарстанского кино

20 лет назад состоялась премьера первого татарского полнометражного фильма

В 2002 году в театре Камала прошла премьера фильма «Күктау», с которой начинают отсчитывать историю татарского кино. В связи с 20-летием этого события «Реальное время» решило провести ревизию татарстанского кинематографа, рассказывая о примечательных картинах. Все это время считается, что местные режиссеры вот-вот начнут снимать шедевры и породят феномен, сравнимый с якутской или иранской школой. А были ли к этому предпосылки?

От «Небесной горы» — до «Живы ли вы?»

В интернете Ягафаров, выкладывая режиссерскую версию, помечает ее 2003 годом. Сайт «Кинопоиск» обозначает его как картину 2004-го. Но архивы не подведешь: осенью 2002-го зал Камаловского театра был полон. 31-летний Ильдар Ягафаров представлял первый полный метр. До этого у уроженца Пермской области были короткометражки — «Сочинение», «Бэхеткэй», последняя получила диплом дней тюркского кино в Стамбуле и победила в номинации «Иностранный студенческий фильм» в Хьюстоне.

У «Күктау» тоже были призы — гильдии кинопродюсеров на российском кинофестивале «Кинотавр», Гран-при и специальный приз спонсоров на фестивале детских и юношеских фильмов в Хемнице (Германия). Он стал лучшим европейским дебютом в чешском Злине.

При этом после Ягафаров снимал и на русском. Заметной картиной нулевых стала «Югалту». В 2018-м режиссер отметился картиной «Байгал» с Владимиром Вдовиченковым. А в прошлом году он представил картину «Исәнмесез?».

Ударное комбо «Ильдар — Мансур»

Как и в «Күктау», так и в других фильмах, сценарист в «Исәнмесез?» — драматург Мансур Гилязов. Но что интересно, если в последней картине многое построено на диалогах, то в «Күктау» говорят мало. Главную роль здесь играет Фарид Бикчантаев. Только в мае 2002-го он занял пост главного режиссера Камаловского. Пару ему составляет его сын Йусуф — его герой Булат не хочет ехать в США, потому что там не говорят по-татарски. И тогда Карим, отсидевший в тюрьме из-за случайной автокатастрофы, убегает с ним из Казани. Кажется, на автора сильно повлияло японское кино, в духе поздних картин Такеши Китано.

Процитирую себя из статьи 20-летней давности: «Получалось татарскоязычное кино. Татарского в нем было — самое чуть-чуть. Подобных трудностей удалось избежать, лишь перенесясь на ту сторону Волги, в верхнеуслонскую глушь, где еще живы настоящие татарские деревни и родной язык». У Бикчантаева, который к тому времени давно не играет (после театрального училища он работал актером в Камаловском, а потом уехал учиться в ГИТИС на режиссера), удается роль на 100%, он лавирует между цинизмом и добродушием. В следующий раз Бикчантаев появится в кадре только в 2015-м — как рассказчик в картине «Война непрощенных» об антифашистской деятельности легионеров батальона «Идел-Урал» во время Великой Отечественной.

Оптимизма, переполнявшего в тот день зрителей и съемочную группу, казалось, хватит на то, чтобы каждый год выдавать по картине, которая как минимум останется в памяти потомков. К тому же скоро появился фестиваль мусульманского кино «Минбар», где приз за лучшую мужскую роль получил Фарид Бикчантаев. Однако, похоже, сами условия организации кинопроцесса мешали этому.

Радиф Кашапов
ОбществоИсторияКультура Татарстан

Новости партнеров