Павел Шмаков: «В Финляндии школа ориентирована на самых слабых и тормозных»

Образование в Финляндии: ориентация на слабого, свободный учитель, три языка и престижные ПТУ

Директор казанской школы «СОлНЦе» Павел Шмаков несколько лет проработал учителем в Финляндии, добившись известности не только на родине, но и за границей. Свою первую колонку в «Реальном времени» педагог посвятил сравнению двух систем школьного образования — российской и финской.

Образование, ориентированное на слабых

В России образование построено так, чтобы учить «верхние» 50-70% школьников — тех, кто хочет учиться, может учиться, тех, чьи родители хотят, чтобы они учились. Троечники образуют отдельную категорию детей, которых школа не любит.

Как правило, для российского учителя биологии ребенок, получающий «двойки» и «тройки» по его предмету, не только плохой ученик, но и плохой человек.

В Финляндии система устроена наоборот. Там в первую очередь обучают самых слабых, тормозных, объясняют 3-4 раза (сколько нужно), чтобы все, кто не мог понять, поняли.

Самым умным, естественно, скучно. При этом умным немножечко легче решить свои проблемы. Получается так, что школа в Финляндии добрая.

У них школа ориентирована на народ, прежде всего на самых слабых, обездоленных, глупых, тормозных. И получается так, что в школе нет плохих учеников. А на отличников не хватает денег и сил.

«У них школа ориентирована на народ, прежде всего на самых слабых, обездоленных, глупых, тормозных. И получается так, что в школе нет плохих учеников».
Фото telegraph.co.uk

У нас система ориентирована на самого сильного, поэтому в России с олимпиадными успехами намного лучше. Но когда проводятся международные тестирования по качеству образования, обычный финский школьник может лучше разобраться, как открыть счет в банке, как выбрать самого выгодного сотового оператора на свой телефон, и телефон там ребенок сам себе выбирает. У них обычный ребенок более продвинутый, чем наш.

«Там не проверяют учителей»

Второе принципиальное отличие в том, что в Финляндии в 1970-х годах отказались от системы РОНО. То есть там не проверяют учителей. Министерства у них есть, методические службы есть, а проверок нет. Идея в том, что раб работает хуже, чем свободный человек.

Учитель не готовит открытых уроков, как у нас. У них нет таких липовых вещей.

Но если педагог работает плохо, то возмутятся родители, проведут собрание. Общественность за этим смотрит. Учитель там работает свободно.

Трудный выбор: молоко или вода

Еще одно отличие поясню на примере. Сидят в детском садике двух-, трехлетние дети за столиком. К ним подходит воспитательница и спрашивает: «Дети, вам молочка или водички? Если хотите молочка, поднимите большой пальчик. Если водички, поднимите мизинчик». Дети напряженно думают и осуществляют выбор. Они еще говорить не умеют, но уже понимают что-то. Их учат выбору.

У нас в богатом детсаде будет стоять на столе молоко, вода и какао. В бедном садике ничего не будет стоять, им просто дадут что-то. Но выбора у детей нет, им просто будут давать что-то.

Причем это идет через все уровни. Например, моя дочка учится в седьмом классе, причем одновременно и здесь, и там. Два месяца она живет в Казани, потом три недели в Финляндии. Это тяжело, конечно, но пока получается — уже с третьего класса.

«Сидят в детском садике двух-, трехлетние дети за столиком. К ним подходит воспитательница и спрашивает: «Дети, вам молочка или водички? Если хотите молочка, поднимите большой пальчик. Если водички, поднимите мизинчик». Дети напряженно думают и осуществляют выбор. Они еще говорить не умеют, но уже понимают что-то. Их учат выбору». На фото — с дочкой в финском музее

Так вот, у них в седьмом классе начинается выбор — какие предметы изучать. То, что у нас происходит в десятом классе, у них происходит в седьмом-восьмом. И в России обычно формируется два десятых класса — физико-математический и социально-гуманитарный. Где-то бывает три, до шести вариантов. Но обычно формируется не больше трех классов.

У них ситуация не такая: каждый ребенок набирает себе предметы. И если три человека захотели в социально-экономический класс, а 15 — в гуманитарный, то курс социально-экономических предметов все равно будет. Разумеется, там у них есть и обязательные предметы.

Обязательное знание трех языков

Более того, с языками у них все очень здорово обстоит. Со второго класса они изучают один язык, с четвертого добавляется второй, с шестого добавляется третий. В седьмом-восьмом классе добавляется четвертый язык, не обязательный, по выбору.

В седьмом классе ты можешь выбрать вместо языка какую-нибудь технологию, углубленное изучение физики. То есть физика для ученика будет обязательная, а углубленное изучение — по выбору.

Дети в школе учат как минимум три языка — финский, шведский и английский.

Здесь в Казани у меня дочка училась в хорошей школе с английским уклоном. Когда она приезжала туда, тамошние финские дети знали английский лучше ее. Но количество часов на этот язык у них меньше.

«С языками у них все очень здорово обстоит. Со второго класса они изучают один язык, с четвертого добавляется второй, с шестого добавляется третий». Фото opetin.fi

А причина такого феномена проста. Когда в 1950-х годах стали переводить иностранные фильмы на родной язык, в России пошли по пути полного перевода и озвучки кино. И у нас хорошие иностранные фильмы смотрят на русском языке. У них зарубежные ленты смотрят с субтитрами — это намного дешевле, и при этом люди учат язык.

Профессиональные лицеи — это престижно

Любопытная для россиян там система образования. Начальная школа в Финляндии идет с первого по шестой класс. Средняя школа — с седьмого по девятый класс. Причем во всей стране начальные и средние школы равны. Там очень хорошие школы даже в самых маленьких деревушках.

После 9 класса ребята идут либо в лицеи, либо в профессиональные лицеи. И если у нас профлицеи, ПТУ считаются чем-то второсортным, то у них это не так. В их профлицеях фантастическое оборудование, туда вложено очень много денег. И у них равный выбор: кто хочет раньше зарабатывать, трудиться больше руками — идут в такие училища, а кому нужно академическое образование — идут в обычные лицеи.

Но вот лицеи у них разные по уровню: есть те, в которые огромный конкурс, где проходной балл повыше, есть где поменьше. То есть до 16 лет у них школы одинаковые. В газетах вы никогда не найдете рейтинга школ. А рейтинг лицеев есть.

Школьное образование у них заканчивается в 19 лет.

После лицея выпускники поступают в университеты. А после профессионального лицея они тоже поступают в университеты, но технические. У них нет второсортности технического образования.

«Нет никакого ЕГЭ»

В Финляндии нет никакого ЕГЭ. Разумеется, выпускные экзамены у них имеют место быть. Это своего рода портфолио: то, что ты заслужил за школьные годы, можешь предъявлять при поступлении в вуз. Дальше университет оценивает, брать тебя или не брать. Они обычно подают заявки в пять вузов — правила такие. И где у тебя хватает баллов, туда и поступаешь.

«После лицея выпускники поступают в университеты. А после профессионального лицея они тоже поступают в университеты, но технические. У них нет второсортности технического образования». Фото finland.fi

Высшее образование доступно всем категориям детей.

После любого университета можно защищать диссертации — как в академической сфере, так и в области сварки, например.

Их образование интегрировано в европейскую систему, их дипломы спокойно признаются во всей Европе.

Павел Шмаков

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

Павел Анатольевич Шмаков — российский и финский педагог, создатель и директор школы «СОлНЦе». Разработал концепцию интеллектуальной увлеченности школьников.

  • Родился в Казани в 1957 году.
  • В 1982 году окончил МИФИ (кафедра теоретической ядерной физики).
  • В 1983 году начал работать в физико-математической школе «Квант» (Казань).
  • В 1992-2000 годах был директором Академического колледжа при КГУ.
  • В 2000 году уехал в Финляндию. В 2004-2005 годах обучался в педагогическом училище. В 2004-2006 годах учился в Университете Хельсинки.
  • В 2006-2010 годах преподавал математику, физику и химию в школах Финляндии.
  • В 2009 году признан лучшим учителем года школы им. Алексиса Киви (Хельсинки).
  • В 2011 году по приглашению казанских властей вернулся на родину и стал директором лицея им. Лобачевского при КФУ.
  • В 2013 году создал и возглавил Специализированный олимпиадно-научный центр «Школа СОлНЦе» для детей с выдающимися способностями.

Новости партнеров