Какие новые функции обретет Спасская башня Казанского кремля

История одного из главных символов Казани, который побывал церковью и театром, а теперь готовится стать музеем

«Реальное время» запустило рубрику, в которой рассказывает о примечательных исторических объектах Казани и Татарстана, их знаменитых владельцах и культурном наследии. Наши первые рассказы посвящены Дому Шамиля и Александровскому пассажу, а сегодня обратимся к Спасской башне Казанского кремля. В конце марта президент Татарстана Рустам Минниханов изучал, как идет реставрация объекта. Концепция дальнейшего использования помещений и экспозиции внутри башни, которая сначала была в введении команды помощника президента республики Наталии Фишман-Бекмамбетовой, передана Министерству культуры РТ. Чтобы понять, какой будет судьба здания, изучим его историю.

Надвратная церковь от иногородних специалистов

В документах она называется «Спасская башня с пристроем». Реставрацию ведет «Татинвестгражданпроект». Согласно проекту, на первом этаже разместится экскурсионно-информационный центр, камера хранения и комната экскурсоводов, второй — также будет служебным, а вот третий превратят в музейную площадку. Ранее по проекту архитектора Светланы Мамлеевой в 2017—2018 годах башню уже начинали реставрировать.

Казанский кремль, каким мы его сейчас видим, начал отстраиваться после взятия города в 1552 году. Возводили здесь и церкви. Одна из них, в честь иконы Нерукотворного Образа, была надвратной. Сама икона была срисована со знамени Ивана Грозного. Построили башню в 1555 году, когда царь вызвал специалистов из Пскова, чтобы побыстрее соорудить новую крепость. Кремль, который в то время заканчивался в районе нынешней Преображенской башни, был расширен, деревянные стены начали заменять каменными — полностью это удалось сделать в XVII веке. В результате увеличения Кремля церковь стала, по сути, частью крепостной стены со Спасской башней, которую строили псковичи.

Постник Яковлев и Иван Ширяй к тому времени были известны как зодчие собора Василия Блаженного. Вместе с ними были вызваны 200 их земляков, а также дьяк Шершень Билибин, старосты Богдан Ковырин и Семен Мизинов. Интересно также, что Постника называют Ба́рмой, хотя кое-где в летописях выглядит так, что это два человека. «Барма» — значит картавый, говорящий невнятно, возможно, он был иностранцем.

Изначально башня была двухъярусной, а въезд в нее был Т-образным, потом — Г-образным (как и сейчас у Тайницкой башни) — это серьезно затрудняло противнику возможность ворваться. В середине XVI века рядом находилась башенка, в которой били набат.

Четырехъярусной башня стала после пожара 1694 года, когда на нее посадили еще два восьмигранника из кирпича. Часы появились в XVIII веке, причем стрелки стояли неподвижно, а крутился циферблат. К привычному виду часы пришли в 1780 году.

В 1815 году башню в очередной раз восстановили, а приехавший в Казань император Николай I дал церкви статус военной, казанского гарнизона, после чего храм расширили настолько, что он стал примыкать к башне. Икону разместили на стене башни со стороны города, туда вели полукруглые лестницы. Наконец, в 1905 году Федор Малиновский построил новую шатровую часовню в церкви.

В 1857 году слева от нее в крепостной стене появился въезд. Через три года засыпали ров, который окружал Кремль и через который был перекинут мост.

Кремлевский театр

После революции часовню снесли, икону перенесли в церковь Ярославских Чудотворцев на Арском кладбище. С 1930 года в Кремль начали въезжать автомобили, в том числе и через Спасские ворота напрямую. Отметим, что сам храм с внутренней стороны крепости сохранился в образе XVI века.

В 1960 году в башню въехал Тинчуринский, тогда еще Передвижной театр. До этого у артистов не было и такого здания, начинали они на кухне квартиры в доме на улице Московской (ранее ул. Кирова). Труппа театра была поделена на три бригады, которые ездили по районам, ставя спектакли на семь-восемь человек. А в башне были служебные кабинеты и зрительный зал для репетиций театра. В частности, здесь постановки принимали комиссия. Актеры называли свой театр «Кремлевским».

В 1985 году крыша театра в башне рухнула, актеры вновь оказались на улице, репетируя то в Клубе строителей, то во Дворце меховщиков. После этого Тинчуринский сумел выбить себе пространство на улице Профсоюзной (сейчас это Учебный театр), а после того как Камаловский переехал в нынешнее здание на озере Нижний Кабан, Тинчуринский в 1988 году получил дом на улице Горького.

В 1967 году НИИ «Прометей», занимающийся исследованием музыки, разместил в башне установку «Малиновый звон» со светофильтрами на 24 прожекторах, которые освещали звонницу пропорционально громкости колокола. Проект получил десять медалей ВДНХ СССР.

К слову, этот проект также на памяти у экспертов и краеведов. Одним из предложений о новых функциях Спасской башни было использование здания под музей светомузыки. И, конечно, ей необходимо вернуть «малиновый звон».

Радиф Кашапов
ОбществоИсторияКультура Татарстан
комментарии 6

комментарии

  • Анонимно 31 мар
    Там уже не нужно никак и церквей. Я бы даже убрал те церкви которые появилось после 1552 года. Надо восстановит как было до 1552 года.
    Ответить
    Анонимно 31 мар
    "Надо восстановит как было до 1552 года".
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/245874-istoriya-spasskoy-bashni-cerkov-teatr-muzey

    Предлагаете весь Казанский Кремль разрушить?
    Вместе с резиденцией президента РТ?
    Похоже на провокацию.

    А статья интересная.
    Очень.
    Спасибо.
    Про театр в Спасской башне впечатляет.
    Ответить
  • Анонимно 31 мар
    "История одного из главных символов Казани, который побывал церковью и театром, а теперь готовится стать музеем".
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/245874-istoriya-spasskoy-bashni-cerkov-teatr-muzey

    Небольшое уточнение - Спасская башня никогда не была церковью, башня отдельно, церковь отдельно, но вместе единое целое.
    Башня символизировала (и символизирует) мощь наследников великого имперца Чингизхана.
    А церковь величие Творца.
    Ответить
    Анонимно 31 мар
    Эта башня построена РУсскими после взятия казани!! хватит уж нацисткие бредни вещать
    Ответить
    Анонимно 31 мар
    Зачем столько злобы, ненависти, хамства, клеветы и безграмотности?
    В конце 14 века среднеазиатский правитель тюрок (татарин) Тимур (Тамерлан) разрушил Золотую Орду и стёр с лица земли ее столицу - Сарай.
    Сепаратисты расчленили Золотую Орду на мелкие государства Московское княжество, Крымское, Казанское, Астраханское и другие ханства.
    Казань из небольшого булгарского городка с 1440-х годов становится столицей ханства, где правят чингизиды, потомки Монгола Чингизхана.
    Трижды правил чингизид Шах-Али.
    В середине 16 века началось территориальное воссоединение Золотой Орды.
    В 1552 году чингизид, трижды казанский хан Шах-Али штурмовал Казань, в которой до этого был ханом.
    Защищал Казань предатель Едигер, который за несколько лет до этого с войсками чингизида Шах-Али штурмовал Казань.
    С объединения Казанского ханства и Московского царства началось восстановление территориального единства бывшей Золотой Орды, казанские ханы и московские цари создали Новую Золотую Орду - Российское царство, Российскую империю, наследницу Монгольской империи Чингизхана.
    Ответить
    Анонимно 31 мар
    Спасская башня стоит ВНЕ границ ханского Кремля, причем тут Чингизхан?
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров