Рынок такси: так ли дешев Uber, как его малюют

«Хитрые» тарифы, дорогие детские кресла и странный «бизнес-класс»

Как выяснила аналитическая служба «Реального времени», в Казани действует 25 компаний, называющих себя службами такси. Мы проанализировали основные ценовые параметры этих служб, чтобы понять, как выглядит ситуация на рынке. Как выяснилось, несмотря на различные тарифные ухищрения, разница в ценах невелика. При этом самые крупные службы такси зачастую далеко не самые дешевые.

«Таксистские» условности

Стоит сразу оговориться: рассматриваемые компании далеко не всегда являются полноценными такси хотя бы в том смысле, который закладывается российским законодательством. Согласно данным Реестра выданных разрешений, в регионе за все время существования этого реестра было зарегистрировано около 30 тыс. разрешений на пассажирские перевозки легковым транспортом (стоимость выдачи разрешения — 400 рублей), многие из которых уже отозваны. Достаточное ли это количество для четырехмиллионного Татарстана — вопрос спорный.

И уж тем более в Казани не идет речи о серьезном рынке полноценных таксопарков в классическом понимании — тех самых, представители которых протестуют против Uber в Европе. Большинство «служб такси» не более, чем диспетчерские службы, обеспечивающие заказами частных перевозчиков. То есть технически Uber и Wheely в случае Казани являются примерно тем же самым, чем и компании, называющие себя в столице Татарстана «службами такси». А недавно запущенный в Казани агрегатор «Яндекс.Такси», выполняющий, по сути, функции субподрядчика для других служб заказа такси, оказывается даже субподрядчиком субподрядчика.

Автомобили, соответственно, принадлежат не диспетчерской службе, а самим водителям. В некоторых случаях они арендованы у диспетчерской службы или аффилированных компаний. Говорить здесь о каком-то контроле за действиями водителей и техническим состоянием автомобилей чаще всего не приходится. Параметры безопасности и качества услуг фактически остаются на совести водителей.

Учитывая эти допущения, аналитическая служба «Реального времени» и постаралась оценить рынок такси. Именно поэтому в исследовании мы не давали оценку адекватности, безопасности и скорости заказа машины в той или иной диспетчерской службе, равно как и состоянию автомобилей. При отсутствии четких механизмов контроля таких служб со стороны ГИБДД и водителей — со стороны диспетчерских служб, можно сказать, что любой заказ машины «такси» — лотерея. Соответственно, в обзоре служб такси речь пойдет исключительно о ценах.

Цены на такси в Казани

Название

Тариф

Посадка / Вызов в руб.

Посадка с ребенком (доплата за детское кресло)

Ожидание

1

СОЮЗ ТАКСИ, транспортно-экскурсионная компания тариф ЭКОНОМ

Эконом

60

нет

10 мин — 0; с 11 мин — 5 руб./мин

СОЮЗ ТАКСИ, транспортно-экскурсионная компания тариф КОМФОРТ

Комфорт

100

нет

10 мин — 0; с 11 мин — 5 руб./мин

16

СОЮЗ ТАКСИ, транспортно-экскурсионная компания тариф БИЗНЕС

Бизнес

150

нет

10 мин — 0; с 11 мин — 8 руб./мин

20

2

Максим, служба заказа легкового и грузового транспорта тариф «Легковой эконом»

Эконом

Пн, Вт, Ср, Чт, Пт — 6:00 — 9:00 и 16:00 — 18:30 = 90 руб. вкл. 1 км. В др. дни и др время 50 руб.

нет

10 мин — 0; с 11 мин — 3 руб./мин

Максим, служба заказа легкового и грузового транспорта тариф «Легковой комфорт»

Комфорт

Пн, Вт, Ср, Чт, Пт — 6:00 — 9:00 и 16:00 — 18:30 = 110 руб. вкл. 1 км. В др. дни и др время 90 руб.

нет

10 мин — 0; с 11 мин — 3 руб./мин

14

Максим, служба заказа легкового и грузового транспорта тариф «Легковой бизнес»

Бизнес

200

нет

10 мин — 0; с 11 мин — 3 руб./мин

16

3

Поехали!, служба заказа легкового и грузового транспорта

70 руб. (вкл. 0,5 км.)

нет

10 мин — 0; с 11 мин — 3 руб./мин

4

Татарстан, служба заказа легкового транспорта тариф «Легковое такси»

Стандарт

60

20 руб. к посадке и на 1 руб. возрастает стоим. км.

10 мин — 0; с 11 мин — 4 руб./мин.

Татарстан, служба заказа легкового транспорта тариф «Комфорт»

Комфорт

70

20 руб. к посадке и на 1 руб. возрастает стоим. км.

10 мин — 0; с 11 мин — 4 руб./мин.

14

Стоимостные перекосы и «хитрые» владельцы мобильных приложений

Как показал анализ, стоимость посадки в автомобиль или вызова в Казани варьируется от 30 рублей (служба заказа «Микс») до 110 рублей (CityMobil) в эконом-варианте. В некоторых случаях, как, например, у того же CityMobil, в эту стоимость входит от 0,5 до 3 километров поездки. В среднем же посадка стоит 60-70 рублей.

Стоимость каждого километра пути у участников рынка практически не отличается: в среднем она составляет 13-15 рублей («Такси Татарстан», «Максим», «Лидер»), хотя в некоторых случаях доходит и до 20 рублей (та самая служба заказа «Микс» с минимальной стоимостью посадки). Стоимость километра за городом значительно выше — в среднем она составляет 15-20 рублей при езде «в одну сторону». Если заказчик собирается тут же ехать на этом же такси обратно, то стоимость километра может снизиться до «городского» тарифа, а иногда и до более низкого. Видимо, сказываются большие расстояния и свободные дороги.

Вместе с тем, у двух компаний, работающих с помощью мобильного приложения, привязанного к банковской карте, система оплаты проезда отличается: у Wheely и у Uber километр пути стоит 6 и 4 рубля соответственно, но дополнительно клиент оплачивает каждую минуту в пути: по 4 рубля. Третья служба, работающая через мобильное приложение — «Яндекс.Такси» — предлагает классический способ оплаты. Остальные службы такси включают «поминутный» счетчик только при длительном ожидании клиента или при вялотекущем движении в «глухой» пробке.

Стоит, однако, учитывать, что крупнейшие службы заказа автомобилей — например, Uber или «Такси Татарстан» имеют привычку вводить повышенные тарифы в часы пик или при любых ситуациях, связанных с повышенным спросом на такси, будь то дождь, снегопад или Новый год.

Стоимость тарифа от (или из) аэропорта составляет от 250 рублей (служба «Микс») до 700 рублей («Такси 3») при эконом-тарифе. Основная же масса предложений — по цене 400-500 рублей, при этом из служб такси никто не отказался поехать в аэропорт.

Uber и Wheely — в топе по дешевизне

На основании заявленных компаниями тарифов «Реальное время» подсчитало стоимость поездок по трем условным маршрутам. Первый маршрут, от торгового центра «Парк Хаус» до торгового центра «Тандем» — короткий вариант. Согласно данным онлайн-карт, длина маршрута — чуть меньше 3 километров, время езды без пробок — 8 минут. Второй маршрут (который мы приняли за стандартный, результаты проранжированы именно по нему) — маршрут из центра города («Кольцо») до спального района Горки (станция метро «Проспект Победы»). Расстояние по этому маршруту составляет 10 км, без пробок ехать 15 минут. Третий маршрут — долгий и длинный: от тех же Горок до станции метро «Авиастроительная». Расстояние здесь — 20 километров, езды без пробок — полчаса.

Как можно увидеть из таблицы, в зависимости от выбранного маршрута выгода при использовании разных служб вызова такси может варьироваться. Однако средний по длине маршрут оказался наиболее выгодным у службы «Минимум». Поездка из центра на Горки обойдется всего в 141 рубль. Следом за ним — появившийся в прошлом году Uber. Пользователям сервиса придется заплатить 150 рублей. Следом идут служба «Юпитер» со 169 рублями и другой сервис, схожий с «Убером» — Wheely. Его пользователи заплатят 170 рублей.

Такси «Максим» возьмет за поездку 180 рублей, «Татарстан» — 190 рублей. «Яндекс.Такси» будет стоить 209 рублей, а «Лидер» возьмет за поездку 220 рублей. Самой дорогой службой по «обычному» тарифу оказалась служба «Kazan City» с 260 рублями за поездку.

Стоимость поездок по трем условным маршрутам
Название Тариф Стоимость днем, без пробок, ТЦ «Парк Хаус» — ТЦ «Тандем» (3 км, 8 минут) Стоимость днем, без пробок, м.«Площадь Тукая» — м.«Проспект Победы» (10 км, 15 минут) Стоимость днем, без пробок, м.«Проспект Победы» — м. «Авиастроительная» (20 км, 30 минут)
Диспетчерская служба МИНИМУМ 50 141 271
Uber, мобильное приложение для заказа такси uberX 94 150 250
Юпитер, диспетчерская служба заказа легкового транспорта 78 169 299
Wheely, мобильное приложение для заказа такси тариф «Экспресс» Комфорт 100 170 290
Максим, служба заказа легкового и грузового транспорта тариф «Легковой эконом» Эконом 89 180 310
Омега / Омега1, служба заказа легкового транспорта тариф «Легковой эконом» Эконом 89 180 310
Поехали!, служба заказа легкового и грузового транспорта 100 184 304
СОЮЗ ТАКСИ, транспортно-экскурсионная компания тариф ЭКОНОМ Эконом 109 190 320
Татарстан, служба заказа легкового транспорта тариф «Легковое такси» Стандарт 99 190 320

Дорогие детские кресла и недоступный «трезвый водитель»

Речь выше шла о самых стандартных, «обычных» заказах. Недостатка в службах по такому обширному параметру в Казани нет. Сложнее и разнообразнее ситуация с какими-то дополнительными параметрами.

Так, например, только три из 25 опрошенных таксомоторных служб готовы предоставить автомобиль с детским удерживающим креслом, как требуют того ПДД, если пассажиру необходимо ехать с ребенком. «Такси Татарстан» предлагает проехаться с ребенком за дополнительные 20 рублей и 1 рубль за километр, причем касается это всех тарифов службы. CityMobil предлагает детское кресло в машине за дополнительные 50 рублей, также независимо от тарифа. Такой же ценник и у «Яндекс.Такси».

А вот услуга, известная как «Трезвый водитель», предполагающая вызов водителя для перевозки машины клиента вместе с самим клиентом, доступна не во всех службах. Этой функции нет ни у «Такси Татарстан», ни у «Лидера», «Яндекс.Такси», Uber или Wheely. «Максим» готово прислать водителя за временно ограниченным в вождении автовладельцем за 790 рублей (цена за поездку из центра в Ново-Савиновский район). «Союз Такси» за такую услугу возьмет 1 500 рублей, «Акула» — 700 рублей за посадку и 35 рублей за километр, такси «Столица» — 600 рублей за вызов и 20 рублей за километр.

Ford Mondeo и Skoda Octavia в качестве бизнес-класса

Некоторые из компаний предлагают на выбор сразу несколько вариантов вызова автомобиля: традиционно они называются «эконом»/«экспресс», «бизнес»/«комфорт», «премиум»/«представительский». В большинстве случаев они отличаются классом автомобилей и, само собой, ценами. Впрочем, класс машины — понятие относительное и сильно варьируется в зависимости от представлений диспетчерской службы о понятиях комфорта, бизнеса и «представительности».

Так, например, одна из самых популярных в Казани и других городах диспетчерская служба «Лидер» в «бизнес»-тариф включает автомобили Ford Mondeo, Hyundai i40, Skoda Octavia, Renault Fluence. В то же время у «Лидера» по «эконом»-тарифу может приехать любая из этих машин, а может заняться доставкой клиента и автомобиль российского производства. Интересно, что, к примеру, у сервиса Wheely, работающего через мобильное приложение, та же Skoda Octavia («бизнес»-тариф у «Лидера») относится к тарифу «экспресс».

Российские легковушки вообще ожидаемо не в почете: из всех служб, предлагающих два и больше тарифов, только один сервис может осчастливить продуктом отечественного автопрома клиента, заказавшего «комфорт»-класс. Это недавно запущенный в Казани агрегатор «Яндекс.Такси».

Кто за сколько «таксует»?

Стоимость услуг диспетчерских служб для водителей также практически не отличается. Человеку с личным автомобилем, который решил зарабатывать, «таксуя», придется, во-первых, узнать условия тарифов, а во-вторых — узнать, сколько придется платить диспетчерской службе за вызов.

Основная масса компаний собирает от 10 до 15% стоимости заказа. Например, такси «Максим» заберет у водителя десятую часть стоимости заказа, столько же возьмет «Акула», «Микс», «Омега». Такая же стоимость услуг диспетчеров у такси «Столица», «Барабыз». Лишь 5% комиссии — у CityMobil, 7% — у Kazan city.

«Лидер» предлагает несколько видов тарифов для водителей: он может брать 15% от заказов, 22 рубля с заявки или фиксированную сумму: 1100 в неделю, 500 рублей за двое суток или 300 рублей в сутки. Аналогичная ситуация и у «Такси Татарстан»: диспетчерская служба может брать 22 рубля с каждой заявки, или 90 рублей в сутки плюс 9 рублей с заявки, или 1100 рублей в неделю. Uber забирает от 5% до 20%, Wheely — 20%, «Яндекс.Такси» берет 11% комиссии у таксопарков при оплате наличными, 9% — при безналичной оплате.

Стоимость услуг диспетчерских служб для водителей

Название

Тариф

Вознаграждение

Дополнительно

Ограничение на авто

1

СОЮЗ ТАКСИ, транспортно-экскурсионная компания тариф ЭКОНОМ

Эконом

13%

1000 руб. залог, который при увольнении возвращается и 100 руб. на счет

Цвет белый или желтый не сташе 3-5 лет

СОЮЗ ТАКСИ, транспортно-экскурсионная компания тариф КОМФОРТ

Комфорт

13%

1000 руб. залог, который при увольнении возвращается и 100 руб. на счет

Цвет белый или желтый не сташе 3-5 лет, В-класс авто (Солярис, Рио, Фокус)

нет

СОЮЗ ТАКСИ, транспортно-экскурсионная компания тариф БИЗНЕС

Бизнес

13%

1000 руб. залог, который при увольнении возвращается и 100 руб. на счет

Цвет белый или желтый не сташе 3-5 лет, бизнес-класс

нет

2

Максим, служба заказа легкового и грузового транспорта тариф «Легковой эконом»

Эконом

10%

нет

не старше 2010 года

Максим, служба заказа легкового и грузового транспорта тариф «Легковой комфорт»

Комфорт

10%

нет

не старше 2010 года

нет

Максим, служба заказа легкового и грузового транспорта тариф «Легковой бизнес»

Бизнес

10%

нет

не старше 2010 года

нет

3

Поехали!, служба заказа легкового и грузового транспорта

10%

нет

не старше 2010 года

4

Татарстан, служба заказа легкового транспорта тариф «Легковое такси»

Стандарт

3 тарифных плана: 1) 22 руб. с заявки; 2) 90 руб. в сутки и 9 руб. с заявки; 3) 1100 руб. в неделю

нет

по состоянию авто

Татарстан, служба заказа легкового транспорта тариф «Комфорт»

Комфорт

3 тарифных плана: 1) 22 руб. с заявки; 2) 90 руб. в сутки и 9 руб. с заявки; 3) 1100 руб. в неделю

нет

по состоянию авто

нет

Максим Матвеев, аналитическая служба «Реального времени»

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Аналитика

Новости партнеров