Мода по-татарски: «барышни», «матрены» да девушки в калфаках

Как одевались татарские женщины до революции?

Историк Лилия Габдрафикова является одним из ведущих исследователей быта татарского народа. В своей колонке «Реального времени» она рассказывает о таком явлении, как мода татарских женщин в XIX — начале XX века.

Мода — это Европа

К одежде татары всегда относились с большим уважением. На это указывает вид народного костюма с яркими цветами, причудливыми украшениями и аксессуарами. Невзирая на высокую стоимость, татары с удовольствием тратили средства на одежду. На рубеже XIX-XX вв. в татарском обществе актуальной становится собственно «мода». Под этим словом понимали наряды европейского кроя. Модой увлекались как женщины, так и мужчины.

Но смена калфака на кокетливую шляпку, а ичигов на ботинки произошла не в одно мгновение, а постепенно. Народный костюм постоянно модифицировался. В первой половине XIX в. казанские татарки начали украшать свои платья оборками из широких лент, искусственными цветами, а рукава платья стали узкими, чтобы можно было уместить их под браслетами.

К середине столетия татарские женщины полюбили кринолины. Их умудрялись сочетать с национальными нарядами. В первое время это было распространено среди жен чиновников-дворян, затем переняли моду купчихи. Но, несмотря на свои пышные платья с кринолинами, татарки продолжали прятать лица под чапаном (покрывало-халат). По признанию К. Насыри, выглядело это довольно нелепо: «Если бы они накидывали на голову шаль — тогда другое дело», — считал просветитель.

Женская эмансипация

К началу XX в. на смену яркому и пышному городскому национальному костюму пришли наряды более скромного покроя и умеренных, чаще всего однотонных расцветок. Эта тенденция была связана и с новыми явлениями татарского общества: стремлением к просвещению и женской эмансипации.

«В настоящее время богатые татарки в Казани и Симбирске оказывают явную склонность к европейскому костюму и начинают тяготиться затворническою жизнью», — писал в 1880-х годах публицист С. Монастырский. Поскольку собственных светских школ у татар еще не было, то некоторые семьи предпочитали отдавать дочерей в русские учебные заведения. Конечно, ученицам приходилось соблюдать принятые в этой среде нормы в одежде. Трудно представить татарку-гимназистку в ярких платьях с роскошными украшениями, да еще и укрытую чапаном. В дальнейшем эти образованные девушки стали проводниками так называемого стиля «а-ля франка» в татарском традиционном обществе.

Три группы женщин

Любопытную связь между внешним обликом татарской женщины и ее манерам подметил поэт Ш. Бабич, описывая театральную публику в Уфе в начале XX в. Он выделил три группы женщин: 1) одетых в народные платья; 2) в городских нарядах, но в национальных головных уборах — калфаках; 3) в нарядах, полностью соответствующих европейской моде.

Последних он называл «барышня, госпожа», «кукла» и «матрена». Они разговаривали только на русском, девушки в калфаках через два татарских слова добавляли одно русское. Следуя логике поэта, вероятно, женщины в народной одежде беседовали уже на родном языке.

«Модная рубрика» в журнале

Вообще, внешний вид как женщин, так и мужчин был предметом бурных дискуссий в начале XX в. Особенно много доставалось представительницам прекрасного пола. При этом критику вызывал не столько костюм, а появление женщин в общественных местах с открытыми лицами. Своеобразным компромиссом стали специальные театральные показы для женщин, особые часы посещения в мусульманских библиотеках, отдельные зоны в синематографе.

Модные платья татарки заказывали не только у портных, но и покупали в магазинах готового платья, а также шили по журнальным выкройкам. Например, в татарском женском журнале «Сююмбике» имелась специальная рубрика «Модный отдел».

Кроме выкроек, здесь публиковались рекомендации о том, как сшить шляпы и делать искусственные цветы.

Пришедший взамен роскошным народным нарядам новый минимализм значительно облегчил жизнь татарской женщины. Платья стали более удобными и легкими. На некоторых фотографиях можно увидеть платья с укороченными рукавами. Богатые дамы больше не украшали себя тяжелыми накосниками (состояли из нескольких рядов крупных монет, пришитых на узкую тесьму; а после их долгого ношения у женщины нередко болела голова), нагрудниками, тяжелыми ювелирными изделиями. Некоторые женщины стали отдавать предпочтение карманным часам.

«Стойкий» калфак

Наиболее стойким национальным атрибутом внешнего вида оставался головной убор. Калфаки были распространены, прежде всего, среди казанских татарок. Но с конца XIX в. они стали популярны в других регионах империи.

Изначально этот предмет одежды предназначался только для молодых девушек. Но постепенно, по замечанию Ш. Марджани, женщины вплоть до пожилого возраста начали носить калфаки.

На протяжении XIX в. женский головной убор постоянно менялся: существовала мода на шапочки белого цвета, далее появились шелковые образцы, потом их начали шить из разных тканей, бархатные калфаки украшали различными драгоценными и полудрагоценными камнями, золотыми монетами, жемчугом.

Их цена могла доходить до двух тысяч рублей. Поэтому на рубеже XIX-XX вв. калфаки даже страховали наряду с другими ценными вещами и недвижимостью, а также держали в специальных коробочках. Появились калфаки-наколки (могез калфак).

Если в XIX в. помимо эстетических задач калфаки все же закрывали волосы и, при необходимости, лицо (были специальные длинные модели), то в начале XX столетия они играли лишь национально-декоративную роль, стали своеобразным атрибутом татарской идентичности.

Например, обращают на себя внимание иллюстрации в татарском детском журнале «Ак юл» (издавался в начале XX в.). В них активно использовались фотографии русских детей. Но если это было изображение девочки, то к снимку аккуратно дорисовывались миниатюрные калфаки. Очевидно, что этот момент для издателей журнала имел принципиальное значение. Национальная одежда к началу XX в. превратилась в своеобразный этнический символ, олицетворяющий историю и культуру народа, его самобытность. Так, в августе 1917 года в Уфе участницы шествия в поддержку национально-культурной автономии мусульман Поволжья и Сибири специально выбрали для выхода национальные костюмы.

А в повседневной жизни интеллигенции и буржуазии все больше доминировал смешанный стиль одежды: адаптированный вариант европейской моды. Новый внешний вид стал рассматриваться как признак образованности, успешности и высокого социального статуса человека. Но и простые слои населения, например, работницы фабрик или заводов, уже не думали о соответствии своего внешнего вида и поведения традиционным представлениям. Они жили совсем другими заботами.

Лилия Габдрафикова, фото предоставлены автором
Справка

Габдрафикова Лилия Рамилевна — доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан.

  • Окончила исторический факультет (2005) и аспирантуру (2008) Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.
  • Автор более 70 научных публикаций, в том числе пяти монографий.
  • Ее монография «Повседневная жизнь городских татар в условиях буржуазных преобразований второй половины XIX — начала XX века» удостоена молодежной премии РТ 2015 года.
  • Область научных интересов: история России кон. XIX — нач. XX в., история татар и Татарстана, Первая мировая война, история повседневности.

Новости партнеров