«Понимаем, почему была принята эта непопулярная мера»: первый день QR-кодов в маршрутках Казани
«Потенциально опасных» для здорового человека высаживают из транспорта с полицией
С сегодняшнего дня в Татарстане для проезда в общественном транспорте требуется предъявить QR-код о вакцинации от коронавируса или о перенесенном заболевании. Однако не все выполнили требования — по состоянию на 11.30 первого дня из троллейбусов и трамваев было высажено более 780 человек. В основном у людей не было QR-кодов, пассажиры также пытались пройти по справкам о первой сделанной прививке. Для всех создан ситуационный центр, в который можно обратиться с жалобой. О том, как утро у казанцев началось с QR-кодов на общественном транспорте, — в репортаже «Реального времени».
Пока не штрафуют, но высаживают
Сегодня утром в спальных районах Казани на 65 остановках общественного транспорта в сторону центра высадился десант контролеров из всех не задействованных на линиях сотрудников автотранспортных предприятий и контрольно-ревизионной службы городского Комитета по транспорту. Они отлавливали пассажиров без QR-кодов и высаживали их из салона. Вообще-то, по постановлению правительства за это гражданам грозит штраф от 1 до 30 тыс. рублей, но наложить его могут только представители полиции, Роспотребнадзора и Министерства транспорта РТ. На старте, видимо, решили обойтись без жестких мер.
7 утра, остановка «Энергоуниверситет». Автобусы останавливаются один за другим. Поскольку основная масса народа едет на работу к 9 часам, в салонах малолюдно, контролерам удобно проверять QR-коды, и это занимает немного времени. Люди молча предъявляют смартфоны и распечатки. У девушки на заднем сиденье QR-код есть, а маски — нет.
А вот и первый высаженный. Андрей Исаев работает в филиале московской компании, сделал первый компонент прививки и был допущен к работе. Утверждает, что о нововведении не слышал и проверка для него стала неожиданностью.
— Никакого оповещения не было, ни СМС не пришло, ни по телевизору не объявили. И наше руководство об этом не известило. У меня есть справка о первой прививке, вторая будет 29-го числа. Но меня все равно высадили под угрозой штрафа. Мне нужно на проспект Победы, а оттуда — в поселок Столбище. Я уже опоздал, вахтовый автобус с проспекта Победы уходит в 7.15. То есть это потеря одного рабочего дня. Теперь думаю, что делать. Завтра, видимо, придется ехать на такси, — рассуждает он.
Те, у кого нет заветного кода, придумали новый способ передвижения — пересаживаются с одного автобуса на другой, пока не высадят. Один из таких — мужчина средних лет. Как он рассказал «Реальному времени», о вводимых ограничениях на общественном транспорте он узнал неделю назад и сразу сделал прививку. На данный момент у него есть справка из поликлиники о том, что он прошел первый этап вакцинации. Но наличие справки не аргумент для проверяющих.
— Я доехал досюда, и меня не пускают в автобус. Я как должен добираться до работы, на такси за 500 рублей? Это тысяча рублей в день. Послал видео начальнику. Будем думать, что делать дальше, — громко возмущается он.
«Мы все привиты, иначе на работу не пускают»
По мере приближения часа пик обстановка становится все напряженнее. В полных салонах трудно развернуться, поэтому основное бремя проведения проверки кодов ложится на кондукторов. Время простоя транспорта увеличивается. В подъехавшем автобусе 22-го маршрута кондуктор проверяет коды при входе. На остановке образовалась очередь.
— У меня есть QR-код. Но почему не допускают тех, кто сделал одну прививку? Они же вакцинировались, — говорит женщина с ребенком. Устав ждать, она вызывает такси и уезжает на нем.
В 7.40 случается апофеоз — из салона выбегает кондуктор и, увидев толпу журналистов и проверяющих, буквально кричит:
— Разве можно так издеваться над кондукторами! Проверять невозможно! Те, у кого нет QR-кода, грубят, наезжают на нас. Коды не показывают, говорят, что мы не имеем права их спрашивать. И высаживать не могу — люди не выходят. Мы не полицейские, пусть полиция заходит и проверяет. Мне мои нервы дороже.
Кондуктора зовут Куршига. В разговоре с корреспондентом «Реального времени» она признается, что не успевает одновременно и проверять коды, и обилечивать пассажиров, ведь QR-код еще нужно открыть на смартфоне, сверить его. Некоторые вообще не в курсе, что это такое, и показывают проездные билеты или справки из поликлиники. «Объясняем, что не можем везти без кода, — не понимают», — жалуется она.
В набитый салон протискиваются проверяющие. Люди нервничают, кричат: «Давайте быстрее! Мы опаздываем!» и открыто выражают свое недовольство.
— Нужно по-другому ее [проверку] организовывать — на остановках хотя бы проверять. Мы все привиты, иначе на работу не пускают, — говорит интеллигентного вида женщина, стоящая у дверей.
— Вот у меня есть QR-код. У меня в 8 начинаются занятия, а мы тут сколько уже стоим, осталось 10 минут, а мне еще надо до улицы Гоголя доехать, — вторит ей другая.
«99% пассажиров едут с QR-кодами»
Председатель Ассоциации автотранспортных предприятий Татарстана Сергей Темляков рассказал, что вечером те же 65 бригад контролеров будут работать в обратном направлении — из центра на окраины. Система пока только апробируется.
— Работа организована так: в салоне автобуса QR-коды проверяет кондуктор, на остановках помогают сотрудники автотранспортных предприятий и контрольно-ревизионной службы Комитета по транспорту Казани. То есть на остановках может подойти сотрудник к тем, кто ждет, и попросить предъявить QR-код, потом он скажет кондуктору, что проверил QR-код, и, таким образом, пассажир сядет быстрее в автобус, и он быстрее поедет по маршруту. 99% пассажиров едут с QR-кодами, но есть несколько случаев, когда пассажиры скандалят. Если гражданин не выходит — автобус останавливается и вызывается наряд полиции. Такие случаи по городу есть, — пояснил Темляков.
Глава ассоциации подчеркивает, что решение о введении QR-кодов принимали президент и правительство Татарстана, а транспортники являются только исполнителями.
— Все мы понимаем, почему была принята эта непопулярная мера. Президент республики об этом говорил — это сложная ситуация с коронавирусной инфекцией. Перевозчики готовы везти всех, но мы не можем, потому что есть постановление правительства. И есть штрафы. Если проверяющий сотрудник полиции или Роспотребнадзора выявит в салоне общественного транспорта пассажира без QR-кода либо с фальшивым или поддельным QR-кодом, то на пассажира будет наложен штраф до 30 тыс. рублей, а на перевозчика — до 500 тыс. рублей. Если таких пассажиров в салоне четверо — штраф будет уже 2 млн. Что делать перевозчикам, которые и так находятся в трудной финансовой ситуации? 2 млн на один автобус — неподъемный штраф, поэтому проще остановить автобус. Но мы надеемся на порядочность и отзывчивость пассажиров и просим с пониманием отнестись к данной ситуации.
Темляков рассказал, что пассажиры уже срывают злость на работниках АТП. Например, вчера кондуктору 43-го маршрута сломали нос, его госпитализировали на скорой. У одного из пассажиров тот выявил поддельную социальную карту, и мужчина напал на него с кулаками.
Председатель ассоциации не стал скрывать, что наблюдается снижение пассажиропотока:
— Уже сейчас видно, что стало меньше народа в автобусах. Мы видим, что пассажиры кто как пытаются добраться на работу. Например, была высажена женщина, которая одну остановку проехала, к ней кондуктор просто не успел подойти, но ее высадили проверяющие. Она пересела на другой автобус, видимо, так же доедет до следующей остановки, и ее там высадят. И так пассажиры, видимо, будут добираться.
Добро пожаловаться в ситуационный центр
В Казани на базе Комитета по транспорту создан ситуационный центр, в который пассажиры могут обращаться с жалобами и предложениями по улучшению организации проверок QR-кодов. Звонить можно на горячую линию 275-30-50 или писать на странице Ассоциации автотранспортных предприятий Татарстана в соцсети «ВКонтакте».
Сергей Темляков отметил, что в будущем для ускорения процесса будут работать два кондуктора, и заверил, что количество автобусов на маршрутах не снизится и выходить на линии общественный транспорт будет по расписанию. Кроме того, какие-то коррективы, возможно, примут по итогам первого дня работы по новым правилам.
Интересная деталь — руководитель Ассоциации АТП рассказал «Реальному времени», что некоторые кондукторы отказались пользоваться закупленными для них смартфонами и перешли на свои. Связано это с тем, что если на остановках QR-код фиксируется хорошо, то на линии на казенном оборудовании он не всегда считывается.
Напомним, техника была закуплена на бюджетные средства Министерством транспорта РТ. В субботу смартфоны раздали транспортным предприятиям.
- «Козья слобода»
- «Козья слобода»
- «Козья слобода»
- «Козья слобода»
- «Козья слобода»
- «Козья слобода»
Люди с пониманием относятся к новым правилам
На станции метро «Козья слобода» как раз во время рейда было относительно спокойно. По словам полицейских, дежурящих рядом, там все спокойно, конфликтных ситуаций не было — контролеры проверяют QR-коды, люди с пониманием относятся к новым правилам и показывают их.
Немного иная ситуация сложилась на станции «Проспект Победы», куда при корреспонденте «Реального времени» не пропустили несколько человек. Например, у одной женщины была только справка с медотводом — ее не пустили, сказали, что вход возможен только через QR-код. У другой жительницы оказался недействителен срок действия QR-кода.
У других ситуация оказалась серьезней. Так, одному мужчине поставили вторую прививку 10 дней назад, а QR-код ему не пришел. Несмотря на просьбы казанца, контролеры не пустили его на станцию.
Еще одному парню, который поставил вторую прививку против коронавируса четыре дня назад, QR-код тоже не пришел, хотя на «Госуслуги» поступило уведомление о завершении вакцинации. Он рассказал «Реальному времени», что ему нужно в Авиастроительный район и теперь придется ехать на такси, которое сильно подорожало — доехать до указанного места назначения от проспекта Победы обойдется в 500 рублей, хотя, по словам молодого человека, обычно такой маршрут в утреннее время стоит не больше 300 рублей.
- «Проспект Победы»
- «Проспект Победы»
- «Проспект Победы»
- «Проспект Победы»
- «Проспект Победы»
- «Проспект Победы»
- «Проспект Победы»
- «Проспект Победы»
- «Проспект Победы»
Некоторые, как передает корреспондент издания, были вообще не в курсе введения системы QR-кодов в транспорте. Кто-то их тех, кого на входе разворачивают, узнают друг у друга маршруты и предлагают вместе поехать на такси, если им по пути.
На другой станции, «Площадь Тукая», женщина утверждала, что можно пройти со справкой о медотводе и без QR-кода. Контролеры, несмотря на ее возмущения, спокойно объяснили, что это не так.
Людей высаживают только в присутствии полицейских и контролеров
Куда лучше ситуация в трамваях, только там очень медленно проверят QR-коды. Этим случаем воспользовались несколько пассажиров в дальнем вагоне и вышли на остановке, не оплатив проезд. Со слов кондуктора, в целом реже трамвай ходить не стал, что подтверждает расписание.
Вместе с корреспондентом ехал пожилой мужчина без QR-кода. Он как раз направлялся в МФЦ, чтобы его получить. Кондуктор после объяснения ситуации не высадил его, однако предупредил о штрафах до 30 тысяч рублей в случае проверки.
В троллейбусах все чуть хуже — корреспонденту пришлось ждать нужный маршрут около 15 минут. Когда троллейбус все-таки приехал, кондуктор подтвердила «Реальному времени», что троллейбусы стали реже ходить, так как пассажиров мало. По ее словам, не у всех есть коды и кого-то приходилось высаживать. Но в целом сегодняшний час пик обошелся без происшествий. Одна из пассажирок, у которой не было QR-кода, из-за чего ее высадили, рассказала, что до этого ехала в другом автобусе и там вообще ничего не спрашивали.
- проверки в троллейбусах
- проверки в троллейбусах
- проверки в троллейбусах
- проверки в троллейбусах
Больше всего конфликтов было зафиксировано в автобусах. Например, в автобусе №31 пассажир в ответ на просьбу предъявить код ударил кондуктора и брызнул в глаза перцовым баллончиком.
Причем QR-коды с помощью смартфонов проверяют не во всех автобусах Казани, некоторые кондукторы ограничиваются устным вопросом о его наличии. Так, в одном из автобусов кондуктор до обилечивания спрашивает, есть ли QR-код. При этом показывают коды не все, однако все равно никого не высаживают. В течение поездки кондуктор только несколько раз предупреждает о контролерах. Аналогичная ситуация сложилась и в некоторых других автобусах.
Со слов кондукторов, время ожидания автобусов сегодня утром увеличилось. Несмотря на это, многие из них ходят полупустыми.
По словам другого кондуктора, реже автобус ходить не стал, а вот пассажиров теперь намного меньше — утром в час пик было очень мало людей. Кондуктор заявила, что людей высаживают только в присутствии полицейских и контролеров.
В целом женщина считает, что такой ажиотаж будет еще три дня минимум. При этом кондуктор не понимает, зачем вообще нужно было вводить QR-коды, и эти меры не поддерживает.
- Люди в автобусе
- Люди в автобусе
- Люди в автобусе
- Люди в автобусе
- Люди в автобусе
- Люди в автобусе
- Люди в автобусе
- Люди в автобусе
- Люди в автобусе
- Люди в автобусе
- Люди на остановке
- Люди ждут автобус
- Такси
- Водитель автобуса
- Люди в автобусе
- Люди в автобусе
- Люди в автобусе
- Люди в автобусе
- Автобус и такси
- Люди в автобусе
- Люди в автобусе
- Люди проверяющие qr код
- Люди в автобусе
- Люди в автобусе
- Люди в автобусе
- Люди проверяющие qr код
- Люди проверяющие qr код
- Люди проверяющие qr код
- человек показывает qr код
- Человек ждет автобус
- Люди в автобусе
- Люди в автобусе
- Автобусы
- qr код
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.