Ирина Александровская: «Родной язык — это прежде всего любовь к родной культуре»

Заслуженный учитель Республики Татарстан, инициатор республиканских Кирилло-Мефодиевских юношеских научных чтений — о причинах молодежной безграмотности, любви к родному языку и семейных традициях

Сегодня «Реальное время» представляет в спецпроекте «Год сохранения родных языков и народного единства» Ирину Алексеевну Александровскую — заместителя председателя Комиссии по культуре Общественной палаты Республики Татарстан, заместителя председателя совета Ассамблеи народов РТ, председателя правления РОО «Русское национально-культурное объединение Республики Татарстан», председателя совета МОО «Казанское русское национально-культурное объединение», директора казанской гимназии №93 — ресурсного центра базовых инновационных учреждений с родным языком обучения и воспитания, заслуженного учителя Республики Татарстан. Сегодняшнее интервью — это взгляд профессионала не только на проблему сохранения и развития языков народов Татарстана, но и в каком-то смысле на проблему самоидентификации представителей этих народов в современных условиях, когда быстрые изменения в окружающем мире заставляют нас меняться порой не в самую лучшую сторону.

Как вещи прадедов помогут сохранить их язык

— Ирина Алексеевна, можно начать с банального вопроса: где прежде всего должны прививаться интерес и любовь к родному языку — в семье или школе?

— Вопрос хоть и банальный, но жизненно важный. Ведь семья — это те истоки, те корни, без которых не формируется личность. И если в семье не хранят семейные реликвии, не рассказывают о традициях прошлых поколений, не хранят фотографии и доставшиеся от дедов и прадедов вещи — скатерочки, салфеточки, а если повезет и национальные наряды, то это семья потерявшая свои истоки, у нее подсушены корни.

И сколько бы общество и школа не прилагали усилий, стараясь пробудить такой интерес, роль семьи тут трудно преувеличить: без семейных традиций все будет бесполезно. Особенно сейчас, когда авторитет родителей у ребенка намного превосходит авторитет любых других субъектов, с которыми они сталкиваются.

— Стало уже плохой традицией сетовать, что сегодня и русский, и другие языки в обиходе звучат бедно, неграмотно, упрощенно…

— Красота и глубина языка тоже зависит от семьи. Ребенок говорит так, как говорят дома.

Учебников хватит на всех

— Дома говорят не всегда правильно, даже если и хранят традиции предков. Кто и как должен преподавать родной язык в школе?

— Родной язык, конечно, должен преподавать учитель-филолог. А если до этого он не являлся филологом, он должен пройти переподготовку. Такая возможность в республике есть. А в случае когда речь идет о преподавании языков народов Поволжья в воскресной школе, то, как правило, педагоги проходят переподготовку по специальности «педагог дополнительного образования».

— А как надо преподавать родной татарский и татарский для тех, кто хочет его изучать «с нуля»?

— Есть несколько уровней изучения языков, в том числе татарского. Есть более продвинутый — для тех, для кого татарский является родным, есть — для начинающих. Для тех и других у нас сейчас проводится огромная работа по созданию учебных комплексов, учебная литература дифференцирована, и подавляющее большинство учебников прошло аккредитацию на федеральном уровне.

Сейчас подготовлена новая партия учебников для начинающих — они проходят аккредитацию и, думаю, пройдут ее успешно.

realnoevremya.ru/Максим Платонов
Родной язык, конечно, должен преподавать учитель-филолог. А если до этого он не являлся филологом, он должен пройти переподготовку. Такая возможность в республике есть

Дом, где для всех звучит родная речь

— Говоря о родном языке, мы в Татарстане чаще всего подразумеваем татарский. Каким образом детям, для которых он неродной, давать его основы в обязательном порядке — с учетом того, что мы живем в национальной республике?

— Не соглашусь с тем, что речь, особенно в последнее время, идет только о родном татарском языке. В Ассамблее народов Татарстана я наблюдаю за деятельностью всех 37 национально-культурных объединений, которые входят в ее состав, я вижу, что о родном языке свято и трепетно говорят представители всех общин. Особенно я бы обратила внимание на такие национально-культурные объединения, как объединения марийцев, удмуртов, мордвы, башкир, чувашей…

— А где дети этих народов могут изучать свои родные языки?

— В Доме дружбы народов Татарстана есть уникальная воскресная школа, в которой есть возможность изучать все родные языки национальностей, которые входят в Ассамблею. Понятно, что в условиях Казани и всей республики мы не можем полноценно обеспечить изучение всех этих языков.

Но в Казани — в Доме дружбы народов — такие занятия проходят, и очень интересно. И у тех, кто тянется к своему родному языку, такая возможность есть. Кроме того, у нас в республике есть регионы компактного проживания, например, удмуртов, марийцев, чувашей и других народов Поволжья — там есть школы с родным языком.

«У нас есть куда прийти, чтобы найти представителей своего народа»

— Среди части родителей бытует позиция: «По закону мой ребенок имеет право изучать в школе родной язык, например мордовский или удмуртский, и неважно, как школа это обеспечит — пусть обеспечит, и точка». Как с этим быть? Как организовать изучение родного языка одному ребенку?

— Я ни разу не встречалась с такими ситуациями на практике. Видимо, родители всегда проявляли понимание. В нашей гимназии очень тесны связи с родительской общественностью, они осведомлены в том числе о моей общественной деятельности и считают родным домом Культурный центр имени Пушкина, где можно посетить самые разнообразные мероприятия, связанные с русским языком и русской культурой, и таким же родным домом считают Дом дружбы народов Республики Татарстан, где есть возможность приобщиться к культуре всех народов.

В Ассамблее народов Татарстана я наблюдаю за деятельностью всех 37 национально-культурных объединений, которые входят в ее состав, я вижу, что о родном языке свято и трепетно говорят представители всех общин

— Дом дружбы народов для ваших учеников — родной дом и источник знаний. А для тех, кто не учится в гимназии №93? Ведь чтобы найти дорогу к знаниям, нужно как минимум увидеть указатель — куда двигаться…

— Наша Ассамблея народов Татарстана — уникальная общественная организация, которая заявила о себе уже очень давно — в начале 90-х. У нее глубокие традиции, и она умеет собрать вокруг себя тех, кому интересен язык. Более того, руководители общин создают в соцсетях группы и приобщают через них к своей деятельности представителей других народов.

В отличие от других регионов у нас есть куда прийти, чтобы найти представителей своего народа.

«Большая ошибка видеть в этих уроках дополнительные часы для подтягивания упущенных тем»

— Русский язык преподают в школах в обязательном порядке. При этом у родителей, и не только русскоязычных, накопилось немало претензий как по качеству, так и по объему преподавания этого предмета. Где и как можно изучать родной русский на достойном уровне?

— Родным русским сегодня дети имеют возможность заниматься при желании в школах, кроме того, по инициативе Русского национально-культурного объединения проводится ряд мероприятий, например профильная смена «Глаголъ». Она проходит с 2014 года на базе детского оздоровительно-образовательного комплекса «Байтик» в поселке Крутушка. Она дает возможность ребятам, имеющим достижения в области изучения русского языка и русской культуры, продемонстрировать свои знания и успехи. В рамках этой смены традиционно проводится конкурс художественного слова, и оценивает это жюри, которое состоит из профессионалов — представителей театрального училища, Союза писателей РТ, сотрудников музея Боратынского, Казанского федерального университета.

— А как вы считаете, чему должны быть посвящены уроки родного русского языка?

— Что такое родной язык? Это прежде всего любовь к родной культуре. Любовь к нему, в том числе к родному русскому языку, диктуется прежде всего интересом ко всей культуре.

Отдельные товарищи хотят изучать русский как родной не из-за внутренней своей потребности в изучении родной культуры, а просто потому, что видят в этих уроках дополнительные часы для подтягивания каких-то упущенных при изучении русского языка тем. А это большая ошибка! Если посмотреть программу родного русского языка — там речь идет об этимологии языка, о народных истоках и традициях, жанрах фольклора…

realnoevremya.ru/Максим Платонов
Что такое родной язык? Это прежде всего любовь к родной культуре. Любовь к нему, в том числе к родному русскому языку, диктуется прежде всего интересом ко всей культуре

Реалии сегодняшнего дня

— Когда-то моя семья переехала из Казани в Ярославль, и я там в начальной школе оказалась одним из немногих чисто говорящих по-русски детей. Большинство, и даже учителя, в этом русском городе говорили неправильно — неверно расставляли ударения, коверкали некоторые слова. А в Казани тогда по-русски говорили чисто! Сейчас у нас на русском и говорят, и пишут отвратительно, даже те, у кого в школьном аттестате по этому предмету стоят высокие баллы.

— Эта проблема сегодня стоит достаточно остро для многих языков. Это реалии сегодняшнего дня. На мой взгляд, англоязычное пространство настолько расширилось, что другие языки — немецкий, французский — тоже испытывают трудности, так же как и русский. Не только мы подобострастно относимся к англоязычному пространству, но и жизнь диктует нам свои условия — мы вынуждены и в спорте, и в искусстве, и в дипломатии, и в науке использовать английский. Например, ученый-филолог, чтобы подтвердить значимость своих трудов, должен издать энное количество трудов на английском языке. Согласитесь, писать о фонетическом разнообразии русского языка на английском крайне сложно для специалиста! Эти условия англоязычного пространства проверяют многие языки на прочность.

— Но филологи-то все равно говорят на хорошем русском. А вот на улице, в магазине, в транспорте, на кухнях звучит иная речь. И пишут люди с ошибками.

— Не только молодежь, но и люди зрелого возраста очень много проводят времени в интернете, а там, к сожалению, образцы русской литературной речи почти не присутствуют. Вот и появляются неверные ударения, бедные и убогие мысли — и, как следствие, предложения.

Алексей Толстой говорил, что говорить кое-как означает и мыслить кое-как. А когда мы мыслим и говорим кое-как, мы и решения принимаем соответствующие, и проекты рождаются такие-же — на уровне «кое-как».

Тотальным диктантом — по безграмотности

— Процесс, о котором мы говорим, глобальный. Что мы можем ему противопоставить?

— Мы, как русское национально-культурное объединение, уделяем большое внимание развитию интереса к настоящей красивой русской литературной речи, к ее народным истокам. В частности, у нас есть такой проект, как Кирилло-Мефодиевские юношеские научные чтения, которые проводятся ко Дню славянской письменности и культуры и обращены именно к молодежной аудитории. Там работают секции по культурологии, по истории языка, по литературоведению, по авторским творческим литературным работам. Лучшие ребята-старшеклассники выдают прекраснейшие мысли о развитии русского языка, его истории! В этом году чтения проходили в онлайн-режиме из-за пандемии коронавируса, и члены жюри отметили, что это тоже нашло отражение в работах — ребята сделали анализ изменений лексики в условиях ковидной ситуации.

Такие чтения поддерживают маститые деятели научного сообщества Республики Татарстан — в жюри входят представители Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ, представители профессорско-преподавательского состава института культуры, целая плеяда известных писателей, музейные работники… Я думаю, что проекты для старшеклассников, о которых я сегодня говорила, реализуемые нами совместно с Министерством образования и науки и Министерством культуры РТ в рамках госпрограммы «Реализация национальной политики в РТ» и Государственной программы РТ по сохранению, изучению и развитию государственных и других языков РТ, способны изменить ситуацию к лучшему.

realnoevremya.ru/Максим Платонов
Тотальный диктант по русскому языку у нас пишут и стар и млад, разные социальные слои населения, и это очень радует. Это ведь значит, что есть такая потребность!

— Эти проекты все же для избранных, как вы сказали, «лучших ребят». А кто и чем поможет измениться остальным?

— У нас в Татарстане даже в условиях пандемии коронавируса популярны такие общероссийские акции, как «Тотальный диктант по русскому языку» — республика показывает наиболее массовое и наиболее качественное в нем участие. У нас его пишут и стар и млад, разные социальные слои населения, и это очень радует. Это ведь значит, что есть такая потребность!

У нас и пишут, и читают эти диктанты актеры и журналисты, представители органов власти — достаточно напомнить, что читала диктант вице-премьер Татарстана Лейла Фазлеева, депутаты Госсовета. Такой интерес обнадеживает.

«А вы сами читаете?»

— Одним тотальным диктантом всех вряд ли спасешь, если в школе дети не столько пишут, сколько решают кроссворды — подставляют пропущенные буквы и знаки препинания в клеточки в готовые тексты в рабочих тетрадях. А потом неглупый и старательный ученик, имея хорошие оценки, может написать одно и то же слово три раза по-разному и везде с ошибками, и боится, как огня, творческой самостоятельной работы — сочинения…

— Что касается ошибок — у нас в студенчестве, в годы, когда наша страна считалась самой читающей и грамотной, был спецкурс, на котором мы находили ошибки в печатных изданиях. Не секрет, что хорошо пишет и говорит тот, кто не потерял связь с книгой. Тот, кто много читает, как правило, имеет богатую и разнообразную речь.

Мы живем в бурный, быстрый век. Ребенок, например, читает, чтобы выполнить домашнее задание, а не потому, что ему интересно читать, не потому, что у него есть такая потребность. А без осознания этой потребности он и не напишет того сочинения, о котором мы мечтаем.

— Осознание, увы, ко многим почему-то не приходит.

— Когда родители спрашивают меня, как заинтересовать ребенка книгой, жалуются, что он не хочет читать, я спрашиваю: «А вы сами читаете? Ваш ребенок видит, что вам интересно читать». И человек смущается. А если ребенок видит, что у мамы с папой иные интересы, почему он должен считать, что читать интересно?

realnoevremya.ru/Максим Платонов

Не секрет, что хорошо пишет и говорит тот, кто не потерял связь с книгой. Тот, кто много читает, как правило, имеет богатую и разнообразную речь

От Достоевского — к «Рукопожатию республик»

— Что бы вы пожелали нам — замотанным и запутанным этим быстротекущим жизненным потоком, в котором мы торопимся успеть все и не успеваем, кажется, сделать самое главное?

— Нам самим нужно вернуться к истокам, к той величайшей русской литературе, которой до сих пор восхищается мир. До сих пор Лев Толстой, Чехов и Достоевский — настольные книги у просвещенных людей Европы, а мы о них забыли. Надо обращать внимание на великие даты наших поэтов и писателей! К примеру, многие ли помнят, что 2021 год — это год 200-летия Достоевского, очень важное событие?

Я всех приглашаю в Культурный центр имени Пушкина на интереснейшую выставку о Льве Толстом и Федоре Достоевском, двух современниках, которые не встретились. В этом году также исполняется 200 лет со дня рождения великого поэта Николая Некрасова, на творчество которого стоит взглянуть более глубоко, чем мы помним по школьному курсу, пройденному в детстве.

Побывав в его доме-музее в Карабихе под Ярославлем, я узнала столько нового об этом писателе и издателе, редакторе журнала! Знания всегда можно и нужно пополнять, даже когда кажется, что знаешь о творчестве писателя или поэта уже все-все.

— А если молодой человек не готов читать Достоевского и Толстого, он просто не понимает, о чем там речь — все слишком далеко от сегодняшних реалий?

— У нас накануне Дня народного единства пройдет уже пятый по счету фестиваль «Рукопожатие республик» для поэтов республик Поволжья, пишущих на русском языке, — из Мордовии, Чувашии, Удмуртии, Марий Эл, Башкортостана… Образовалось интереснейшее сообщество поэтов — и это тоже приобщение молодежи к русской поэзии и к русскому языку, без которого мы не можем существовать. Это то, что скрепляет все наши народы!

Инна Серова
ОбществоОбразованиеКультураИстория Татарстан Министерство образования и науки Республики ТатарстанАссамблея народов ТатарстанаОбщественная палата Татарстана
комментарии 15

комментарии

  • Анонимно 29 окт
    Россия русское национальное государство? Не согласны? Тогда почему многонациональный регион России под номером 16 вдруг стал национальной республикой? Республики в РФ не являются национальными, а регионами всех проживающих в них граждан России. И в России в первую очередь под родным языком подразумевается Русский язык.

    И реальным лидером русских в Казани является не эта странная женщина, а доцент Михаил Юрьевич Щеглов.
    Ответить
    Анонимно 30 окт
    Кто сказал, что в РФ есть "национальные республики"?
    В Конституции такого нет.
    Вы провокатор?
    Мелкий?
    Ответить
    Анонимно 30 окт
    Лидером русских в Казани и РТ является Президент РТ Р.Н.Минниханов.
    Ответить
    Анонимно 30 окт
    ну если лидер русских Щеглов, то очень жалко русских))
    Ответить
  • Анонимно 29 окт
    Очень много безграмотных статей и постов. Дети на них смотрят, ориентируются
    Ответить
  • Анонимно 29 окт
    Молодому человеку достоевского придется читать. Программа
    Ответить
  • Анонимно 30 окт
    Проблема налицо - носителей русского языка становится с каждым годом все меньше и меньше.
    Качество разговорного и письменного русского языка тоже понижается.
    И такие проблемы у многих сотен и тысяч языков на планете Земля.
    Узкие филологи и узкие специалисты других направлений науки вряд ли смогут это осознать.
    Требуются философы.
    Лучше философы-филологи.
    Но где их взять?
    Раньше был один гениальный "учитель всех времен и народов", знающий все "науки" - Ульянов по кличке "Ленин".
    Его ученик по кличке "Сталин" тоже был неплохим "ученым", который все "знал".
    Но даже они предлагали перевести русский язык на "латиницу", а затем всему "пролетариату" во всех странах перейти на единый язык "эсперанто" - чтобы проще было организовать Мировую марксистскую (коммунистическую) "революцию и установить диктатуру на всем Земном Шаре.
    Но позднее марксистам-ленинцам-сталинцам пришлось отказаться от этой "гениальной" идеи - рабочие Западной Европы, США и других стран отказались поддерживать идеи марксизма-ленинизма-сталинизма.

    Безусловно, народам планеты Земля необходимо понимать друг друга, необходимо средство международного общения - международный язык.
    Но также безусловно, что разнообразные языки это богатство Человечества.
    И что делать?
    Сложнейшая проблема.
    Ответить
    Анонимно 30 окт
    Ну что ж вы так про весь пролетариат пишете? И во времена Ленина, и в правление Сталина, и в плюшевый "застой" Брежнева - всегда были во всех странах рабочие или коммунистические партии,различные движения за социальное равенство.. То, что они не могли себе позволить активно публиковаться в СМИ, вынуждены были скрываться и действовать подпольно, не значит, что их не было и не будет. Я вам больше скажу: сегодня и нерабочие интересуются трудами Карла Маркса и Фридриха Энгельса. А режиссеры снимают фильмы, в которых находит отражение мир без социальной справедливости. Вот часто упоминаемый сейчас корейский сериал, например. В нем жестко и доходчиво показан мир, где за алчность одних другие платят собственными жизнями.
    Ответить
    Анонимно 30 окт
    Никто не говорит, что современный капитализм "идеален" - у него куча недостатков.
    Но марксисты-ленинцы, где бы не захватывали вооруженным путем власть, всегда несли хаос, разруху и гибель миллионов людей.
    И "социальная справедливость" в странах "капитализма" и уровень жизни трудящихся всегда были выше, чем при коммунистах в СССР в 1960-1980-х годах.
    Не говоря уж о кровавом терроре марксистов в Красной России и СССР в 1917-1950-х гг.
    У современной РФ есть хорошие шансы построить социальное, справедливое государство.
    Возврат во времена марксизма-ленинизма это возврат к диктатуре и обнищанию народа.
    Опять хотите чтобы весь народ по карточкам еду получал?
    И боялся за свою жизнь?
    Да, пишу грубовато.
    Чтобы было понятнее.
    Извините.
    Ответить
    Анонимно 30 окт
    Да понятно все с вами. Чего уж извиняетесь. Просто пока вы молоды, здоровы и можете заработать себе на кусок хлеба с маслом. А вот когда выйдете на пенсию по старости или по инвалидности, посмотрите на мир с другой стороны. Сытый голодного не разумеет. Не жили вы при советской власти, потому что тот, кто жил в то время отлично помнит лучшие времена. По карточкам получали в конце восьмидесятых, во время гражданской и Отечественной войн. Посмотрите на фото очередей в США в 1929 году. У них, между прочим, нет такого рискованного земледелия, как у нас, и войн не было в 20 веке. А нищие, безработные и больные есть. Да и с террором вы как-то уж сильно размахнулись. Белогвардейцы, между прочим, детей пролетариев на штыки вскидывали, а девочек-подростков по кругу пускали. Товарные поезда взрывали, коров колхозных травили ... Это была война. Гражданская война, в которой обе стороны зверствовали. А жесткие решения Сталина помогли победить фашистскую Германию с ее сателлитами. Россия (кстати, и благодаря татарам тоже) не сдалась, как европейские пр.......ки, уступив страну врагу.
    Ответить
    Анонимно 30 окт
    Принимаю Ваше точку зрения - Маркс, Ленин, Троцкий, Сталин, Пол Пот и другие руководители марксизма-ленинизма это "святые люди", без руководства которых Человечество жило бы в "пещерном веке".
    Но не разделяю.
    Пенсионеры в "капиталистических" странах жили несоизмеримо лучше, чем в Красной России и СССР.
    Это просто исторический факт.
    И национал-социализм (нацизм) победили не марксисты-коммунисты, а народы СССР, своим героическим трудом в тылу и подвигами на фронте.
    Ответить
    Анонимно 30 окт
    Да, "у современной РФ есть хорошие шансы построить социальное, справедливое государство" благодаря таким ребятам как Сергей Савельев и Владимир Осечкин.
    Ответить
    Анонимно 30 окт
    Во-первых, не надо ставить в одну линию людей с разными взглядами на социалистический строй. Тот же Салот Сара, взявший псевдоним Пол Пот, выселял своих противников в сельскую местность и был назван советскими коммунистами (Хрущевым и Брежневым) ревизионистом. Невозможно предвидеть, как переварит марксистское учение мозг человека, выросшего во французской колонии. Ну и, закрывая тему красных кхмеров, хотелось бы спросить: А вы знаете, как сейчас живёт народ Камбоджи?
    Теперь про пенсии. До Октябрьской революции в царской России пенсию получала только треть населения: госчиновники, военнослужащие и те, кто сам отчислял деньги в пенсионные кассы. Но и тут были свои "подводные течения": пенсия служивым была "царской милостью", а держатели пенсионных касс всяческий обманывали тех, кто отчислял деньги в пенсионный "общак".
    В Советском Союзе пенсионная система была основана в 1931 году. И только потом за коммунистами "подтянулись" капиталисты: например, в США Франклин Рузвельт в 1935 году подписал закон о запуске программы Social Security ( пенсионный возраст для американцев тогда установили на уровне 65 лет); во Франции пенсионные схемы для занятых в важнейших отраслях промышленности, таких как металлургия, химическая промышленность и строительство, были созданы в 1937 - 1938 годах. Так что, как любил говорить Лев Жаржевский, учите матчасть.
    Ответить
    Анонимно 30 окт
    Вы пытаетесь внушить, что материально трудящиеся "капиталистических" стран жили хуже, чем пролетарии и рабочие в Красной России и СССР?????????
    Если бы международные марксисты-террористы во главе с красными дикторами Лениным и Троцким не захватили вооруженным путем власть в демократической Российской Республике в октябре 1917 года, то Россия развивалась бы в 10 раз быстрее, чем при марксистах и коммунистах.
    Марксисты затормозили развитие России почти на 100 лет.
    Благосостояние современных россиян гораздо выше, чем при марксистах и коммунистах.
    И не надо скрываться за уважаемым Л.М.Жаржевским - отвечайте за свои слова (и поступки) сами.
    Ответить
    Анонимно 30 окт
    Ну у вас благосостояние, может быть, и выше, однако не надо судить о том, что имели советские рабочие 50-60-х годов прошлого века, не сравнивая с уровнем благосостояния тех лет во всем мире. Человечество неравномерно, но примерно с одинаковой скоростью движется вперед (Африку не учитываем). Понятно, что набор техники и продуктовая корзина, которые имелись у среднего жителя США в послевоенные годы, был "жирнее": ведь США не воевали и до сих пор снимают по два урожая в год. Да и послевоенная ФРГ сидела бы на картофельных очистках без поддержки западных партнеров. Однако мухи отдельно, котлеты отдельно.
    Истоки относительной "сытости" сегодняшних россиян - в доходах от углеводородов и большом количестве эрзац-продуктов на полках ритейлеров. Россия сегодня плотно сидит на нефтяной и газовой иглах: если убрать углеводороды, то такие, как вы, с воплями разбегутся по всему миру. Несоразмерно большую часть трудовой России составляет обслуживающий и развлекающий персонал: таксисты, охранники, менеджеры, парикмахеры, артисты разных жанров, инфоцыгане, дизайнеры и блогеры. Эта обслуга исчезнет, как пыль, с отключением от трубы.
    Как бы там Россия развивалась без коммунистов, не вам судить: то, что вы взялись рассуждать о пенсиях, не изучив матчасть, уже во многом характеризует вас. Скажу только, что основные средства (здания, дороги, электростанции и так далее), доставшиеся России от СССР, используются до сих пор. 30 лет эксплуатируются почти без ремонта!
    И потом, в чем именно выразилось "скрывательство" за Львом Моисеевичем? В цитировании его любимого высказывания? Ну так учите матчасть, чтобы не конфузиться на элементарном уровне. Вы же при нулевых знаниях о пенсионной системе Запада пытались "топорщиться" на эту тему? Пытались. Значит, матчасть не выучена. Слова Льва Жаржевского - достояние народа. Не надо "прихватизировать" сказанное им )))

    P.S. Исправлю "очепятку" : не "держатели пенсионных касс всяческИЙ обманывали", а " держатели пенсионных касс всяческИ обманывали".
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров